Эта эпоха пропитана духом свободы, который отлично чувствуется и в моде 1970-х, и в музыке, и фильмах. Но за красочным стилем семидесятых стоит не только бунтарство молодых. Собрали 10 кинолент, отразивших важные события 50-летней давности.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998
Биографический роман Хантера Томпсона долго не могли экранизировать, а когда проект все-таки взяли в работу, выбор актера на главную роль тоже затянулся. Но однажды режиссер увидел Джонни Деппа и понял: никто не сыграет журналиста Рауля Дюка лучше, чем он. У него в арсенале был не только талант, но и духовная «братская» связь с самим писателем, который лично одобрил его кандидатуру, побрил ему голову перед съемками и даже пригласил пожить в своем доме, чтобы Депп смог перенять повадки героя.
Также создатели уделили внимание и другим важным деталям, вплоть до галлюциногенных рептилий и вполне нормальных пейзажей Лас-Вегаса из семидесятых. Правда, все пришлось обустраивать декорациями: фильм снимался в конце девяностых, и уже тогда в мировой столице казино почти не осталось тех самых старых мотелей на обочинах дорог, так необходимых для кадра. Но, прибегая к разным способам, авторам все-таки удалось передать весь хаос сменяющейся эпохи и показать абсурдность «великой американской мечты» — пусть и через безумное путешествие в бессознательное персонажей, находящихся под действием запрещенных веществ.
«Игры», 2024
Олимпиада-80 — это одно из самых ярких событий нашей страны, подготовка к которому велась именно в семидесятых. Организовать такое масштабное мероприятие было тяжело, но еще больше трудностей принесли бойкоты от разных государств и срывы планов сдачи спортивных объектов. Из-за них, а также из-за скептического отношения самого Леонида Брежнева Игры вообще могли не состояться.
И хотя всем уже давно известно, чем «все закончилось», новый сериал «Игры» предлагает зрителям посмотреть на закулисье Олимпиады вместе с Игорем Зориным — сыном советского функционера, не по своей воле попавшего в Олимпийский комитет в качестве волонтера. Он пройдет через десяток кругов бюрократии, зато познакомится с множеством влиятельных людей, которые раскроют несколько секретов «производственного процесса» и даже поговорят с ним о политике. Хотя немало разговоров будет и о главном — о спорте, ведь в проекте приняли участие реальные спортсмены и тренеры. Премьера сериала состоится на Кинопоиске 3 августа — в день закрытия Олимпийских Игр 1980 года.
«Винил», 2016
Семидесятые — это также и эпоха виниловых пластинок, на которых выходила вся музыка, больше обеспечивая деньгами звукозаписывающие студии, чем самих исполнителей. Одной из таких, а точнее из самых крупных и когда-то влиятельных, владеет главный герой сериала Ричи Фенестра. Вот только на его бизнес плавно нападает финансовый кризис, из-за чего мужчине грозит крах и продажа дела всей его жизни. Но, будучи «крепким орешком», Ричи не сдается и придумывает план: ему нужно найти фрешменов, способных как поднять популярность его American Century Records, так и показать миру новое звучание. И Фенестра их находит: совершенно случайно, услышав в клубе безудержный глэм-панк. С этого момента начинается настоящая рок-история, на которую Мик Джаггер вдохновил Мартина Скорсезе еще в девяностых. Теперь работу двух легенд, совместно с исполнительным продюсером «Сопрано» Теренсом Винтером, можно посмотреть на Амедиатеке.
«Дом Солнца», 2010
Еще одна картина от рок-звезды — на этот раз от Гарика Сукачева, который снял «Дом Солнца» на основе повести Ивана Охлобыстина. Сюжет разворачивается в начале семидесятых в СССР, где молодая девушка Саша познакомилась с группой хиппи: фарцовщиком Малым, художником Корейцем и революционером Хуаном, а также с Гердой, Скелетом и главарем всей компании — парнем по прозвищу Солнце. В него, такого странного и загадочного, дочь строгих родителей и будущая студентка мединститута сразу же влюбилась, что и положило начало их полной безрассудства истории. Глядя на новых друзей, смелых и свободных, Саша даже решилась обмануть свою семьи и сбежать с ними на каникулах в Крым, где было много вечеринок и музыки. Герои веселились как в последний раз, не подозревая, что за ними пристально наблюдает агент КГБ.
«Мрачные тени», 2012
Смотреть на семидесятые из будущего интересно, но еще интереснее — увидеть их глазами человека из гораздо дальнего прошлого. Вернее, вампира, которого сделала таковым разъяренная ведьма и похоронила заживо. Но два века спустя Барнабас Коллинс все-таки очнулся в 1972-м году, неожиданно для себя открыв новый мир: его рыбный завод оказался на грани закрытия, дом превратили в кошмар испорченные потомки, а все вокруг заполнили рестораны быстрого питания, кинотеатры и бренды.
Однако были и плюсы — Барнабаса приняли в семью, и среди гувернанток он нашел реинкарнацию своей возлюбленной. Казалось бы, вот шанс на скорый хэппи-энд. Только, к сожалению, до него еще придется побороться: та самая ведьма, оставшись вечно молодой, уже нашла Коллинса и собралась довести дело до конца. Так развернулась готическая трагикомедия от Тима Бертона, который сам при создании «Мрачных теней» ориентировался на вампирские хорроры семидесятых и наставил оператора взять их в качестве референсов.
«Славные парни», 2016
Хороший и плохой полицейские терпят друг друга на протяжении почти двух часов — так очень коротко можно было бы описать эту экшн-комедию, если бы в ней не было еще и эпичного расследования громкого дела, яркого Лос-Анджелеса и волшебной атмосферы семидесятых, которую создатели подчеркнули даже оригинальной заставкой Warner Bros. того времени.
Да и на самом деле главные герои фильма — совсем не полицейские, к тому же они гораздо сложнее и глубже, чем типичные напарники из серии «добрый и злой». У них особая динамика: один имеет лицензию частного детектива, но любит лениться и как будто безответственно подходит к своим задачам. А второй, наоборот, работает бандитом, делает все четко и мечтает об официальном документе, который даст ему возможность помогать людям по всем правилам. Зрителям настолько понравился этот экранный дуэт Райана Гослинга и Рассела Кроу, что «Славные парни» стал одним из тех редких фильмов, чьего продолжения хотят все — в том числе и сами актеры.
«Последние дни диско», 1998
Снова много музыки и снова история о двух противоположностях: скромной Элис и яркой Шарлотте. Студентки работают вместе в одном издательстве и пробуют на вкус взрослую жизнь, о которой они так мечтали: ходят на дискотеки, пьют алкоголь и знакомятся с новыми людьми, чувствуя, что мир развлечений — это их родная стихия. Однако даже здесь им не сбежать от первых трудностей и разочарований. Героини учатся понимать себя и то, что творится вокруг, прекрасно осознавая, что скоро этого всего не будет, ведь эпоха семидесятых проходит, забирая с собой последние дни диско.
«Обратная сторона Луны», 2012 — 2016
Герой Павла Деревянко, старший лейтенант полиции Михаил Соловьев, не понимает, почему все вокруг «такое старое»: у людей в домах черно-белые телевизоры, на улицах стоят бочки с квасом, а у него в руках удостоверение отца вместо собственного. В этой реальности 1979-го он оказался после аварии, которая случилась, когда Михаил пытался задержать маньяка и тот сбил его на машине. Теперь все стало еще запутаннее, чем раньше, но самое страшное — преступник до сих пор находится на свободе, только уже в современном мире, где больше нет расследующего его дело полицейского. Лейтенанту нужно вернуться обратно, только для этого сначала нужно узнать, как.
«Ночи в стиле буги», 1997
На семидесятые пришлась пора популярности Дирка Диглера — молодого актера фильмов для взрослых. В эту нелегальную индустрию он попал по приглашению известного режиссера Джека Хорнера, который нашел парня в ночном клубе и предложил работу с оплатой повыше. По итогу денег у новоиспеченной звезды оказалось достаточно, чтобы погрязнуть в бесконечном шопинге и запрещенных веществах.
Параллельно с его историей в фильме показаны судьбы коллег Дирка, чья жизнь тоже претерпела необратимые изменения: из-за их профессии и зависимостей они лишались родительских прав, связывались не с теми людьми и в принципе теряли всякие ориентиры, как и самих себя. Но по сути дело было не только в жанре их кино — просто на примере внутренней кухни данной сферы авторы подняли такую социально важную тему, как изменение института семьи и то, какие странные формы он может принимать.
«Афера по-американски», 2013
1978-й год. Крупного мошенника Ирвинга Розенфельда ловит на незаконной выдаче кредита агент ФБР Ричи Диманцо. Выхода у преступника оказывается только два: либо бежать, либо договариваться. Как раз Диманцо предлагает поучаствовать в оперативном эксперименте: Ирвинг получит свободу, если поможет рассекретить четырех своих же коллег-нелегалов. Его напарница и по совместительству любовница против, но герой не может покинуть страну из-за семьи. Тогда он соглашается, начиная череду лжи и обмана. Хотя ее Ирвинг скорее продолжает: сам врет новой возлюбленной и своим клиентам, а теперь еще и разрабатывает план по обнаружению коррупционеров и контрабандистов, параллельно пытаясь обвести вокруг пальца Ричи и спецслужбы. Постепенно в этой цепочке оказываются влиятельные люди и известные политики — тоже умеющие манипулировать и проводить денежные махинации. Дело набирает обороты, афера обретает государственный масштаб, а Ирвинг наконец-то понимает, что ему делать дальше.