Аким Салбиев: «Поговорив с Майклом Джексоном, Джуна сделала пророчество»

«На репетиции я увидел Джексона таким вялым, что сказал: «Мне тут и снимать-то нечего». Но на...
Павел Соседов
|
14 Июля 2024
Майкл Джексон
Майкл Джексон на Красной площади. Москва, 1993 г.
Фото: Юрий Феклистов

«На репетиции я увидел Джексона таким вялым, что сказал: «Мне тут и снимать-то нечего». Но на концерте его будто подменили. В тот день разразился страшный ливень, но это не повлияло на артиста. Он превратился в ракету, и на сцене по-настоящему летал — им, как Мюнхгаузеном, выстреливали из пушки. А когда Майкл запел живьем, его энергетикой, как куполом, накрыло огромный стадион «Лужников», — рассказывает режиссер, актер, сценарист, певец Аким Салбиев.

— Аким, зрители вас знают и как артиста, и как режиссера — в том числе документальных фильмов. Первым из которых стала картина о приезде в Москву Майкла Джексона. Как столь ответственные съемки доверили именно вам — ведь в 1993 году в вашей фильмографии было всего два художественных фильма?

— Хронику пребывания Джексона в стране хотели снимать все, начиная с Диброва и Ивана Демидова — первых лиц музыкального олимпа телевидения 90-х. Я же работал на телевидении режиссером-постановщиком. А директором студии кинопрограмм РГТРК «Останкино» был Владимир Шмаков, он тоже окончил ВГИК, снимал достойное кино. Я сказал Шмакову, что хотел бы снимать Майкла Джексона, и меня карандашом вписали в общий список, место на двадцать пятое. Список отвезли организатору концерта, Самвелу Гаспарову — кинорежиссеру, который окончил ВГИК и был женат на Наташе Вавиловой. С ней мы одно время учились во ВГИКе, она была в мастерской Евгения Матвеева, а Самвел тогда за ней ухаживал. Ему уже было лет сорок пять, он приходил такой солидный, модный, в кожаной куртке и говорил мне: «Наташу позовешь?» Я поднимался в аудиторию, где занимался актерский курс Вавиловой, и говорил Матвееву: «Евгений Семенович, Вавилову в ректорат вызывают». — «Что-то натворила?» — «Нет, просто делегацию какую-то формируют». И Наташа бежала к Самвелу.

Аким Салбиев
«Когда стало известно, что Джексона буду снимать я, Листьев сказал: «Ночью один не ходи. Они все мечтают, чтобы с тобой что-нибудь случилось» Аким Салбиев. Начало 1990-х гг.
Фото: из личного архива Акима Салбиева
Джуна
«Джуна любила общаться с актерами. С кем я только не познакомился в ее доме, даже с зарубежными легендами: Федерико Феллини, Робертом Де Ниро» 1987 г.
Фото: РИА Новости

Так вот Гаспарову привезли список с телевидения, он посмотрел и спрашивает: «А кто этот несчастный, который карандашом вписан?» — «Режиссер Салбиев, он ВГИК окончил у Герасимова». И Самвел меня вспомнил: «А-а-а, Салбиев… Вот он и будет снимать!» И все звезды пролетели. Мне Листьев потом говорил: «Ночью один не ходи, они тебя подкараулят и убьют, они все мечтают, чтобы с тобой что-нибудь случилось». Когда я при­ехал на переговоры к Гаспарову, он разулыбался и вместо приветствия сказал: «Наташу позовешь?!» И добавил: «Как важно быть порядочным человеком!» С нашего первого знакомства прошло почти десять лет, и Самвел отметил: «А ты заматерел. Это хорошо. Джексон нравится?» Я ответил: «Кушать — нет, а так — да». Он действительно не был моим любимым певцом. Я Принца больше любил, Стинга, Фила Коллинза, Джо Кокера. Но сам пел репертуар Джо Дассена на русском языке.

— И какую вам поставили задачу?

— Задача у меня была быть с Джексоном на протяжении семи дней и повсюду его сопровождать. В группу входили я, мой ассистент, оператор и Юрий Феклистов — легендарный фотограф, мой сосед.

— Который, кстати, много лет проработал в нашем журнале...

Людмила Гурченко
«Людмила Гурченко имела бешеный успех у зрителей. И умела дружить. Постоянно дарила красивые вещи: шарфики, брошечки... В нашем кругу вообще было принято друг друга радовать» 1987 г.
Фото: РИА Новости

— Встретили мы Майкла в аэропорту, сопроводили в «Метрополь». Правительство Москвы для Джексона выделило шесть «ЗИЛов» — бывшие машины членов Политбюро. В гостинице для сопровождающих артиста был организован шведский стол, мы пошли поесть, а Майкл заселяться — к его номеру вел отдельный лифт. У него, кстати, был свой повар, индус, который готовил для Джексона персонально. Мы обедали, и неожиданно спустился Майкл. А в лобби «Метрополя» оркестрик играл Стиви Уандера. И вдруг они сбились с ритма, стали замедляться — увидели живого Джексона. А он подбежал к ним и сделал несколько взмахов руками, продирижировав, чтобы они ускорились. Майкл покусочничал вместе с нами. Но все, что он ел со шведского стола, — болгарский перец, огурчик, сырок.

— Какие были первые ваши впечатления от него?

— Знаете, сперва он впечатления на меня не произвел вообще. Обычный мальчишка, который все время прячется под шляпу. Его нельзя было снимать в лицо, потому что он тогда был лицом пепси-колы. Фотографировать можно было только сбоку, со спины, и не больше пяти секунд.

Мы приехали в «Лужники» снимать репетицию. И я увидел Джексона таким вялым, потухшим, «дохлым», что сказал: «Мне тут и снимать-то нечего». Но на концерте его будто подменили. В тот день разразился страшный ливень — но это не повлияло на артиста. Он превратился в ракету, в метеорит. Майкл и на сцене по-настоящему летал — им, как Мюнхгаузеном, выстреливали из пушки. Я видел, как все это устроено, — для нас это были космические технологии... Не могу забыть, как его балетные подтирали на сцене воду огромными полотенцами в ритм танца. А когда Джексон запел живьем, его энергетикой, как куполом, накрыло огромный стадион «Лужников», про дождь все забыли мигом. Помню, как он дышал, как у него шел пар изо рта — была осень...

— Где вы, кроме концерта, были с ним?

— Для клипа ему нужны были съемки с военными, и мы возили его в Таманскую дивизию. Там его учили маршировать, а он никак не мог руками попасть в такт строя. Это все есть в моем фильме — посмотрите, кому интересно. В военторгах он покупал шинели, он же обожал стиль милитари. Заходил и в антикварные лавки — ему дарили все, что нравилось: фарфоровые статуэточки, скульптуру Пушкина, склонившегося над столиком.

— Знаю, что вы познакомили его с Джуной.

Интересный факт

Сериал «Просто Мария» 1989 года демонстрировался в России с марта 1993-го по апрель 1994 года. Наград сериал не имеет, но в России он стал культовым. Виктория Руффо на волне успеха в России даже снялась в рекламе «МММ» вместе с печально известным Леней Голубковым (актер Владимир Пермяков).

Виктория Руффо
«Руффо приехала в Россию незадолго до окончания сериала «Просто Мария». Думаю, так, как актрису, на Руси встречали только императоров: на всем пути ее сопровождали толпы людей с цветами, которые плакали от умиления» Виктория Руффо в Кремле. 1994 г.
Фото: Олег Власов/ТАСС

— Да, я с ней дружил. И она, естественно, попросила меня их познакомить. На встречу она приехала в форме генерала казачьих войск. У них состоялась беседа, после которой она мне сказала, что чувствует — его убьют. Вот такое пророчество. А я, кстати, думаю, что он не умер, его же никто не видел в гробу. Может, где-то и живет в Новой Зеландии. Он человек не из этого мира совершенно...

Сама Джуна очень любила общаться и дружить с актерами. С кем я только не познакомился в ее доме, даже с зарубежными легендами: Федерико Феллини, Робертом Де Ниро, Крисом Кристофферсоном — ее слава вышла далеко за пределы страны.

— А подтверждение ее силы вы видели?

— Да. Джуна лечила и Черненко, и Андропова. Я часто видел у нее Нико­лая Константиновича Бай­бакова — с хрущевских времен он был председателем Госплана СССР. Бай­баков постоянно болел, а Джуна его вытягивала — он прожил 97 лет.

— А вы сами ощутили на себе ее способности?

— Моя тетя серьезно заболела и попросила: «Отвези меня к Джуне». Тетя очень крупная была, и месяца за два, приходя на сеансы к Джуне, похудела на 32 килограмма. А когда лишний вес ушел, поправилось и здоровье — она прожила еще почти 20 лет.

Еще я помню уникальный случай. При­вели к Джуне мальчишку лет десяти, его лицо было уже апельсинового цвета. В той семье дети страдали от какого-то генетического заболевания и не доживали до 14 лет. И Джуна с ним работала. А спустя десять лет я встретил у нее этого парня — и сразу узнал. Он был в солдатской форме: вернулся из армии и первым делом пришел навестить ее. А вообще у нее была такая энергетика, что в том месте, куда она подносила ладонь, становилось горячо…

Аким Салбиев с Юрием Карой и Натальей Бондарчук
С Юрием Карой и Натальей Бондарчук перед торжественным вечером, посвященным 100-летию ВГИК им. С. А. Герасимова. 2019 г.
Фото: РИА Новости

— Кроме Джексона вам доводилось снимать и других кумиров всего мира: Викторию Руффо, Алена Делона, Жан-Поля Бельмондо, Хулио Иглесиаса…

— Я и героев «Санта-Барбары» снимал. Сам-то я сериалы не смотрел, звонил маме, просил пересказать содержание, рассказать, за что зрители так любят этих героев... Но самым популярным сериалом у россиян, конечно, стала «Просто Мария». Викторию Руффо и Тоньо Маури (Хосе Игнасио Лопес) в нашей стране любили невероятно. Они приехали в Россию незадолго до окончания сериала. Была ранняя весна, стояли сильные морозы, Руффо сразу купила роскошную шубу из чернобурки, а ее супруг актер Эухенио Дербес, которого называют «мексиканским Чаплином», все время ежился в своем пальтишке и втягивал голову в шарф. Думаю, так, как Викторию Руффо, на Руси встречали только императоров: на всем пути следования ее сопровождали толпы людей с цветами, которые плакали от умиления, а она в ответ согревала поклонников своей ослепительной улыбкой.

— Что вас в ней поразило?

— Она оказалась серьезным, глубоким человеком. На родине она ведущая актриса национального театра. Очень увлекается Чеховым, Достоевским, прекрасно знает их творчество. Ее интересовали музеи. И она, и ее партнер, Тоньо Маури, — красивые, интеллигентные люди. Они понимали, что очень популярны, но принимали свой успех достойно.

В концертном зале «Россия» состоялась встреча со зрителями, на которую пригласили и актрису Любовь Германову, озвучившую Викторию Руффо. У Германовой голос потрясающий. И когда Руффо услышала ее, кажется, даже слезу пустила — она очень сентиментальная. Как же ей рукоплескал зал! Я такой популярности больше не видел. Пожалуй, только у Людмилы Гурченко в конце 80-х, когда она давала концерты в той же «России». Помню, у нее было такое короткое платье-трансформер, которое легким движением руки превращалось в длинное.

— У Людмилы Марковны вы брали интервью, когда вели на телевидении программу «Звездная гостиная Акима Салбиева».

— Мы дружили. Гурченко же тоже ученица Герасимова. Первый раз у нее дома я оказался, когда она еще была замужем за музыкантом Константином Купервейсом. Они тогда жили в Безбожном (ныне Протопоповском) переулке, в одном доме с Окуджавой, Кулиджановым, Генрихом Боровиком. Я привез ей пригласительные на премьеру фильма нашего мастера «Лев Толстой». Гурченко пригласила войти, познакомила с мамой. Мама Леля оказалась колоритнейшей женщиной с фигурой рубенсовских мадонн и короткими рыжими волосами. А как она себя несла! «Борща будешь?» — предложила. Я говорю: «Да, не отказался бы». — «У меня с пампушками». Люся над мамой подтрунивала: «Если я с ней ночью в темноте в коридоре столкнусь, от меня мокрого места не останется. Поэтому хожу на каблуках, чтобы она их стук слышала». Когда сели за стол, Люся на свое место хотела пройти за мамой, а потом говорит: «Нет, это риск, с другой стороны обойду». Веселые отношения у них были.

Интересный факт

Наталья Фатеева тоже была выпускницей мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Хотя во ВГИКе актриса оказалась только на третьем курсе, переехав в Москву из Харькова после успеха картин «Есть такой парень» и «Капитан «Старой черепахи». Однокурсниками Фатеевой были Людмила Гурченко (тоже уроженка Харькова) и Зинаида Кириенко. Все трое стали кинозвездами.

Наталья Фатеева
«Наталья Фатеева моя любовь, конечно! Ее глаза василькового цвета с годами не меняются… Вообще мы все, выпускники Сергея Герасимова, очень дружим» Наталья Фатеева в фильме «Песни моря». 1970 г.
Фото: Legion-Media

Когда работал в «Останкино», на Центральном телевидении, пригласил Гурченко на съемки програм­мы «Вечернее музыкальное кафе». При­думал для нее номер: мы посадили ее на кран, который летал над залом, а она пела. Я говорю: «Только крепче держитесь!» Потом она со мной была во Владикавказе, на кинофестивале. Затем участвовала в документальном фильме, который я снял о нашем мастере Тамаре Федоровне Макаровой «Свет немеркнущей звезды». Когда я делал концерт — посвящение бесланским детям «Беслан… Два года спустя», пригласил и Гурченко. Она спросила: «А кто у тебя будет?» Я говорю: «Розенбаум, хор Турецкого, Анита Цой, ну и ты, конечно». — «А Кобзон?» — «Будет». — «Тогда я не поеду». Я говорю: «Да ладно тебе. На разных самолетах полетите, и все». — «Да? А что спеть?» Я попросил «Пожалуйста, не умирай». Вместе выбирали платье для номера, остановились на черном в горошек...

А самолет чартерный. Люся заходит в салон, и первый, кого она видит, — Кобзон в бизнес-классе. Он ей говорит: «Привет, Люся». Она ему: «Ага, сам ты привет!» И села через проход во второй ряд. Я, чтобы ее поддержать, сел рядом. Она мне говорит: «Ну, Салбиев, твою мать!» Я предложил: «Люся, давай ты у окна сядешь». — «Нет! Еще заболею и умру раньше него!» Концерт проходил на стадионе, было несколько тысяч зрителей, бесланские матери, дети, оркестр из Воронежа, дирижер из Испании, хор Турецкого… И Людмила Гурченко имела бешеный успех.

Она умела дружить. Постоянно дарила очень красивые вещи: шарфики, брошечки... Но вообще в нашем кругу было принято друг друга радовать. Я, например, к ней всегда приходил с осетинскими пирогами, которые она очень любила…

— Как прошло ваше общение с таким сложным человеком, как Ален Делон?

— В 1995 году я делал фильм «Ален Делон. Кинозвезда». Снимали его в Париже, и в эту же командировку сняли фильм про Бельмондо. С этими артистами договорился господин Бортников, представитель Росэкспортфильма. Первый канал в течение двух недель показывал фильмы с участием Делона, а в завершение ретроспективы — мое документальное кино. Так же было и с Бельмондо.

Рядом с Елисейскими Полями есть практически безлюдная улица, потому что на ней только элитные бутики высокой моды, такие как Nina Ricci. Там стоит 200-летний дом, в котором весь пятый этаж принадлежал Делону. Это и его офис, и жилые апартаменты, которые он приобрел после фильма «Рокко и его братья». На интервью с нами артист прилетел из Швейцарии на вертолете, который приземлился на крыше дома. Наша же съемочная группа уже ждала его в офисе.

Он спросил: «А что с гримом?» Я ответил: «Его могу сделать я». — «А вы гример?» — «Нет, я режиссер». Он сложил руки лодочкой, как во время молитвы, и сказал: «О, Висконти!» Я решил — сделаю сухой грим, чтобы лицо не блестело. И, естественно, начал со лба. Делон разулыбался: «Вы обманываете, вы гример». — «Нет, конечно!» — «Тогда как вы поняли, что у меня лоб уязвимое место? Я всегда потею, начиная со лба». После интервью довольный Делон спросил: «Ну что еще вам рассказать?» Я говорю: «Про Висконти». На что он взял бумажку, на которой написал «70 тысяч долларов» и протянул мне.

Интересный факт

Аким Салбиев: «В молодые годы два главных секс-символа французского кино дружили, много снимались вместе. Но потом на какое-то время стали врагами. Их дружбу на 20 с лишним лет разрушила картина «Борсалино» 1970 года, где они оба снялись. Дело в том, что Делон был еще и продюсером фильма и свою фамилию он написал в титрах дважды, что возмутило Бельмондо. Это и стало причиной раскола. Но в зрелые годы актеры примирились и снова стали называть друг друга друзьями».

Аким Салбиев. Фото
Аким Салбиев
Фото: из личного архива Акима Салбиева

Потом мы вышли на этаж. Он показал на одну из дверей: «А вот там, напротив, жила Далида. Бывало, мы возвращались одновременно с мероприятий, ходили друг к другу в гости, делились успехами. А потом я задумался: почему мы не вместе? Но было уже поздно, наши отношения окончательно перешли в дружеский статус».

Вместе вышли из дома. И тут произошло неожиданное. Путь к подъезду преграждали ворота, а машина Делона ожидала его всего метрах в пяти от ворот. Но он сделал знак водителю — мол, подгони сюда. Тот говорит: «Я не могу, там бордюр». Я же про себя по­думал: чего это он выеживается, не может десять шагов сделать? Но как только Делон вышел за ворота, к нему из соседних кафе бросилась толпа женщин — лет по сорок. Оказывается, они его караулили. Он еле успел запрыгнуть в машину. Нам потом объяснили, что он не может ходить по улице, потому что люди готовы его на сувениры разорвать. Но что удивительно, когда мы снимали Бельмондо, то спокойно гуляли с ним по Елисейским Полям. Да, все его узнавали, тепло приветствовали, ласково звали Бебель, но истерии не было.

— Аким, прежде чем начать снимать документальные фильмы о мировых звездах, вы сняли два фильма художественных. Как родился ваш замечательный первый фильм «Короткая игра»?

— Я окончил ВГИК, когда уже по­явились отдельные объединения и на «Мосфильме», и на Киностудии имени Горького. На «Мосфильме» я показывал свою дипломную комедийную картину «День деньской» всем объединениям, и все готовы были меня запустить с полным метром — и Владимир Меньшов, и Сергей Соловьев, и Карен Шахназаров… В объединении «Юность» я показал фильм Ролану Антоновичу Быкову. Ему мой фильм понравился, может, еще и потому, что главный герой был на него похож. И он сказал: «Я завтра же готов тебя запустить. Есть сценарий?» А сценария не было. По той же причине не сложилось и с остальными худруками. Но с Меньшовым вышла забавная история: в тот день он как раз отсматривал короткометражки выпускников. И тут нарисовался я — попросил посмотреть и мой фильм. Он сказал: «Нет, я устал, да и рабочий день закончился. Приходи через месяц». В итоге я его уговорил. А в просмотровом зале сидела и главный редактор объединения «Жанр» Рита Беляковская. И посмотрев мою картину, Меньшов сказал ей: «Поблагодари всех, пусть уходят». «А ты, — говорит мне, — останься, наглец. То, что ты умеешь рассказывать истории, я вижу. И готов запустить тебя с картиной, но нужен сценарий».

— А в чем была проблема со сценарием?

— Да кто даст 25-летнему Акиму Салбиеву, парню, который спустился с гор (Салбиев родом из Северной Осетии. — Прим. ред.) и с первого раза поступил во ВГИК, сценарий? Виктор Мережко отказал: «У меня нет сценария в запасе, я пишу сейчас для Виталия Мельникова». В том же доме кинематографистов жил Эмиль Брагинский. Но выяснилось, что Мережко ему уже позвонил и рассказал о просителе. Получился конфуз, и Брагинский тоже мне отказал. В итоге мне дала свой сценарий Наталья Рязанцева. Пронзительная история, в которой фигурируют три героини — мама, дочь и внучка. Но Меньшов возмутился: «Я от тебя комедию жду. А ты что принес?»

В то время я жил недалеко от телецентра, где базировалось творческое объединение «Экран». Позвонил туда. Моя картина понравилась, и мне предложили пять сценариев на выбор. Я остановился на «Короткой игре» Алексея Тимма. По нему и снял картину. А фильмы ТО «Экран» в прокат не выходили, они предназначались лишь для показа по ТВ. Но шла перестройка, и меня посетила авантюрная идея. Я пошел к председателю Гостелерадио Михаилу Ненашеву: «Я снял у вас дебютный фильм, а в нем участвуют такие звезды, что картина могла бы иметь успех в прокате… 

Интересный факт

На счету Акима Салбиева не только художественные и документальные фильмы. Он был режиссером таких глобальных мероприятий, как 850-летие Москвы, 70-летие Победы. С 2000 года Салбиев проводит Открытый российский и международный фестиваль «Владикавказ» имени Сергея Герасимова, который регулярно посещают многочисленные ученики Герасимова и Тамары Макаровой.

Вера Глаголева
«Я стал катализатором режиссерского дебюта Веры Глаголевой — предложил снять свою картину. Она загорелась этой идеей, так вышел ее первый художественный фильм» Конец 1990-х гг.
Фото: Legion-Media

Разрешите мне показать фильм на кинорынке, а через полгода покажете его по ТВ». А кинорынок (кстати, ставший последним советским), открывался через день в Ленинграде. И чудесный Ненашев дал свое согласие. Однако прокатного удостоверения не было — его выдавали в Госкино. Куда я и поехал к начальнику управления кинопроката. После недолгих уговоров он взял чистый бланк с печатью Госкино СССР, всеми нужными подписями и вписал название моего фильма. «Но только учтите, — говорит, — если есть хоть что-то политическое в вашей картине, я потеряю работу». Я рванул в Ленинград, и на кинорынке фильм, снятый всего за 250 тысяч, был продан для проката за пять миллионов рублей! Когда я привез эти деньги в «Экран», мне сказали: «Ну теперь вы можете снимать что хотите».

— Вам пришлось сдать все деньги?

— Нет, солидную часть оставили за мной, но лучше бы не оставляли. Скоро случилась реформа, и все деньги сгорели. Слава богу, я успел запуститься со следующей картиной и заплатить премии оператору, директору, автору.

— В вашей первой картине действительно потрясающий актерский состав: Глаголева, Марцевич, Шарко, Глузский, Шлыков, Владимир Мукусев, Аристарх Ливанов

— В роли главного героя я видел Сергея Колтакова, прославившегося после гениального фильма «Соучастники» с Леонидом Филатовым. Колтаков через дорогу от меня жил, и он согласился, но потом был утвержден на другую картину: «Утоли моя печали». Тогда я пригласил Юрия Шлыкова. А с Верой Глаголевой, которая сыграла главную героиню, мы уже были дружны. Познакомились на показах студенческих фильмов во ВГИКе. Ее муж Родион Нахапетов тогда только уехал в Америку, ее это очень подкосило. И чтобы как-то ее отвлечь, я дал ей главную роль в своем фильме. А еще стал катализатором ее режиссерского дебюта — предложил снять свою картину. Она загорелась этой идеей — так вышел ее первый художественный фильм «Сломанный свет» с Маргаритой Тереховой и Андреем Соколовым. А Вера сама сыграла главную роль.

— Значит, с вашей легкой руки Вера Глаголева стала режиссером? Потом в свои фильмы не приглашала сниматься?

— Приглашала, но у нас все вре­мя что-то не совпадало. А однажды нас вместе как актеров утвердили в русско-французский проект «Пушкин» — к 200-летию поэта. Глаголева должна была играть Веру Вяземскую. Вязем­ского — мой гениальный однокурсник Гена Сидоров (в качестве режиссера он снял фильм «Старухи», сериал «Апостол»), Строга­нова — мой друг Степашкин-Пожарский, императора — Николай Еременко, Дан­теса — сын Алена Делона, Энтони, а я… Пушкина, конечно! (Этот образ я уже удачно примерил на себя во второй своей картине «Между воскресеньем и субботой). Автором проекта был Андрей Битов. Нас поддерживал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Деньги давал Михаил Лесин — на 12 серий. Но проект завалила ВГТРК, где кино курировал Борис Берман — с его подачи картину спустили на тормозах. А когда в 1994 году я снимался в главной роли в картине «Я свободен, я ничей» вместе с Валентином Гафтом, тот выдал эпиграмму: «Сам факт сравненья неизбежен, когда звучит одно и то же, сегодня Пушкин тем известен, что на Салбиева похож он».

Эдуард Марцевич с сыном Филиппом
«Когда мы уже подружились с Марцевичем, он мне сказал: «Ты мне развратил всю семью!» Потому что его младший сын Филипп тоже дебютировал в моей картине и стал артистом. Играет в Малом театре, где служил и его легендарный отец» Эдуард Марцевич с сыном Филиппом. 2005 г.
Фото: Photoxpress.ru

Гафт, конечно, провидец, через несколько лет меня пригласили работать в музей Пушкина. Мне позвонил Юрий Богуцкий — тот самый, который когда-то работал в Госкино и выдавал мне разрешение на прокат моего первого фильма. Теперь же он был замдиректора музея и пригласил меня возглавить департамент театрально-концертных программ и спецпроектов. Так что 200-летие Пушкина я и проводил. Потом придумал ежегодный Пушкинский фестиваль, организовывал вечера, посвященные выдающимся современникам — Ахмадулиной, Би­тову, Хуциеву и многим другим. В музее я проработал 25 лет!

— А как вы Михаила Глузского и Зинаиду Шарко уговорили работать с вами, с дебютантом?

— Опять моя настойчивость помогла… К Глузскому я заявился прямо домой: «Михаил Андреевич, здравствуйте, я окончил ВГИК, мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова». — «Сережа был хорошим, настоящим», — ответил удивленный Глузский. «Я свое первое кино снимаю, — говорю. — Там есть роль специально для вас, я ее сам дописал». И Михаил Андреевич, который умел сканировать людей, лишь спросил: «Сколько съемочных дней?» — «Пять». — «Хорошо, я снимусь в память о Герасимове».

— А Шарко же вообще из Ленин­града!

— Она тоже удивилась, когда я позвонил: «Вы что, не можете в Москве актрису найти?» Я ответил: «Могу, но хочу вас!» — «Ну а что вы сняли?» — «Только дипломный фильм на Одесской киностудии». — «Хорошо, завтра перезвоните». И она позвонила Кире Муратовой — ведущему режиссеру Одесской киностудии. А Муратова тоже ученица Герасимова, ответила Шарко: «Конечно, я смотрела фильм Салбиева. Соглашайся!»

— Снялся у вас и один из главных романтиков советского кино Эдуард Марцевич.

— Это и мой любимый актер, и моей мамы. Я постоянно в Москве ходил на спектакли с его участием. К моей радости, он согласился сниматься у меня, а на главную детскую роль я утвердил его сына Кирилла. Он, кстати, не собирался становиться артистом. Но, распробовав кино, пошел по отцовской стезе: сперва стал артистом, потом занимал руководящие должности в московских театрах. Когда мы уже подружились с Эдуардом Марцевичем, он мне сказал: «Ты мне развратил всю семью!» Потому что его младший сын Филипп тоже дебютировал в моей картине «Между воскресеньем и субботой» и стал артистом. Играет в Малом театре, где служил и его легендарный отец.

Аким Салбиев
«Я снимал столько звезд, что иногда забывал о себе! Настало время переоценки. Буду продолжать снимать кино и сниматься сам, выходить на сцену» В своем кабинете в Музее Пушкина на Пречистенке. 2020 г.
Фото: Агунда Дзиова

Однажды в начале 90-х мы с Марцевичем ввязались в одну авантюру… Мне позвонили из Владивостока случайные знакомые: «Хотим устроить конкурс красоты, и нам нужно жюри. Собери команду, и прилетайте — денег много». Я ответил: «Сначала деньги, потом стулья». — «Хорошо. Завтра привезут вам домой». А это было время бешеных денег, как у Островского. И вот ко мне приезжает крепкий парень со спортивной сумкой. Я открываю сумку, а она набита деньгами — 300 тысяч рублей! При том, что тогда приличной зарплатой считался оклад в 1500—2500 рублей. Я, конечно, обалдел… Собрал жюри: Эдуард Марцевич, Валентина Печорина — популярная диктор Центрального телевидения и ее муж журналист Михаил Гладков, начинающая певица Марина Кирсанова (Полтева), которая потом работала наставником на «Точь-в-точь» и «Один в один», и легендарная Светлана Моргунова. Потом, кстати, когда я начал петь на эстраде, Светлана Моргунова вела мой первый концерт в Центральном доме работников искусств. Я ей говорю: «Светлана Михайловна, я так волнуюсь». А она: «Волнуется он! Это у меня проблемы! Мне бы твою фамилию правильно назвать!»

— И вы эти 300 тысяч на всех поделили?

— До отъезда не успели, было очень мало времени на сборы. Я предлагал коллегам: «Деньги взять с собой?» — «Нет. Зачем мы будем их с собой таскать? Пусть у тебя в квартире лежат». А я снимал тогда хорошую квартиру у сына композитора Эдуарда Артемьева. Но там такая хилая входная дверь была — плечом посильнее надави и выбьешь. Я всю поездку переживал, что деньги могут украсть… В аэропорт мы чуть не опоздали — попали в жуткую пробку. Тогда я выскочил из микроавтобуса и тормознул «скорую», спрашиваю: «Вы на вызов едете?» — «Нет». — «Слава богу. Можете в аэропорт отвезти? Любые деньги!» И нас довезли в обход всех пробок с сиренами.

Во Владивосток прилетели глубокой ночью. Нас отвезли в огромный ресторан, и для дорогих гостей устроили стриптиз. Тогда это было в диковинку. Все смотрели с любопытством. А Марцевич за первым к сцене столиком уснул! Потом мы окунули ноги в океан, а на следующий день уже конкурс. Мы блестяще его провели. Затарились икрой, рыбой. Летим в Москву, а я молюсь — только бы деньги были дома! Дверь, слава богу, не вскрыта, сумка тоже на месте. Разделили с коллегами поровну — получилось всем по 50 тысяч. Марцевич смотрит на свою стопку: «У меня оклад в театре четыре тысячи, а тут, получается, зарплата за год»?

— Во втором фильме «Между воскресеньем и субботой» у вас практически тот же актерский состав: Глаголева, Марцевич, Шлыков…

— Да. Добавилась еще Наталья Фатеева. Она моя любовь, конечно! Ее глаза василькового цвета с годами не меняются… Наталья Николаевна тоже ученица Герасимова. Вообще все его выпускники дружат. Не бывает дня, чтобы я не позвонил Наташе Гвозди­ковой, Ларисе Лужиной, На­талье Фатеевой, еще кому-нибудь из наших… Помню, были какие-то съемки недалеко от метро «Парк культуры», я в них участвовал как актер. А Наталья Николаевна проходила мимо — шла домой на Фрунзенскую из бассейна «Чайка». Ее, конечно, узнали, на площадке сразу зашептались: «Смотрите, Фатеева идет!» А она тоже присмотрелась, вдруг заметила меня и крикнула: «Аким!» — помахав рукой. После этого вся группа с таким уважением на меня смотрела: «Вас знает Наталья Фатеева!»

— В 1995 году вы стали самым молодым народным артистом Республики Северная Осетия — Алания, получив это звание в 33 года. А в 2006 году вы сняли художественный фильм «Одиннадцать писем к Богу» про детский интернат в горах Осетии, который хотят снести. Картину высоко оценили и критики, и зрители. После нее вам дали звание заслуженного деятеля искусств России.

Интересный факт

Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили с начала 90-х годов преимущественно в Мюнхене. Они объясняли это тем, что работа Щедрина связана с этим городом. Там базируются музыкальное издательство, с которым сотрудничает Родион Щедрин, и компания, которая представляет и защищает авторские права композитора. Скончалась Майя Плисецкая тоже в Мюнхене, а в их московской с Щедриным квартире сегодня открыт музей балерины.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая
«Плисецкую я случайно встретил на улочке в Мюнхене под католическое Рождество, решился подойти и пригласил на премьеру своего фильма. Картина Плисецкой и Щедрину понравилась, и мы продолжили общение в Москве» Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Начало 2000-х гг.
Фото: Personastars.com

— Да, у меня появилась мечта снять свой «Амаркорд», и я написал сценарий картины «Одиннадцать писем к Богу» и поехал на родину, в Осетию. Эта картина объехала весь мир — фестиваль за фестивалем. А уж сколько дипломов и наград я за картину получил! Самый дорогой для меня — главный приз фестиваля «Лучезарный Ангел» из рук патриарха Алексия II.

Интересная история произошла на фестивале в Мюнхене, где после распада СССР жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 24 декабря, под католическое Рождество, я случайно встретил Майю Михайловну на улице… Глинтвейну к тому времени уже хлебнул и решился подойти. Представился: «Завтра фестиваль, мое кино будут показывать. Приходите, пожалуйста». Она пообещала, что придут с мужем. И вот перед показом я на сцене рассказываю о фильме, как вдруг вижу — по стеночке проходят Плисецкая с Щедриным! Фильм им понравился, и мы продолжили общение в Москве. Часто встречались на «Пасхальном фестивале» Валерия Гергиева. Увиделись и 13 апреля 2015 года, я тогда пригласил Плисецкую на вечер памяти Святослава Бэлзы в музее Пушкина… А накануне моего вечера, 2 мая, ее не стало. У меня в памяти навсегда отпечатался ее образ с нашей последней встречи: две черные маслинки глаз, серое платье в тонкую клетку от Кардена и черные легинсы — она была одета так по-европейски…

— Аким, а какими планами поделитесь сейчас?

— Я снимал столько звезд, что иногда забывал о себе! После недавнего ухода из жизни старшего брата настало время переоценки. Но я буду продолжать снимать кино и сниматься сам, выходить на сцену. На днях записал песню к фильму, в котором недавно снялся. А на последнюю «Нику» был номинирован мой новый документальный фильм о режиссере-фронтовике Тамаре Лисициан. Кто не помнит ее сказки для взрослых «Волшебный голос Джельсомино», «Чиполлино»... Так что планов, как говорится, громадье! Вдох сделан. Нужен выдох.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 9 — 15 сентября для всех знаков зодиака
Для переговоров и решения юридических вопросов новая неделя выглядит подходящей. У вас получится и вникнуть в любую проблему, и отыскать самые убедительные аргументы. Также этот период подходит для активной работы по благоустройству дома или сада. В личных отношениях возможно некоторое напряжение, любые вопросы необходимо проговаривать. Наиболее позитивный день — среда.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог