Очень хорошо помню, как лет в шестнадцать смотрела по телевизору передачу: Константин Райкин читал стихи Николая Заболоцкого. Притянуло к экрану как магнитом. Мне чрезвычайно нравился Райкин — его работы в кино, телевизионные спектакли. Энергичный, талантливый. А уж как он танцевал! Почему-то была уверена, что однажды познакомлюсь с этим замечательным артистом. Откуда такие мысли? Мистика какая-то.
Я росла очень шустрой. В отличие от Вики, она — полная моя противоположность: тихая, всегда играла с маленькими куколками из бумажек и каких-то тряпочек. А я дни напролет носилась по улицам, крышам и оврагам Смоленска. Возвращалась в рваной одежде, с содранными в кровь коленками, а как-то заявилась домой даже со сломанной рукой. Мама до сих пор удивляется: «И в кого ты у нас такая?!»
С сестрой мы не ссорились никогда. Помню, бросались подушками, я ее, конечно, победила, что логично: я ведь старше на семь лет. Она заплакала, но маме не пожаловалась. А могла бы... Не скажу, что мы в детстве были неразлейвода, — все-таки большая разница в возрасте.
Потом я уехала из Смоленска, и все взросление сестры проходило без меня. Со второго раза я поступила — в Ярославский театральный. Кто-то из знакомых посоветовал: мол, туда попасть проще, чем в столичный институт. Училась и была счастлива. С тех пор очень люблю этот город, он удивительно красивый. Кстати, не считался глубокой провинцией, наоборот, там очень сильная театральная школа и потрясающие педагоги, я их всех помню и люблю.
На каникулы возвращалась домой. Привозила сестре в подарок даже эскимо в пакете. В Смоленске такого не было, как и многого другого. Я ездила из Ярославля через Москву, за пять с лишним часов дороги мороженое таяло. Дома мы заново замораживали его в холодильнике, и Вика с удовольствием уплетала это эскимо.
Покупала и многое другое. Ту же колбасу. Москвичи просили взвесить двести-триста граммов, а я под их презрительными взглядами покупала несколько килограммов. Унизительно, стыдно. Тогда многие ездили в Москву за продуктами.
На предпоследнем курсе во время каникул отправилась в Ленинград. Увидела афишу спектакля «Что наша жизнь?», в главных ролях — Константин Райкин и Лика Нифонтова. Еще не было «Сатирикона» (название появилось позже), просто молодежная группа при Ленинградском театре эстрады и миниатюр, которым руководил Аркадий Исаакович Райкин.