Денис Азаров: «Театр — это не обязательно скучные люди в исторических костюмах»

«Любое резкое, непродуманное решение может разрушить хрупкую конструкцию. Для меня важно найти...
Инна Фомина
|
13 Июня 2021
Денис Азаров. Фото
Денис Азаров
Фото: Вера Трусова

«Любое резкое, непродуманное решение может разрушить хрупкую конструкцию. Для меня важно найти баланс между традициями, заложенными Романом Виктюком, и новациями, которые неизбежны, когда меняется худрук», — рассказывает художественный руководитель Театра Романа Виктюка Денис Азаров.

— Денис Николаевич, вы молодой режиссер — вам всего 35 лет. При этом у вас солидный послужной список: вы работали в «Новой Опере» и «Мастерской Петра Фоменко», Камерном музыкальном театре и Большом, Театре имени Федора Волкова в Ярославле, сотрудничали с зарубежными труппами. А полгода назад возглавили Театр Романа Виктюка, в котором вскоре представите свою первую режиссерскую работу. Кстати, вы были лично знакомы с Романом Григорьевичем?

— Наше общение длилось ровно три минуты, но для меня это очень важная история. Когда мне было лет восемнадцать, я писал стихи. Ехал по Москве за рулем и слушал радио, где в прямом эфире выступал Роман Григорьевич — он объявил конкурс на лучшее стихо­творение о любви. И пока я стоял в пробке, отправил свой стих на радио. В итоге стал победителем, получил два билета на легендарный спектакль Виктюка «Служанки». После которого у нас с Романом Григорьевичем состоялся короткий разговор. Увидев эту постановку, я подумал: «А разве так можно?» Мне открылось, что театр — это не обязательно скучные люди в исторических костюмах, что он может быть другим...

Роман Виктюк
Роман Виктюк. 1990-е годы
Фото: Архив театра Романа Виктюка

— Что из творческого наследия Виктюка вы сохраните?

— Театр — это живая история. Любое резкое, непродуманное решение может разрушить эту хрупкую конструкцию. Моя задача — не навязать свои идеи в приказном порядке, скосив под корень все прежние наработки. Для меня важно найти баланс между традициями, заложенными Романом Григорьевичем, и новациями, которые неизбежны, когда меняется худрук. Не испортить творческую атмосферу в театре, существующую в нем вот уже четверть века, но и не топтаться на месте. Ротация репертуара произойдет, но половину точно будут составлять спектакли Виктюка. Такова наша ответственность перед зрителями, как ни пафосно это звучит. Его спектакли уже не просто история русского театра, это часть истории театра мирового! Тем более что с сохранением их на достойном уровне проблем нет, учитывая отношение актеров к наследию Мастера. Например, «Саломея» идет с 1998 года, не теряя формы и внутренней энергии! Я пересмотрел большую часть репертуара театра, видел последнюю работу Романа Григорьевича «Отравленная туника». Многие спектакли произвели на меня неизгладимое впечатление, настолько неожиданно, мощно и эмоционально они сделаны: их можно пересматривать много раз, и они всегда будут впечатлять. Плюс сумасшедшая актерская работа. У нас замечательная труппа! Актеры поражают меня безумной энергетикой. Иногда в них на сцене появляется даже что-то потустороннее — и божественное, и дьявольское.

— Вы дебютируете в Театре Виктюка как художественный руководитель и режиссер с постановкой «Пир» по текстам обэриутов. Довольно неожиданный выбор...

Денис Азаров с актерами Театра Романа Виктюка
«Актеры поражают меня безумной энергетикой. Иногда в них на сцене появляется даже что-то потустороннее — и божественное, и дьявольское...» Денис Азаров с актерами Театра Романа Виктюка
Фото: Юрий Феклистов

— Театру важно не распыляться. Поэтому я придумал определенную систему литературных ограничений, чтобы у нас был набор авторов, с которыми мы будем работать. Стартуем мы «Пиром» по Хармсу, Введенскому, Олейникову, Друскину, Липавскому, Заболоцкому, которые всем известны как чинари или обэриуты. Это будет спектакль по их текстам и еще об эпохе, которая их погубила. Грустный и смешной, страшный и трогательный. «Пир», в котором сценографию и костюмы делает известный театральный художник Алексей Трегубов, свет — Сергей Скорнецкий, музыкальную партитуру разработали Филипп Карецос, Кирилл Таушкин и Глеб Андрианов, а хореографию поставила Анна Закусова, мы покажем совсем скоро — 26 июня. Ключевая тема этой постановки — человек. Сложный по своему внутреннему устройству, по способам коммуникации с окружающим миром. Хармс говорил, что не может одним словом обозначить, про что он пишет стихи: «Это просто какое-то ощущение, которое я еле-еле чувствую». Вот это будет спектакль про «еле-еле чувствую», про ощущения, про атмосферу. И про важность чуда, которое можно найти, но которое в жизни обэриутов, увы, не случилось... «Пир» станет манифестом, определяющим наше дальнейшее направление. Хочу, чтобы нашими авторами были и Кафка, и Ионеско, и Беккет, и Сартр, и Камю, и Саша Соколов. Не всех их можно назвать абсурдистами, но в любом случае это — другая литература. Если же говорить о классике, то это Гоголь, с его мистикой и «странностью».

— «Пир» интригует не только сам по себе. Но и тем, что перед его премьерой ваш театр покажет проект «Превью». В нижнем фойе театра и почему-то всего четыре раза — так указано на афише...

— Мы решили, что каждая премьера будет у нас сопровождаться особой программой, играемой только перед премьерой и никогда больше. Перед «Пиром» ею станет «Путешествие сумасшедшего чемодана». Того самого знаменитого чемодана Даниила Хармса, в котором чудом сохранились его тексты, рисунки, записи, стихи и который был спасен из блокадного Ленинграда Яковом Друскиным. «Путешествие...» объединит в себе выставку Вани Боуден, посвященную Хармсу, лекцию исследователя ОБЭРИУ Алексея Киселева, наши актеры представят программу в постановке Дмитрия Голубева, основанную на поэзии, прозе, сценах, не вошедших в спектакль «Пир».

Здание на Стромынке
«Хочется представить в нашем потрясающем здании на Стромынке все самое яркое из того, что сейчас происходит и в российском, и в мировом театре»
Фото: Полина Капица

— Пройдут показы «Путешествия...», потом премьера «Пира». А что у Театра Романа Виктюка ­впереди?

— Хочется представить в нашем потрясающем здании на Стромынке — памятнике архитектуры эпохи конструктивизма, построенном по проекту Константина Мельникова, — все самое яркое из того, что сейчас происходит и в российском, и в мировом театре. Роман Григорьевич был фигурой уникальной, создавшей театр авторский. И я тоже хочу показать авторскую режиссуру. В моих личных режиссерских планах — «Мертвые души» в декабре. В следующем сезоне запланирован выпуск спектаклей Екатерины Корабельник, Филиппа Григорьяна, Никиты Бетехтина. Идут переговоры с Юрием Муравицким, Максимом Диденко. Когда откроются границы, мечтаю, чтобы к нам приехали Мотои Миура и Мартин Вуттке. Плюс богатая жизнь «вне спектаклей»: финал драматургического конкурса Drama Queen, фестиваль, приуроченный к 85-летию Романа Виктюка и 25-летию театра, — целая неделя разнообразных активностей, посвященных Мастеру. Хочу, чтобы такой фестиваль стал ежегодной традицией. 31 мая состоялся онлайн-спектакль «Мастер и Маргарита» — наш совместный проект с Русским драматическим театром Литвы из Вильнюса, в котором Виктюк тоже ставил это произведение. Еще мы готовим совместный проект с московским Музеем истории ГУЛАГа, цикл публичных лекций «Личность», документальную лабораторию «Москва. Москва. Москва» (мифы и легенды столицы). В общем, планы большие. И мы над ними уже вовсю работаем!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Что посмотреть в театре Моссовета в мае
4 интересных спектакля для просмотра.



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог