![«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332313/86.jpg)
Репутация Каннского фестиваля уже не та. У журналистов возникает все больше вопросов к предпочтениям отборщиков, фаворитизму среди руководства и засилью одних и тех же имен в конкурсных программах. Канны стали неповоротливы и с трудом адаптируются к изменениям в киноиндустрии — например, до сих пор с подозрением относятся к стриминговым платформам и фильмам, которые они выпускают.
И все же объявление участников различных программ фестиваля привлекает внимание киноманов. В этом году в основной конкурс попал фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Это экранизация романа Алексея Сальникова — сюрреалистичной истории о семье, пораженной заглавной болезнью.
У Каннского фестиваля и отечественного кино долгая совместная история. Ниже — список знаковых советских и российских картин, оказавшихся на фестивале победителями.
«Летят журавли» (1957), реж. Михаил Калатозов
![«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332320/86.jpg)
Знаменитый фильм Михаила Калатозова запомнился в том числе выдающейся операторской работой Сергея Урусевского — к примеру, здесь впервые применили круговые рельсы для камеры. Картина стала триумфатором Каннского фестиваля, получив главный приз — Золотую пальмовую ветвь. Это пока единственный отечественный фильм, которому это удалось.
К сожалению, в момент выхода картина пользовалась большей популярностью на Западе. На родине ее раскритиковали — история обычных людей во время войны не вписывалась в идеологические рамки СССР и соцреализма.
С тех пор споры вокруг ленты утихли, и «Летят журавли» стал одним из главных фильмов отечественного кинематографа.
«Солярис» (1972), реж. Андрей Тарковский
![«Солярис», реж. Андрей Тарковский, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332323/86.jpg)
Интересно, что Андрей Тарковский, великий советский режиссер, творчество которого известно киноманам по всему миру, формально был не так успешен в Каннах, как его коллега Калатозов. Это еще раз указывает на условность кинопремиий, в распределении которых художественные достоинства фильма натыкаются на вкусовщину со стороны членов жюри.
«Солярис» Тарковского получил «всего лишь» Гран-при (то есть Серебряную пальмовую ветвь), но остался важен для фестиваля — в 2016 году в Каннах показали отреставрированную версию фильма.
«Андрей Рублев» (1966), реж. Андрей Тарковский
![«Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332318/86.jpg)
«Солярис» был не единственным фильмом Тарковского, отмеченным в Каннах. В 1969 году приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) получил «Андрей Рублев», смелая работа режиссера, раскритикованная в СССР за мрачность и антипатриотичность. В итоге зарубежные зрители увидели «Андрея Рублева» раньше советских — сначала на Каннском фестивале 1969 года, а потом и в прокате. До проката в СССР картина дошла только в 1971 году после значительных правок.
Тарковский был частым гостем Каннского фестиваля: кроме «Соляриса» и «Андрея Рублева» там показывали и «Ностальгию», и «Жертвоприношение», и «Сталкера». Безусловно, это доказывает незаурядный талант режиссера, но с другой стороны указывает, что отборщики Канн всегда были склонны обращать внимание на уже знакомых авторов.
«Великий перелом» (1945), реж. Фридрих Эрмлер
![«Великий перелом», реж. Фридрих Эрмлер, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332316/86.jpg)
Сейчас картина Фридриха Эрмлера, известного своими пропагандистскими фильмами, уже почти забыта зрителями, но в 1946 году на самом первом Каннском кинофестивале она получила Гран-при. Неудивительно, поскольку Вторая мировая война к тому моменту закончилась буквально вчера и щедрое жюри не оставило без награды камерное кино о Сталинградской битве. Занятно, что для идеологически верного фильма «Великий перелом» на удивление прямо говорит о цене победы — в частности, о сознательных жертвах среди гражданского населения.
«Утомленные солнцем» (1994), реж. Никита Михалков
![«Утомленные солнцем», реж. Никита Михалков, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332317/86.jpg)
Судьба «Утомленных солнцем» любопытна. Наверняка многие помнят, что эта картина Никиты Михалкова получила редкую для отечественного кино премию «Оскар». Но примечательно, что в Каннах фильм напрямую столкнулся с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино. Понятно, что у довольно старомодных «Утомленных» почти не было шансов обойти смелого выскочку американского кинематографа, но Гран-при фильм получил, хоть его и обвиняли в конъюктурности.
«Сорок первый» (1956), реж. Григорий Чухрай
![«Сорок первый», реж. Григорий Чухрай, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332314/86.jpg)
Еще один фильм Каннского фестиваля, к созданию которого приложил руку гениальный оператор Сергей Урусевский.
Вокруг ленты разгорелось немало скандалов. Режиссер Григорий Чухрай сильно отклонялся от сценария драматурга Григория Колтунова, который был крайне этим недоволен и отказывался подписываться под фильмом. Говорили, что «Сорок первый» получился только из-за Урусевского.
И все же на картину активно ходил зритель, а на Каннском кинофестивале, где фильм шел в основном конкурсе, он получил Специальный приз.
«Сибириада» (1987), реж. Андрей Кончаловский
![«Сибириада», реж. Андрей Кончаловский, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332321/86.jpg)
Эпическая лента Андрея Кончаловского должна была стать восхвалением советских нефтяников, но в процессе ушла куда-то на метафорический уровень. Фильм все равно пытались сделать современным — электронной музыкой в саундтреке, продвинутыми техниками съемки и новым оборудованием.
Для показа в Каннах «Сибириаду» сократили до трех часов и выставили против «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Борьба была напряженная, а писательница Франсуаза Саган даже обещала уйти из жюри, если лента не получит «Золотую пальмовую ветвь» вместе с «Апокалипсисом». Тем не менее Кончаловскому пришлось «довольствоваться» Гран-при.
«Молох» (1999), реж. Александр Сокуров
![«Молох», реж. Александр Сокуров, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332315/86.jpg)
Казалось бы вызывающую любовную историю Гитлера и Евы Браун восприняли спокойно. Возможно, этому поспособствовала репутация режиссера Александра Сокурова. В Каннах фильм получил приз за лучший сценарий — курьезный случай, учитывая, что как такового сценария у ленты не было. Текст Юрия Арабова «Мистерия горы» — самодостаточное литературное произведение, от которого фильм отличается значительно.
Кроме того, премию по ошибке вручили двум людям — собственно Арабову и переводчице Марине Корнеевой, которая не занималась драматургией. В свое время это озадачило авторов фильма.
«Дылда» (2019), реж. Кантемир Балагов
![«Дылда», реж. Кантемир Балагов, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332319/86.jpg)
Имя Кантемира Балагова стало хорошо известно, когда появились новости, что именно он снимет пилот сериала по мотивам игры «Одни из нас» (The Last of Us) для HBO.
Начинал он, однако, с фестивального кино — его дебютная «Теснота» в 2017 году получила на Каннском кинофестивале приз ФИПРЕССИ конкурса «Особый взгляд». «Дылда», следующая картина Балагова, повторила успех «Тесноты» и к тому же принесла автору приз за лучшую режиссуру.
Выпускник мастерской Александра Сокурова сумел покорить как отечественную, так и зарубежную критику и, по всей видимости, обеспечил себе будущее в мировом кино.
«Нелюбовь» (2017), реж. Андрей Звягинцев
![«Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев, кино](http://cdn.7days.ru/pic/7be/963768/1332322/86.jpg)
Андрея Звягинцева уже можно назвать завсегдатаем Канн. На премии фестиваля в разные годы претендовали его «Изгнание», «Елена» (приз жюри «Особого взгляда») и «Левиафан» («Лучший сценарий»)
«Нелюбовь», пока что последний фильм Звягинцева, удостоился Приза жюри основного конкурса — третьей по значимости награды Канн. В какой-то момент лента даже была лидером рейтинга кинокритиков, но уступила «Квадрату» Рубена Эстлунда и «120 ударам в минуту» Робена Кампийо.