Андрей Анкудинов: «Пока Польских и Крючкова лупили Светина, я прятался за их спинами»

Павел Соседов
|
23 Октября 2022
Андрей Анкудинов
Париж, 2014 г.
Фото: из личного архива Андрея Анкудинова

«Красного вина я выпил много. Охранники Азнавура выловили меня из Сены и отвезли в какой-то магазинчик. Там с меня сняли всю одежду, надели стального цвета смокинг, новую рубашку, ботинки и доставили обратно. Я подхожу к Азнавуру, чтобы извиниться, а он говорит: «Ну вот, видите, не все французы жлобы». Я отвечаю: «Какой вы, на фиг, француз? Вы армянин», — рассказывает актер Андрей Анкудинов.

— Андрей, свою дебютную роль в кино вы сыграли в фильме Геннадия Васильева «Полет с космонавтом»?

— Да, это была «проба пера» — там у меня эпизод. А первой значительной работой в кино стала роль у Геннадия Полоки в фильме «Наше призвание». Я тогда учился в ГИТИСе, в мастерской Всеволода Порфирьевича Остальского, моим педагогом был Семен Аркадьевич Баркан, 25 лет возглавлявший театр «Ромэн», но и Геннадия Полоку я считаю своим учителем наравне с ними. Нам, студентам, строго запрещалось сниматься в кино. Правда, соблюдать это правило мы, конечно, не собирались. И в конце второго курса отправились на пробы к Полоке. Он считался прогрессивным режиссером, поэтому к нему ломился весь ГИТИС — на пробах я встретил «табаковцев»: Васю Мищенко, Лену Майорову. Их, как и меня, впоследствии утвердили. В дни проб на разговор к режиссеру пришел Владимир Высоцкий. Он уже снимался у Геннадия Ивановича в «Интервенции», а в этой картине должен был сыграть Сыровегина — секретаря парткома завода. Полока попросил Высоцкого: «Володя, коль пришел — подыграй детям на пробах». А я, как всегда, был с гитарой, и после пробы мы с Владимиром Семеновичем разговорились. «Небось, Окуджаву поешь?» — ревниво спросил он. «А я вас тоже попеваю», — отвечаю. «Что ты делаешь?» — округлив глаза, переспросил Высоцкий... «Попеваю. Есть у вас песня хорошая «Жили-были на море…» Но там мне музыка не нравится». — «Это песня к фильму, — говорит Высоцкий. — Корабельное танго. Делай с этой музыкой, что считаешь нужным». Я наиграл свой вариант, и автор одобрительно сказал: «Делай». По сей день пою эту песню в том варианте, который одобрил сам Владимир Семенович. Правда, в кино мы так вместе и не снялись. Высоцкий умер за две недели до начала съемок. Эту роль сыграл его друг — Иван Бортник. Но я горжусь, что в моей биографии есть факт пребывания в кадре с Высоцким — пусть лишь на кинопробах.

Шарль Азнавур
Шарль Азнавур. 1986 г.
Фото: Legion-Media

В «Нашем призвании» я играл Веньку Сулькина — мальчишку, который все время пристает к девчонкам. И Полока мне постоянно велел натирать лицо поверх грима репейным маслом: «У тебя в кадре должна быть сальная кожа, потому что твой герой все время в возбужденном состоянии». За время съемок этой картины я получил 56 ударов. Меня там били все: Ленка Майорова, Васька Мищенко, Илонка Броневицкая. Как-то я пришел на съемки, а Полока говорит: «Чувствую, ты не в настроении, мне не нравится». И подвел меня к окну съемочного павильона: «Видишь, вон девушка идет? Через 15 минут ты должен принести мне ее телефон и доложить место и время вашего свидания. Понял? Марш!» Через 15 минут я вваливаюсь запыхавшийся: «Геннадий Иванович, вот номер…» — «Я проверю. Сам приду на эту встречу». Вот так-то. А еще у Полоки было такое правило: если опоздал на съемку — просто сидишь в павильоне, а твой текст передают какому-нибудь другому персонажу. Таким образом, моя роль в процессе съемок сильно увеличилась, потому что я никогда не опаздывал.

С Геннадием Ивановичем у нас сложилось полное взаимопонимание, и он стал приглашать меня в свои следующие картины: «Три процента риска», «Я вожатый форпоста». А когда я не смог сняться в его фильме «А был ли Каротин», Полока вставил в сценарий дополнительный диалог для героев Игоря Кваши и Бориса Соколова. Один другого спрашивает: «Анд­рея Ферапонтыча давно не видели?» — «Кого-кого?» — «Академика Анкудинова». — «Давно...» Вот такой «подарок» от Геннадия Ивановича.

— В фильме Полоки «Три процента риска» вашими партнерами стали Валерий Золотухин и Кирилл Лавров. Как работалось с такими звездами?

Андрей Анкудинов
В роли Пушкина в фильме «Мой голос для тебя»
Фото: из личного архива Андрея Анкудинова
Андрей Анкудинов с мамой
С мамой Ольгой Васильевной. 1964 г.
Фото: из личного архива Андрея Анкудинова

— В этом фильме Геннадий Ива­нович специально для меня придумал роль сына летчика, которого играл Валерий Золотухин. 1984 год, прилетаю на съемки в Казахстан, на озеро Балхаш. Меня заводят в гримерку. Там вижу Кирилла Лаврова, который надевает носки. Ему представляют меня. «В каком классе?» — не поднимая головы, спрашивает Лавров. «Кирилл Юрьевич, — отвечаю, — два года тому назад в ВТО вы посвящали меня в артисты». — «Прости. С меня бутылка». А я в то время действительно очень юно выглядел — мне до 25 лет алкоголь в магазинах не продавали. С Лавровым на какое-то время нас разместили в одном домике. Закончились наши смены, и он мне говорит: «Вот тебе деньги. Я ж обещал бутылку. Сходи купи». Я отвечаю: «А мне не продадут». — «Вот запомнишь, — ухмыльнулся Лавров, — как народный артист СССР тебе, байстрюку, за водкой бегал». И сам сходил в магазин.

— А как вы стали артистом?

— В свой день рождения, 2 октября 1977 года, я смотрел дома телевизор. Показывали фильм «Вороне где-то бог…» режиссера-документалиста Владислава Виноградова. Фильм о том, как Игорь Владимиров набирает актерский курс. Вечером с работы вернулась мама и подарила мне лампу-камелек, имитирующую горящую свечу. Сидим мы с ней у этого камелька, и я говорю: «Мама, я все-таки хочу в артисты...» Я вполне мог пойти и по родительским стопам — стать физиком или математиком. Ведь оканчивал я заочную физико-математическую школу при Новосибирском отделении Академии наук СССР. Сдавать экзамены мы ездили в Новосибирск, в Академгородок. У меня был фактически отличный аттестат — с ним можно было поступить в Бауманку с одним экзаменом. Школу я окончил в 15 лет, потому что в первый класс пошел, когда мне не было и шести. Родители специально для этого подделали метрику. Им надо было диссертации защищать, и ребенка требовалось куда-то сбагрить. Отец, Роберт Петрович, уезжал писать свою диссертацию в Томск, а мама, Ольга Васильевна, преподавала в Омском политехе. Потом она стала доктором наук и была заместителем заведующего кафедрой физики. Поступать в Москву меня повезла она и везде предъявляла свой паспорт, так как у меня этого документа еще не было. Но в институт имени Баумана экзамены проходили в июле — августе. А в театральные вузы в начале июля уже шло зачисление студентов. Так по счастливому стечению обстоятельств я стал студентом ГИТИСа, где сразу получил прозвище Малыш за юный возраст.

Андрей Анкудинов
«Азнавуру я был нужен, чтобы он имел возможность передохнуть в середине концерта. Обычно он представлял меня так: «Вы видели белого медведя, который курит? Нет? А я вас сейчас познакомлю с русским парнишкой, который поет по-французски» 2021 г.
Фото: Петр Колчин

Знаете, это невероятно, но жизнь распорядилась так, что через несколько лет мама пошла по моим стопам. У сестры возникли большие проблемы со зрением. Омск ей экологически и климатически не подходил. Тогда мама с сестрой (родители к тому времени расстались) решили перебраться в Кишинев, где жили дедушка с бабушкой. И мама, доктор физических наук, в 42 года поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на режиссуру телевидения заочно. На сессии она регулярно летала в Ленинград. Маминой дипломной работой стал литературно-музыкальный телефильм о пребывании Пушкина в Молдавии «Мой голос для тебя». И кого она пригласила на главную роль? Конечно, сына — меня! Я прилетел в Кишинев. Помню, на меня нацепили парик, приклеили первый бак — похож, чертяка.

— Ай да Анкудинов, ай да… Как после ГИТИСа вы оказались в Ленинграде?

— По окончании института надо было распределяться в театр. А я весной, в конце четвертого курса, на озвучании фильма «Вот такие чудеса» оказался в Ленинграде. Небольшие роли — девчонок и мальчишек — в этом фильме озвучивали молодые ленинградские артисты. Одной из них была Таня Малыщицкая — актриса Молодежного театра на Фонтанке. В Ленинграде я на нее почему-то не обратил внимания. А однажды в Москве на остановке замечаю симпатичную девчонку. Подхожу: «Слышь, до Парижа как проехать?» Она поворачивается и говорит: «Вон за тем забором». Я вижу знакомое лицо: «А где я тебя видел?» — «Ты меня видел в темной комнате и щипал за… бока». Это оказалась Таня. Она маленького роста, поэтому в тон-студии ее ставили на приступочку, чтобы она не тянулась к микрофону. Но так как в студии действительно было темно, я Таню толком не разглядел. Как оказалось, Малыщицкая тоже учится в ГИТИСе, заочно, у Элины Быстрицкой, а живет и работает в Ленинграде. Я начал ухаживать за ней и в один прекрасный день проводил Таню на «Красную стрелу», а сам дунул в Шереметьево и утром встретил ее в Питере. С этого момента я стал приезжать в Ленинград регулярно, мы гуляли по городу, болтали. В ее театр мне не довелось сходить — приезжал я всегда одним днем. В Москве меня готовы были взять в Театр на Малой Бронной и в Театр сатиры. Но с Таней у нас было серьезно, а у нее работа и семья были в Ленинграде. «Давай покажусь в твой Молодежный театр», — без особого энтузиазма предложил я. Ленинград мне категорически не нравился, за четыре года учебы в ГИТИСе я почувствовал себя москвичом. Но так как пообещал — поехал показываться в Молодежный театр. Вхожу в сад «Буфф» на Фонтанке, вижу длинное здание театра. В открытом окне замечаю луноликое лицо: «К Таньке, что ли? От сопля зеленая... Показываться сейчас будешь?» — «Ага». — «Ну давай». Это была Нина Усатова.

Андрей Анкудинов с Яной Поплавской и Михаилом Богдасаровым
«К юбилею наконец-то получил долгожданное звание — теперь я заслуженный артист России» С Яной Поплавской и Михаилом Богдасаровым на репетиции спектакля «Любовь на грани». 2019 г.
Фото: Personastars.com

В театре меня встречает Таня, она подыгрывает мне в подготовленном отрывке. Главный режиссер и директор театра спрашивают: «А если мы вас возьмем — как быть с жилплощадью?» Я отвечаю: «Мы с Татьяной поженимся. И, наверное, ее родители пропишут». — «То есть вы только договариваться будете?» — «Да». — «Ну, как будут результаты, приходите — будем думать». Тане говорю: «Ну что, по­ехали знакомиться с родителями?» Она: «Да­вай сперва по городу прогуляемся». Два часа идем пешком по Московскому проспекту, рассматриваем все достопримечательности. Наконец добираемся до дома — «хрущевка»-пяти­этажка. Поднимаемся на второй этаж, входим в квартиру, и я вижу, что на кухне в трусах сидит главный режиссер Молодежного театра, которому я сегодня показывался. «Так ты говоришь, родители пропишут?» — ехидно спрашивает он. Тут-то я и сел... Таня мне не сказала, кто ее отец. А я так легкомысленно отнесся к этому показу, что не удосужился даже к афишам подойти, где мог бы увидеть фамилию главного режиссера. Зато меня в театре все ждали, включая Усатову, — были предупреждены, что Танька из Москвы жениха везет. Так я оказался в Ленинграде, в Молодежном театре на Фонтанке. А в октябре мы с Таней поженились.

— Андрей, вы лауреат Государственной премии КГБ СССР! Как вы получили эту редкую награду?

— В 1984 году на «Беларусьфильме» я снимался в картине «Юрка — сын командира» — фильм о пограничниках. Полгода провел на настоящей пог­ранзаставе… И как-то воскресным днем 1985 года играл дневной спектакль «Сказки Андерсена» — я тогда уже перешел в Театр комедии. Дома звонок, Таня берет трубку. «Андрея Робертовича можно?» — «Его нет. Что передать?» — «Передайте, что звонили из КГБ». Таня в панике звонит в театр: «Анкудинов, ты что ляпнул? Тебе из КГБ звонили, с Литейного». Я говорю: «Понятия не имею». Вечером снова звонок: «Здравствуйте, Андрей Робертович. Вас беспокоят из КГБ. Скажите, пожалуйста, вы в прошлом году были в Белоруссии?» — «Да, был на съемках». — «То есть вы были в приграничной зоне?» — «Да». — «Ну что я могу вам сказать? Поздравляю». — «С чем?» — «Вы стали нашим клиентом». Мой визави, сохраняя интригу, явно получал садистское удовольствие, заставляя меня волноваться. «В каком смысле я ваш клиент?» — «Фильм удостоен премии КГБ в области литературы и кино III степени». — «И что это значит?» — «Ничего. Ждите. Всего доброго». У меня, конечно, отлегло. Через месяц, опять в воскресенье, играю другую сказку — «Пир горой Винни-Пуха». Моя роль — Тигр. В антракте подбегает ко мне бледный взволнованный директор: «Андрюша, за тобой при­ехали…» Я вхожу в гримерку, там стоят два молодых человека в аккуратных костюмчиках: «Собирайтесь, вы летите в Москву». — «Простите, но мне еще второй акт доиграть надо». Директор: «Да что ты, мы уже позвонили — Коля Павлов едет, он за тебя доиграет». Я изумляюсь: «Как? Другой Тигр?» — «Да кто там заметит — у тебя же все лицо гримом размалевано». Я спрашиваю: «А в чем я в Москву поеду?» — «Не беспокойтесь, — отвечают, — мы были у вас дома, жена передала ваш костюм…» У выхода из театра стоит черная «Волга». Привезли меня в Пулково. Без билета посадили в самолет.

Михаил Светин
Михаил Светин. 2008 г.
Фото: Photoxpress.ru

В Шереметьево встретили. Привезли на Лубянку. Я вошел. Большой зал, в котором Виктор Чебриков — Председатель КГБ СССР вручает премии выдающимся деятелям. Среди лауреатов — делегация из Белоруссии: члены съемочной группы фильма «Юрка — сын командира» и Сергей Бодров-старший — автор сценария нашей картины. Наконец объявляют меня. Вручили мне значок — один в один как Госпремия, диплом. «А это для жены и детей», — протягивает мне Чебриков конверт. Мы одновременно разжали пальцы, и конверт упал. Дзинь. «Что звенит?» — интересуюсь. «Подоходный налог», — отвечает Чебриков. В конверте было 140 рублей 87 копеек — моя доля от общей премии в 1000 рублей, присужденной съемочной группе картины. Вернувшись в Ленинград, сразу бросился обмывать награду в ВТО. Значок прикрепил так, чтобы все видели. Первым мне встретился Андрюша Толубеев. Я к нему: «Андрюха, смотри!» — «Поздравляю, — говорит, — это «вездеход».

Мы с Таней тогда жили в комнате трехкомнатной коммуналки на проспекте Ветеранов — нам ее купили родители жены. Соседние комнаты занимали пьющая тетка и бывший стукач, или вохровец, — совершенно отвратительный дядька. Да и у соседки характер был еще тот — особенно когда напивалась. Как только я получил премию КГБ — сразу поставил грамоту на кухне, и сосед немедленно съехал — больше я его никогда не видел, его комната осталась пустовать. А однажды в нашу коммуналку позвонил Анатолий Папанов… Я был еще студентом, когда познакомился с ним на съемках. Играл сельского мальчишку, а он учителя. Снимали фильм под Иваново. Анатолий Дмитриевич прозвал меня почему-то блокадником. «Блыкадник, ты будешь пиво?» — «Какой я блокадник? Я из Омска родом». — «Ты на себя в зеркало смотрел, блыкадник?» — «Нет, пиво не буду». — «Почему?» — «Я уже с осветителями водки выпил». — «И что?» — «Как что? Пиво после водки нельзя». — «Правильно. А утром?» — «Утром, наверное, можно». — «Ну считай, что ты уже переспал!»… Так вот, однажды в дверь нашей комнатки в коммуналке кто-то деликатно постучал. Подозрительно нежный голос соседки произнес: «Андрюша, тебя к телефону». Я выхожу в коридор. «Алло, блыкадник, — в трубке голос Папанова, — вот ты мне скажи: кто ты теперь есть? Ясное дело — блыкадник, раз в Ленинграде живешь. Я тут твою соседку немножко напугал… Спросил у нее: «Тут живет замечательный артист Анкудинов? Его беспокоит народный артист СССР Папанов...» С тех пор соседка замолчала раз и навсегда, а целый месяц даже пыталась нас чем-то угостить.

