Валерий Баринов: «Театр без интриг — мертвый театр!»

Известный актер вспоминает о работе с Юрием Толубеевым и Олегом Борисовым, Юрием Васильевым и Нелли Корниенко, Людмилой Касаткиной и братьями Соломиными.
Марина Порк
|
20 Октября 2016
Валерий Баринов
Валерий Баринов
Фото: А. Федечко

Никогда не расскажешь о себе всей правды, даже если настроен на откровенность. Хотя, казалось бы, жизнь прожита — чего стесняться? Но это как смотреться в зеркало: всегда невольно выбираешь выгодный ракурс. Так и в интервью — хочется выглядеть в глазах публики человеком добропорядочным, положительным, надежным.

Анатолий Эфрос когда-то назвал артистов женской половиной человечества. А что главное в женщине? Тайна, которую всю жизнь стараешься разгадать. Она влечет к себе, а актер по роду своих занятий должен привлекать публику. Увидев его на сцене, можно понять, какой человек в жизни. О людях, с которыми на сцене и съемочной площадке сводила меня судьба, говорю с радостью и удовольствием. Мне везло на незабываемые встречи с самого детства.

Путевку в актерство, совсем не желая того, выписала мне мама. Она дожила до момента, когда я стал народным артистом. Родители никакого отношения к театру не имели. После войны, во время которой отец руководил подпольной организацией в городе Малоархангельске Орловской области, он был заместителем председателя райисполкома. Когда позже мы перебрались в Орел, мама работала в отделе кадров приборостроительного завода. Я был маленьким, еще в школу не ходил, когда Володарский район проводил смотр художественной самодеятельности. В финале итогового концерта на сцену выходил сводный хор, а перед ним стоял маленький мальчик и читал стихи о мире. Кто-то посоветовал режиссеру: «Вон у Баринова пацан шустрый!» Мама нашла в численнике подходящее стихотворение Исаковского. Читать я не умел, но память была хорошая. Выучил стихи с маминого голоса. Меня поставили перед хором, и я произнес с выражением: «Еще не все запаханы окопы / Следы войны, следы прошедших гроз. / И матери — во всех концах Европы — / Еще своих не осушили слез».

Помню, как плакали взрослые. В зале сидело множество ветеранов, донашивавших гимнастерки, кто-то без руки, кто-то без ноги. А в моей детской голове засела мысль: я могу властвовать над публикой. Видно, тогда актерский вирус и проник в душу. Стал постоянно выступать в концертах. Когда обнаружился мальчишеский голосок, я превратился в Робертино Лорети местного масштаба. Трогательно пел «Родина слышит, родина знает...» или «Я первый ученик среди ребят, — пятерки в мой дневник, как ласточки, летят». Увы, никто из взрослых не уловил момента мутации (родители в этом мало что понимали), и голос изменился до неузнаваемости. Так что с карьерой певца пришлось распрощаться, но я продолжал участвовать в самодеятельности и вынашивал тайную мечту стать актером.

Первую попытку совершил, когда окончил школу. Явился в столицу в августе, когда экзамены давно закончились. Я же не знал, что в театральный надо поступать в июне! Пришел во ВГИК, там только посмеялись: «Ну что вы, молодой человек!» Вернулся домой несолоно хлебавши, устроился на стройку, но тут Орловский драмтеатр вывесил объявление о наборе в свою студию, что называется, без отрыва от производства. Я дерзнул, показался, и меня приняли. Стал самым юным студийцем. За день на стройке сильно выматывался, поэтому перешел в театр рабочим сцены — людей этой профессии всегда не хватает, а я был парнем физически сильным. Вдвоем с напарником мы спокойно поднимали за ножки рояль и водружали его на сцену. Студией руководил замечательный педагог и режиссер Валентин Алексеевич Иванов. Благодаря ему я, в общем-то деревенский парень, окунулся в доселе неведомый мир, который завораживал. Валентин Алексеевич что-то во мне разглядел, хотя я был смешным, неуклюжим, ушастым, с большим носом. Комплексовал по поводу внешности, а быть артистом хотелось. Да и Иванов повторял: «Тебе надо ехать в Москву поступать в театральное училище». Правда, забегая вперед, скажу, что когда пришел в ГИТИС и увидел в коридоре толпы красавцев, дрогнул: ну куда лезу?! К несчастью, Валентин Алексеевич очень рано умер — инсульт. Мы по очереди дежурили у его постели, выхаживали, но...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 15
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог