«Великолепный век» и Ко: секрет успеха турецких сериалов

Турецкая сериальная индустрия одерживает одну победу за другой, и, как ни странно, причина тому – политика.
Анастасия Седова
|
28 Апреля 2021
«Черная любовь» (2015-2017) фото
«Черная любовь» (2015-2017)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

В 2011 году мир узрел историю любви султана Сулеймана I и его жены Роксоланы, вдоволь приправленную яркими костюмами, мелодраматизмом и темой бесправности женщин. «Великолепный век» стал популярен во множестве стран, породив чуть ли не основной сериальный тренд последних десяти лет – повышенный интерес к турецким сериалам. Их смотрят на Балканах, в арабском мире, Пакистане, Латинской Америке, Индии, Бангладеш, Афганистане, Иране, Среднеазиатских странах и, конечно, в  России.

 Курс на Запад

«Великолепный век» (2011-2014) фото
«Великолепный век» (2011-2014)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

Если разобраться, к успеху, накрывшему «Великолепный век», турецкие телевизионщики шли не один год. Еще в 2002-м, когда к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, политическая верхушка страны взяла курс на сближение с Западом, в чем большая роль отводится именно мягкой силе. Сериалы же, чье производство с каждым годом только нарастает, оказались ядром этого культурного феномена. С тех пор турецкая сериальная индустрия начала одерживать одну победу за другой, а в 2017 году по доходам от продажи собственных шоу она почти догнала США, заработав 350 миллионов долларов. Годом позднее для турецких сериалов открылся еще один уровень – Netflix выпустил первый американо-турецкий проект «Защитник», явно надеясь привлечь новых пользователей из Турции, но и самой Турции давая возможность завоевать американцев (хотя бы в сериальном смысле).

Большую часть ежегодно снимаемых турецких сериалов грубо можно поделить на две тематические линии – исторические драмы о становлении Османской империи и «мыльные», но милые сердцу мелодрамы. Популярность «Великолепного века», вероятно, продиктована именно тем, что сериал смог вместить в себя обе эти темы.

«Новая Бразилия» с привкусом госзаказа

«Великолепный век» (2011-2014) фото
«Великолепный век» (2011-2014)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

Историзм в турецких проектах, разумеется, нацелен на формирование положительного образа могучей Турции в умах соседей. Ее победы и завоевания должны вызывать уважение, а правители, порой показанные излишне эмоционально, – сочувствие и сопереживание: да, они похищают невест, но ведь все – ради большой и чистой любви. Как лучший пример – цикл из двух проектов о зарождении империи Османов: «Воскресший Эртугрул» и «Основание: Осман». Оба сериала по-своему хороши:  их сюжеты кружат вокруг харизматичных завоевателей, у которых даже неплохо прописаны арки, да и художники по костюмам явно постарались. Но совершенно не солидное для исторического жанра разделение героев на карикатурных плохих и пародийный хороших неизменно оставляет привкус государственного заказа во рту.

Второе же направление современной турецкой индустрии сериалов вызывает куда меньше идеологических вопросов и заставляет ностальгировать по бразильским тв-шоу конца 1990-х – начала 2000-х. Драматургическим ядром таких проектов становится уже куда более отчетливый мелодраматизм, основанный на непримиримых противоречиях между героями или обстоятельствами их жизни. Большой минус этих сериалов – абсолютно одинаковый подход к созданию интриги и раскрытию героев, которые при частом просмотре будто обретают одни и те же лица и характеры (к тому же актеры периодически кочуют из сериала в сериал).

«Без вины виноватая» (2010-2012) фото
«Без вины виноватая» (2010-2012)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

Но при всех своих очевидных недостатках, именно этот жанр турецкого телевидения переживает сейчас бурный рост, по количеству производимых проектов явно опережая даже исторические драмы. Причина на поверхности – снятые в современном городе сериалы о любви обходятся студиям явно дешевле костюмных проектов. С другой стороны, именно это многообразие и настоящий конвейерный поток производства турецких мелодрам позволяют им экспериментировать с формой и сюжетами, добавляя нотки детектива, триллера и даже сай-фая.

Лучшие турецкие мелодрамы последних лет:

«Линия, разделяющая нас» (2021)

«Линия, разделяющая нас» (2021 — ...) фото
«Линия, разделяющая нас» (2021 — ...)
Фото: Кадр из сериала

Драматичная история любви двух молодых людей Синана и Синем, чьи жизни в мгновение ока были разделены на «до» и «после». Синем погибает в теракте в Стамбуле, а Синан не может найти в себе силы существовать дальше без любимой. Решение приходит к герою неожиданно – в нем открываются новые способности, позволяющие раз за разом переживать момент последней встречи с девушкой. Синану предстоит понять, как помешать возлюбленной сесть в то злополучное такси.

Поистине голливудский сюжет, напоминающий добрый десяток блокбастеров, но снятый с турецким колоритом и вниманием к эмоциям – явно выделяется в общем потоке и заслуживает внимания. Тем более что идет «Линия» всего пять серий по 20 минут.

«Любовь и наказание» (2010-2011)

«Любовь и наказания» (2010-2011) фото
«Любовь и наказания» (2010-2011)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

Если бы Достоевский жил в Турции, его роман наверняка назывался бы именно так. Но мы сейчас не об этом, хотя от разрываемых внутренними противоречиями персонажей «Любви и наказания» и правда веет достоевщиной. Главная героиня проводит ночь с незнакомцем из бара, а на утро понимает, что погорячилась. Она всего лишь хотела отомстить жениху, который незадолго до свадьбы изменил ей с другой, разрушив веру девушки в преданность и счастье. В итоге все, что остается недавней невесте и ее новому случайному знакомому, – разделить чувства любви и ненависти.

«Без вины виноватая» (2010-2012)

«Без вины виноватая» (2010-2012) фото
«Без вины виноватая» (2010-2012)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

Еще более шокирующая история, осуждающая, однако, абсурдные турецкие законы, коррупцию и равнодушие полиции.

Фатмагюль – совсем еще юная девушка – становится жертвой сразу четверых насильников. Трое из надругавшихся над ней преступников – сыновья местных богатеев, которые уговаривают своего четвертого товарища жениться на Фатмагюль, чтобы избежать суда (по турецкому законодательству насильника не могут осудить, если он согласился взять жертву в жены). Так девушка становится заложницей мужа-насильника Керима, который тоже чувствует себя пленником ситуации.

«Бесценное время» (2010-2013)

«Бесценное время» (2010-2013) фото
«Бесценное время» (2010-2013)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

В первых эпизодах этого драматического сериала разворачивается сцена поистине шекспировского размаха. Джамиле, законная супруга неверного ей капитана Али Акарсу, попадает в тюрьму после попытки убийства любовницы мужа Каролин. Каролин же – классический тип коварной разлучницы, плетущей интриги и ненавидящей детей своего возлюбленного от первого брака. Она предлагает Джамиле сделку: Каролин откажется от обвинений, если она даст Али развод вместе со всем имуществом. Женщина соглашается, после чего она и ее дети начинают неравную борьбу с нищетой и новой семьей отца, оставившего жену и троих детей без средств к существованию.

«Черная любовь» (2015-2017)

«Черная любовь» (2015-2017) фото
«Черная любовь» (2015-2017)
Фото: Кадр из сериала, Кинопоиск

Она (Нихан) – принцесса (художница и дочь богатого бизнесмена). Он (Кемаль) – нищий (талантливый инженер из бедной семьи). Но внезапно охватившим их чувствам это не помеха. Зато помеха – эгоистичный Эмир, безумно влюбленный в Нихан и шантажом заставляющий ее выйти за него замуж.

Отдельное украшение этой несложной, но поэтичной истории – турецкий актер Бурак Озчивит, известный по ролям все в тех же «Великолепном веке» и «Османе».

Новости партнеров