— Как складывалась ваша работа в легендарном Театре комедии имени Акимова?

Андрей Анкудинов с Левоном Оганезовым
С Левоном Оганезовым. 2021 г.
Фото: Петр Колчин

— Меня сразу определили в молодежную гримерку к Вите Михайлову, Димке Циликину. На следующий год пришел Артур Ваха. Очень быстро меня ввели во все сказки, что были в репертуаре, в спектакль «Характеры» по Шукшину. А в 1985-м,

к 40-летию Победы, поставили «День Победы среди войны». Мне досталась роль Артиллериста, влюбленного во Флейту-пикколо — ее играла Лика Неволина, падчерица Александра Демьяненко. Дирижера играл Игорь Дмитриев. Вообще в театре в то время служило много легендарных артистов. Помимо Дмитриева — Михаил Светин, Алексей Савостьянов, позже пришел и Александр Демьяненко. Со Светиным мы дружили. В кино он дважды играл моих отцов. Первый раз вместе снимались в картине «Светлая личность». Режиссер Саша Павловский, конечно, уникальную картину снял. В одном кадре собрал Игоря Дмитриева, Всеволода Шиловского, Виктора Павлова, Светлану Крючкову, Сергея Мигицко, Александра Демьяненко, Галину Польских, Сашу Яковлеву, Бронислава Брондукова, Владимира Татосова, Николая Караченцова… А Светин обладал удивительным качеством — в самый неподходящий момент он начинать спорить с режиссером. Саша Павловский, который знал его как облупленного, объявлял перерыв часа на два, и они всласть ругались. И вот все звезды собрались на съемочной площадке, снимается самый ответственный кадр, а Светину «шлея под мантию попала»: «Я не буду так играть!» И два часа он изводит Павловского, все ждут. А у Светы Крючковой вообще билет на самолет горит. Она играла любовницу героя Светина. Жену его героя — маму моего персонажа — Галина Польских. И вот наконец Михаил Семенович успокоился — объявляют съемку. По сценарию жена и любовница случайно встречаются, и обе отвешивают пощечины своему мужчине. С каким же удовольствием в течение двух дублей эти красавицы, Польских и Крючкова, в кадре по-настоящему лупили Светина! Я тоже был в кадре, но, едва сдерживая смех, прятался за спинами партнеров.

На Ленинградском телевидении я вел две детских музыкальных программы: в «Сказке за сказкой» был Петрушкой и в «Музыке для Буратино» — Буратино. Года два тому назад ехал в метро, и вдруг здоровенный 40-летний лоб, стоящий передо мной, заржал на весь вагон и стал тыкать в меня пальцем: «О, Буратино!» Светин в нашей программе играл кота Базилио. А музыку писали выдающиеся композиторы: Андрей Петров, Игорь Цветков, Сергей Баневич. Однажды Светин не смог прийти на запись фонограммы пиратской песни. А я хорошо пародировал его голос. Ключом к его образу была связь заложенного носа с постоянным пожиманием плечами. И я записал песню вместо Светина его же голосом. Через неделю назначают съемку этой сцены. Михаилу Семеновичу говорят: «Зайдите в студию, послушайте свою запись». — «Какую запись? Я ничего не записывал!» — «Так вот же ваш голос…» — «Та-а-ак. Где этот гад?! Анкудинов, ты что творишь? Ты почему так частишь? Как я буду в фонограмму попадать? Я и текста не знаю!» — «Михаил Семенович, что делать будем?» — «Так. Я кто? Я пират…» Светин взял черный платок и повязал его по-ковбойски, закрыв себе лицо до глаз. «Вот теперь все будет синхронно — потому что мою артикуляцию никто не увидит!»

Андрей Анкудинов с Пьером Ришаром
С Пьером Ришаром во время выступления на кинофестивале «Северное сияние». 2011 г.
Фото: Наталья Бантле

— Андрей, вы великолепный пародист. Я сожалею, что наши читатели не могут увидеть, как вы показываете всех героев нашего интервью. А с кого начиналось ваше увлечение пародией?

— Однажды в институте я услышал, как какой-то студент пародировал Брежнева. Мне это так понравилось! Оказалось, что я тоже могу. И я стал ходить по комнатам общежития — веселить народ. За это меня кормили. Но недолго музыка играла. Меня вызвали «на ковер», прописали мне «каши», но, как маленького, на первый раз пощадили. Правда, я не остановился — научился пародировать голос ректора. Этим голосом однажды позвонил с утра пораньше в ректорат, до появления самого хозяина кабинета, и сделал от его лица распоряжение: «Вечером в нашем актовом зале состоится совещание всех ректоров театральных вузов. Поэтому статую Ленина с первого этажа необходимо перетащить на второй — к залу». Но я попал в собственные сети — оказался среди тех, кого эту статую заставили тащить. В полдень в институте появился ректор и изумился: «Где Ленин?» — «Так вы же сами сказали…» Пришлось мне участвовать в переносе вождя на прежнее место. На следующий год я совсем обнаглел и собрал руководителей всех курсов на «совещание» в кабинете ректора в 10 часов утра. Явились Андрей Гончаров, Владимир Андреев, Олег Табаков... На этот раз меня кто-то сдал. «Вызвать ко мне Малыша!» — распорядился ректор. «Ты это устроил — сам и оправдывайся», — приказал он мне. Мой мастер был готов меня убить. Поэтому первым делом я бросился к Табакову: «Олег Павлович, мы просто хотели пошутить, но меня сдали…» Табаков оценил розыгрыш и «отмазал» меня перед остальными худруками.

— Андрей, а как вы попали на эстраду?

Андрей Анкудинов с Сергеем Чонишвили
С Сергеем Чонишвили в спектакле «Балалайкин и К°». 2021 г.
Фото: Пресс-служба Театра Сатиры

— Помимо театра и кино в моей жизни большое место занимала игра «Театральный марафон» — юмористические состязания между командами ленинградских театров, что-то вроде КВН. В городе «Марафон...» имел огромную популярность. Сперва игры проходили в ДК имени Капранова, и их снимало местное телевидение. Но со временем «Марафон...» вышел на всесоюзный уровень. Билеты в двухтысячный «Октябрьский» зал разлетались как пирожки, игры стали показывать на Центральном телевидении. Капитаном команды Театра музкомедии был Боря Смолкин, Театра имени Комиссаржевской — Андрей Ургант, Молодежного театра — Костя Гершов. Я был капитаном команды Театра комедии. Позже подтянулись команды киевлян, одесситов, сборная Москвы, которую возглавлял Игорь Угольников. Наступила перестройка, гласность — мы уже чувствовали свободу, но еще с привкусом риска. На сцене ни в чем себе не отказывали — номера и тексты были самыми дерзкими. Что, конечно, вызывало восторг публики. Нас стали повсеместно узнавать. У участников марафонов пошли концерты, гастроли. «Театральные марафоны» мы проводили вплоть до 90-го года — пока популярность возобновленного на телевидении КВН не вытеснила нас.

На волне славы «театрального марафониста» я захотел сделать эстрадную программу, объединив французский и русский шансон. Две музыкальные культуры на протяжении двухсот лет развивались в унисон. Русские и французские песни этого жанра схожи по мелодике, философии. И нигде, кроме нас и Франции, песни не исполнялись как театральные новеллы. Для меня ключевой песней — центром программы — стала «Вечная любовь» Шарля Азнавура. Разумеется, на французском языке. Когда-то в 1980 году, студентом, я целый месяц бегал из учебного театра ГИТИСа, что в Большом Гнездниковском переулке, через Пушкинскую площадь в кинотеатр «Россия» смотреть фильм «Тегеран-43». Меня завораживала песня Азнавура — она стала для меня знаковой. И вот спустя 10 лет на базе Музея эстрады закипела работа над программой «Шансон белых ночей».

Программу мы представили в 1990 году в концертном зале «Октябрьский». Успех был грандиозный. И через полгода мы повторили этот спектакль-ревю. А в апреле — мае 1991 года с этой программой поехали в США по линии Ротари-клуба — это международная организация, в рамках которой бизнесмены помогают друг другу. Мы проехали 21 штат. Поездка была некоммерческая, поэтому особо не заработали, но дефицитные для России вещи, бытовую технику приобрели.

Андрей Анкудинов с Валентиной Талызиной
С Валентиной Талызиной в спектакле «Волки и овцы». 2022 г.
Фото: Елена Лапина/Пресс-служба театра им. Моссовета

После Америки по линии Общества дружбы я прилетел на фестиваль французской песни в город Бурж. Где исполнил программу из популярных французских шлягеров. После чего меня пригласили принять участие в сборном концерте в Париже 14 июля 1991 года — в День взятия Бастилии. На сцене огромного концертного зала «Зенит» собрали представителей музыкальных культур со всего мира — какие-то мексиканцы, перуанские индейцы, рокеры, симфонический оркестр, норвежская скрипачка, японцы и я — русский артист с французским шансоном. Выхожу на сцену перед огромным залом, и оркестр вступает: «А Пари…» Начинаю петь и замечаю, что во втором ряду сидит Ив Монтан. А это его песня. Тут же весь текст вылетел из головы — белый лист! Я впал в ступор. Понимаю, что опозорился, подвел Родину, которую представляю, и всех, кто меня сюда позвал! Очнулся, когда мой язык «молотил» уже третий куплет. Оказалось, что я ничего не забыл, а на автомате продолжал петь — у артистов это называется «мышцы помнят». Ив Монтан, высоченный, крупный, выделялся на фоне других зрителей. Поэтому я и не заметил, что рядом с ним сидел 160-сантиметровый Шарль Азнавур. По окончании концерта Монтан и Азнавур пригласили десять человек из числа артистов на суаре — званый вечер.

Я оказался среди счастливчиков. Монтан поинтересовался: «Не могу понять, что у вас за диалект? Вроде не гасконский и не северный…» Я говорю: «У меня сборный диалект от Монтана, Бреля, Брюэля, Азнавура и Лама. Я же ваши песни учил по пластинкам…» И вот суаре. Белые столики прямо на берегу Сены недалеко от моста Александра III. А что такое для русского человека белые столики под открытым небом Парижа в 1991 году? У меня просто крышу снесло. Красного вина я выпил много. И неожиданно для себя и окружающих решил высказать всем собравшимся свое мнение по поводу того, какие французы жлобы. «Вот, если бы я был миллионером, — распалялся я, — то ходил бы по ресторанам и бил морды французам за то, что они поз­воляют своим женщинам за себя платить. И сам бы платил за всех ваших женщин. И вообще, если бы не наш русский царь, то вы бы сейчас не любовались на этот прекрасный мост. Так что французов я не уважаю! И вообще, я вам покажу, как надо Родину любить!» Сказав это, я в своем белоснежном смокинге ласточкой прыгнул в Сену. Из реки меня вытащили охранники Азнавура — уже в зеленом смокинге. Подводят к машине, выстилают полиэтиленом сиденье, сажают сверху мокрого меня, везут буквально три квартала в какой-то магазинчик. Там с меня снимают всю одежду, надевают стального цвета серебряный смокинг, новую рубашку, ботинки и везут обратно! В руках у меня пакет с моим «зеленым» смокингом. Я подхожу к Азнавуру, чтобы извиниться, а он говорит: «Ну вот, видите, не все французы жлобы». Я отвечаю: «Какой вы, на фиг, француз? Вы — армянин!»

В октябре я, находясь дома в России, получаю приглашение от Азнавура принять участие в его концертах во Франции, а потом полететь с ним на гастроли в Южную Америку. Фантастика! Азнавуру я был нужен, чтобы он имел возможность передохнуть в середине концерта. Обычно он представлял меня так: «Вы видели белого медведя, который курит? Нет? А я вас сейчас познакомлю с русским парнишкой, который поет по-французски. Хотя я не уверен, что он понимает, о чем поет». И я минут 15—20 выступал. Так продолжалось в течение 10 лет. Причем у меня были эксклюзивные условия. Меня никто не неволил, не заставлял жертвовать работой в России. Звонили представители Азнавура, и, если у меня была возможность, я ехал. С Азнавуром я посетил 35 стран! Когда приехал в Париж на концерт в честь его 80-летия, который проходил в том же «Зените», где мы встретились впервые, я решил исполнить «Вечную любовь» на французском. Неожиданно Азнавур начал подпевать мне по-русски. Я шепчу: «Я не знаю русского текста». А он: «Тогда пой, как хочешь».

Андрей Анкудинов с женой
«В жизни я был счастлив со всеми своими женами. Сегодня, в мои шестьдесят, рядом со мной моя золотая Женька. Супруга моложе меня на 15 лет. Она не только моя муза, но и настоящая богиня домашнего очага, и мой незаменимый партнер, и советчик» С женой Евгенией на отдыхе в Завидово. 2019 г.
Фото: из личного архива Андрея Анкудинова

— Андрей, вы знакомы и с другими знаменитыми французами: Мишелем Леграном, Пьером Ришаром!

— С Ришаром вышла очень забавная история. Мы познакомились на кинофестивале в Мурманске — это был конец мая 2011 года, в разгаре полярный день. Организаторы предложили сделать нам совместный номер. Репетицию назначили на полвторого. Накануне мы с Левой Оганезовым — моим постоянным партнером и близким другом — выступали перед подводниками. К гостинице вернулись глубоко за полночь. И что мы видим? У крыльца отеля стоит одинокий Ришар в концертном костюме. «Пьер, что вы здесь делаете?» — изумились мы. «Как что? — ответил он. — Жду, когда меня повезут на репетицию». — «Так репетиция в полвторого дня. А сейчас ночь!» — «Разве?» — ухмыльнулся Ришар. На улице действительно было светлым светло. «Зачем я только душ принимал?» — грустно сказал француз и отправился спать. Ровно через 12 часов мы встретились на репетиции, и родился номер — это была чистая импровизация. Мы дуэтом спели знаменитый французский хит «Сэ си бон» и станцевали — это был восторг!

— На французском вы пели и в кино!

Андрей Анкудинов
«Ив Монтан поинтересовался: «Не могу понять, что у вас за диалект? Вроде не гасконский и не северный…» Я говорю: «У меня сборный диалект от Монтана, Бреля, Брюэля, Азнавура и Лама. Я же ваши песни учил по пластинкам…» Париж, 2014 г.
Фото: из личного архива Андрея Анкудинова

— В 1992 году я снимался в картине «Ребенок к ноябрю». И режиссер фильма Саша Павловский, которому очень нравилась моя программа «Шансон белых ночей», дал возможность моему герою исполнить в картине песню «Вечная любовь». Этот фильм прославил меня на всю страну, я мешками получал письма от девушек, которые готовы были выйти за меня замуж. Но только замуж! Просто любовь не предлагали… В жизни я был счастлив со всеми своими женами. Сегодня, в мои шестьдесят, рядом со мной моя золотая Женька. Супруга моложе меня на 15 лет. Она не только моя муза, но и настоящая богиня домашнего очага, и мой незаменимый партнер, и советчик.

— Андрей, в юбилейный год вы стали артистом труппы Театра сатиры…

— К юбилею я получил четыре очень дорогих для меня подарка: звание заслуженного артиста России и три премьеры в двух ведущих театрах страны. В Театре Моссовета играю Мурзавецкого в спектакле-бенефисе Валентины Талызиной «Волки и овцы», поставленном Игорем Яцко. Мои навыки игры на гитаре снова пригодились — пою в спектакле дурным голосом старинные романсы. А в Театре сатиры выхожу на сцену в спектакле «Балалайкин и К°» по Салтыкову-Щедрину в постановке нашего худрука Сергея Газарова, с которым мы подружились еще в ГИТИСе — он учился на два курса старше у Табакова. 20-го и 21 октября состоится премьера спектакля «Невольницы» режиссера Михаила Мокеева — у меня главная роль, старого мужа при молодой жене. Когда-то в юности я не попал в труппу Театра сатиры. Но спустя 40 лет — в свои шестьдесят — все-таки стал актером этого легендарного театра. Благодарю Сережу Газарова за то, что взял меня за шкирку и снова привел в театр. Разве это не почерк судьбы? Значит, когда-то я выбрал верную стезю, став лириком, а не физиком.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
«Русское лото» — обман или реальная возможность стать миллионером?
Новость о миллиардном выигрыше в последнем новогоднем тираже «Русского лото» вновь вызвала ажиотаж. В соцсетях опять появились «разоблачительные» посты про то, как «обманывают» в «Русском лото». «Мошенничество», «кидалово», «лохотрон» — далеко не самые сильные эпитеты, которыми награждают лотерею некоторые недоверчивые игроки. Но насколько справедливы такие обвинения? Давайте разберёмся.

Почему люди не верят в реальность больших выигрышей




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог