Отечественные фильмы, награжденные на Каннском фестивале

«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова попали в основной конкурс Каннского фестиваля. Вспоминаем самые интересные российские и советские фильмы, принесшие своим создателям премии престижного киносмотра.
Никита Лазаренко
|
05 Июня 2021
«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, кино
«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов
Фото: Кадр из фильма

Репутация Каннского фестиваля уже не та. У журналистов возникает все больше вопросов к предпочтениям отборщиков, фаворитизму среди руководства и засилью одних и тех же имен в конкурсных программах. Канны стали неповоротливы и с трудом адаптируются к изменениям в киноиндустрии — например, до сих пор с подозрением относятся к стриминговым платформам и фильмам, которые они выпускают.

И все же объявление участников различных программ фестиваля привлекает внимание киноманов. В этом году в основной конкурс попал фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Это экранизация романа Алексея Сальникова — сюрреалистичной истории о семье, пораженной заглавной болезнью. 

У Каннского фестиваля и отечественного кино долгая совместная история. Ниже — список знаковых советских и российских картин, оказавшихся на фестивале победителями.

«Летят журавли» (1957), реж. Михаил Калатозов

«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, кино
«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов
Фото: Кадр из фильма

Знаменитый фильм Михаила Калатозова запомнился в том числе выдающейся операторской работой Сергея Урусевского — к примеру, здесь впервые применили круговые рельсы для камеры. Картина стала триумфатором Каннского фестиваля, получив главный приз — Золотую пальмовую ветвь. Это пока единственный отечественный фильм, которому это удалось.

К сожалению, в момент выхода картина пользовалась большей популярностью на Западе. На родине ее раскритиковали — история обычных людей во время войны не вписывалась в идеологические рамки СССР и соцреализма. 

С тех пор споры вокруг ленты утихли, и «Летят журавли» стал одним из главных фильмов отечественного кинематографа.

«Солярис» (1972), реж. Андрей Тарковский

«Солярис», реж. Андрей Тарковский, кино
«Солярис», реж. Андрей Тарковский
Фото: Кадр из фильма

Интересно, что Андрей Тарковский, великий советский режиссер, творчество которого известно киноманам по всему миру, формально был не так успешен в Каннах, как его коллега Калатозов. Это еще раз указывает на условность кинопремиий, в распределении которых художественные достоинства фильма натыкаются на вкусовщину со стороны членов жюри.

«Солярис» Тарковского получил «всего лишь» Гран-при (то есть Серебряную пальмовую ветвь), но остался важен для фестиваля — в 2016 году в Каннах показали отреставрированную версию фильма.

«Андрей Рублев» (1966), реж. Андрей Тарковский

«Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский, кино
«Андрей Рублев», реж. Андрей Тарковский
Фото: Кадр из фильма

«Солярис» был не единственным фильмом Тарковского, отмеченным в Каннах. В 1969 году приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) получил «Андрей Рублев», смелая работа режиссера, раскритикованная в СССР за мрачность и антипатриотичность. В итоге зарубежные зрители увидели «Андрея Рублева» раньше советских — сначала на Каннском фестивале 1969 года, а потом и в прокате. До проката в СССР картина дошла только в 1971 году после значительных правок. 

Тарковский был частым гостем Каннского фестиваля: кроме «Соляриса» и «Андрея Рублева» там показывали и «Ностальгию», и «Жертвоприношение», и «Сталкера». Безусловно, это доказывает незаурядный талант режиссера, но с другой стороны указывает, что отборщики Канн всегда были склонны обращать внимание на уже знакомых авторов.

«Великий перелом» (1945), реж. Фридрих Эрмлер

«Великий перелом», реж. Фридрих Эрмлер, кино
«Великий перелом», реж. Фридрих Эрмлер
Фото: Кадр из фильма

Сейчас картина Фридриха Эрмлера, известного своими пропагандистскими фильмами, уже почти забыта зрителями, но в 1946 году на самом первом Каннском кинофестивале она получила Гран-при. Неудивительно, поскольку Вторая мировая война к тому моменту закончилась буквально вчера и щедрое жюри не оставило без награды камерное кино о Сталинградской битве. Занятно, что для идеологически верного фильма «Великий перелом» на удивление прямо говорит о цене победы — в частности, о сознательных жертвах среди гражданского населения. 

«Утомленные солнцем» (1994), реж. Никита Михалков

«Утомленные солнцем», реж. Никита Михалков, кино
«Утомленные солнцем», реж. Никита Михалков
Фото: Кадр из фильма

Судьба «Утомленных солнцем» любопытна. Наверняка многие помнят, что эта картина Никиты Михалкова получила редкую для отечественного кино премию «Оскар». Но примечательно, что в Каннах фильм напрямую столкнулся с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино. Понятно, что у довольно старомодных «Утомленных» почти не было шансов обойти смелого выскочку американского кинематографа, но Гран-при фильм получил, хоть его и обвиняли в конъюктурности. 

«Сорок первый» (1956), реж. Григорий Чухрай

«Сорок первый», реж. Григорий Чухрай, кино
«Сорок первый», реж. Григорий Чухрай
Фото: Кадр из фильма

Еще один фильм Каннского фестиваля, к созданию которого приложил руку гениальный оператор Сергей Урусевский. 

Вокруг ленты разгорелось немало скандалов. Режиссер Григорий Чухрай сильно отклонялся от сценария драматурга Григория Колтунова, который был крайне этим недоволен и отказывался подписываться под фильмом. Говорили, что «Сорок первый» получился только из-за Урусевского. 

И все же на картину активно ходил зритель, а на Каннском кинофестивале, где фильм шел в основном конкурсе, он получил Специальный приз.

«Сибириада» (1987), реж. Андрей Кончаловский

«Сибириада», реж. Андрей Кончаловский, кино
«Сибириада», реж. Андрей Кончаловский
Фото: Кадр из фильма

Эпическая лента Андрея Кончаловского должна была стать восхвалением советских нефтяников, но в процессе ушла куда-то на метафорический уровень. Фильм все равно пытались сделать современным — электронной музыкой в саундтреке, продвинутыми техниками съемки и новым оборудованием. 

Для показа в Каннах «Сибириаду» сократили до трех часов и выставили против «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Борьба была напряженная, а писательница Франсуаза Саган даже обещала уйти из жюри, если лента не получит «Золотую пальмовую ветвь» вместе с «Апокалипсисом». Тем не менее Кончаловскому пришлось «довольствоваться» Гран-при.

«Молох» (1999), реж. Александр Сокуров

«Молох», реж. Александр Сокуров, кино
«Молох», реж. Александр Сокуров
Фото: Кадр из фильма

Казалось бы вызывающую любовную историю Гитлера и Евы Браун восприняли спокойно. Возможно, этому поспособствовала репутация режиссера Александра Сокурова. В Каннах фильм получил приз за лучший сценарий — курьезный случай, учитывая, что как такового сценария у ленты не было. Текст Юрия Арабова «Мистерия горы» — самодостаточное литературное произведение, от которого фильм отличается значительно.

Кроме того, премию по ошибке вручили двум людям — собственно Арабову и переводчице Марине Корнеевой, которая не занималась драматургией. В свое время это озадачило авторов фильма.

«Дылда» (2019), реж. Кантемир Балагов

«Дылда», реж. Кантемир Балагов, кино
«Дылда», реж. Кантемир Балагов
Фото: Кадр из фильма

Имя Кантемира Балагова стало хорошо известно, когда появились новости, что именно он снимет пилот сериала по мотивам игры «Одни из нас» (The Last of Us) для HBO. 

Начинал он, однако, с фестивального кино — его дебютная «Теснота» в 2017 году получила на Каннском кинофестивале приз ФИПРЕССИ конкурса «Особый взгляд». «Дылда», следующая картина Балагова, повторила успех «Тесноты» и к тому же принесла автору приз за лучшую режиссуру. 

Выпускник мастерской Александра Сокурова сумел покорить как отечественную, так и зарубежную критику и, по всей видимости, обеспечил себе будущее в мировом кино.

«Нелюбовь» (2017), реж. Андрей Звягинцев

«Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев, кино
«Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев
Фото: Кадр из фильма

Андрея Звягинцева уже можно назвать завсегдатаем Канн. На премии фестиваля в разные годы претендовали его «Изгнание», «Елена» (приз жюри «Особого взгляда») и «Левиафан» («Лучший сценарий»)

«Нелюбовь», пока что последний фильм Звягинцева, удостоился Приза жюри основного конкурса — третьей по значимости награды Канн. В какой-то момент лента даже была лидером рейтинга кинокритиков, но уступила «Квадрату» Рубена Эстлунда и «120 ударам в минуту» Робена Кампийо.

Новости партнеров