— Одно время вас называли актрисой Константина Богомолова. Он занимал вас во всех своих постановках?
— Спасибо за «актрису Богомолова», я расцениваю это как комплимент. Впервые Константин пригласил меня в спектакль «Старший сын», который тоже шел на улице Чаплыгина, в «Табакерке». Потом я сыграла у него в «Чайке», «Идеальном муже», «Карамазовых», «Мужьях и женах». У Богомолова своя эстетика и своя позиция, с ним интересно репетировать. Вообще, он очень любит играть сам. Иногда заменяет каких-то артистов. Помню, выходил со мной в роли Треплева в «Чайке», это был срочный ввод. Однажды, по-моему, и в «Старшем сыне» заменял кого-то. В кино уже сыграл несколько ролей, в том числе и главных.
С Константином у меня замечательная история, и я ему очень благодарна за то, что он всегда дает роли, о которых у других режиссеров я, наверное, не могла бы даже мечтать. Он видит меня по-своему и всегда удивляет непредсказуемыми предложениями. В первую очередь это Нина Заречная в «Чайке», потому что в классическом распределении ролей, конечно же, никакая я не Нина.
— Для Богомолова не существует классического распределения ролей и актерских амплуа?
— Наверное, нет. Вообще, эти понятия потихоньку уходят в прошлое. Вот сейчас начинаю репетировать новую театральную работу, которую раньше вряд ли бы получила. До этого несколько лет ничего не выпускала. В период руководства МХТ Сергеем Васильевичем Женовачом уходила в декрет, и мне ничего не предлагали. Сначала я этому была даже рада в связи с другими заботами, тем более что все время снималась. Но через год-другой почувствовала, что очень соскучилась по театральному процессу, репетициям, разборам, кропотливой работе. И недавно меня распределили на Елену Андреевну в чеховском «Дяде Ване», а это, казалось бы, совершенно не моя роль.
Режиссер Денис Азаров проводил достаточно долгий кастинг. Сначала отсмотрел исполнительниц на роль Сони, потом — на роль Елены Андреевны. Наташа Беднова, которая сейчас у нас заведует труппой, все время спрашивала: «Света, когда ты придешь к Азарову?» А у меня съемки были, и я отвечала: «Наташенька, скоро, скоро». Как-то звонит: «Остался последний день...» Я говорю: «Наташ, какой смысл мне показываться? Для меня же нет ролей в «Дяде Ване», я и не Соня, и не Елена Андреевна» Она: «Но у Дениса не классическое распределение, приди, он хочет тебя увидеть!»
Пришла:
— Денис, здравствуйте, спасибо большое, что позвали на пробы, но я же не Елена Андреевна.
— Почему вы так считаете? Прочитайте этот монолог.
Прочитала, мы очень хорошо пообщались, и я ушла, ни на что не надеясь. Вообще, привыкла уже ни на что не надеяться ни в театре, ни в кино, не придавать особой важности пробам. А то когда чего-то очень хочется, желание не сбывается.
Недели две назад Наташа спрашивает:
— Свет, тебе Денис не звонил?
— Нет. А что?
— А то, что ты уже утверждена на Елену Андреевну!
— Шутите?
— Нет, поздравляю.
Вот такой я получила подарок.
— И все же сыграть отца Феофана в «Карамазовых» вы, наверное, могли только у Богомолова. Как это получилось?
— Тоже совершенно неожиданно и очень близко к премьере. У Кости есть особенность — собрав команду, тасовать роли. По ходу работы он может многое менять, фантазировать, добавлять выжимки из других пьес. Поэтому, приходя к нему на репетицию, никогда не знаешь, чем все кончится. Однажды он предложил мне сыграть отца Феофана и спеть знаменитый хит Фредди Меркьюри Show must go on. Я это восприняла как вызов, посланный для того, чтобы внутренне освободиться и поверить в себя.