10 советских фильмов про разведчиков

Вспоминаем выдающиеся фильмы из СССР, рассказывающие о буднях разведчиков во время Великой Отечественной войны.
Никита Лазаренко
|
28 Апреля 2021
«Майор Вихрь», реж. Евгений Ташков, кино
«Майор Вихрь», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Картины о разведчиках с самого своего появления привлекали советского зрителя. Многие из них, например «Семнадцать мгновений весны», вошли в культурный код и разлетелись на цитаты. Мы попытались собрать значимые картины поджанра.

«Щит и меч» (1968), реж. Владимир Басов

«Щит и меч», реж. Владимир Басов, кино
«Щит и меч», реж. Владимир Басов
Фото: Кадр из фильма

Четырехсерийная драма, экранизация одноименного романа Вадима Кожевникова. Мини-сериал, чрезвычайно популярный в Советском Союзе, практически неизвестен за рубежом, но стал знаковым произведением на родине, своеобразной предтечей культовых «Семнадцати мгновений». Первую серию в кино посмотрели 68 млн человек, сделав ее лидером проката.

Картина запомнилась реалистичным подходом к изображению профессии главного героя, Александра Белова. Она избегает нарочитости, свойственной советскому военному кино, и склоняется к достоверности, которую замечают даже немногочисленный зарубежные зрители. Именно здесь появилась песня «С чего начинается Родина», и именно здесь сыграл свою первую роль Олег Янковский.

Трилогия «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после победы» (1967; 1968; 1972), реж. Виллен Азаров

«Путь в «Сатурн», реж. Виллен Азаров, кино
«Путь в «Сатурн», реж. Виллен Азаров
Фото: Кадр из фильма

Еще одна экранизация, на этот раз документальной повести Василия Ардаматского. Он же был одним из сценаристов адаптации, что должно подтверждать достоверность сюжетных событий. И все же прообраз главного героя, разведчик Александр Козлов, который также выступил консультантом, остался фильмом недоволен — по его словам, в картине слишком много выдуманного. Режиссер Виллен Азаров стоял на своем, и, несмотря на работу Козлова, его имени нет в титрах. 

Это не помешало трилогии о немецком центре шпионажа «Сатурн» стать популярной у зрителей. 

«Вариант «Омега» (1975), реж. Антонис Воязос

«Вариант «Омега», реж. Антонис Воязос, кино
«Вариант «Омега», реж. Антонис Воязос
Фото: Кадр из фильма

Приключенческий сериал из пяти эпизодов — и снова экранизация. Первоисточником стал роман «Операция «Викинг»», написанная Николаем Леоновым и Юрием Костровым. Сюжет сериала запутан: среди действующих лиц — разоблаченный советский разведчик, немецкий майор, тоже мечтающий стать шпионом, а также советская контрразведка. Съемки проходили в том числе в Старом Таллине, а главную роль сыграл Олег Даль.

Главным препятствием на пути к успеху сериала стали, как ни странно, «Семнадцать мгновений весны». Знаменитую историю Штирлица показали незадолго до выхода «Омеги», которую, к тому же, поставили на не слишком удобное эфирное время. Возможно, сравнение двух картин не совсем уместно — «Мгновения» гораздо более условны, чем основанная на реальных событиях «Омега».

«Майор Вихрь» (1967), реж. Евгений Ташков

«Майор Вихрь», реж. Евгений Ташков, кино
«Майор Вихрь», реж. Евгений Ташков
Фото: Кадр из фильма

Многосерийный фильм, пересекающийся с «Семнадцатью мгновениями весны». «Майор Вихрь» так же прочно связан с именем писателя и журналиста Юлиана Семенова. После того, как ГРУ рассекретило информацию о разведгруппе «Голос», работавшей в Польше, Семенов заинтересовался подробностями этой истории и приступил к их изучению. 

На основе уыиденных материалов он и написал роман «Майор Вихрь», входивший в цикл книг о Максиме Исаеве, также известном под псевдонимом Штирлиц. Однако, адаптируя книгу для экранизации, Семенов вырезал все, что касается легендарного разведчика. Позже он все-таки попытался связать «Вихря» и «Семнадцать мгновений», добавив в сценарий последних обергруппенфюрера СС Фридриха Крюгера, также появлявшегося в сериале 1967 года. Можно сказать, что в итоге вышла своеобразная «киновселенная» имени Юлиана Семенова. 

«Подвиг разведчика» (1947), реж. Борис Барнет

«Подвиг разведчика», реж. Борис Барнет, кино
«Подвиг разведчика», реж. Борис Барнет
Фото: Кадр из фильма

Возвращаемся к истокам жанра. Фильм Бориса Барнета считается одной из первых советских картин, рассказывающих о работе разведчиков в тылу врага. Возможно, если бы картина не добилась такого успеха — ее посмотрело 22 млн человек — мы бы не увидели бума шпионских фильмов о Великой Отечественной.

Фильм будет особенно интересен тем, кто ищет более прямолинейное приключенческое зрелище: из-за своей пропагандистской сущности и статуса «первопроходца» шпионского кино картина может показаться наивной — особенно это касается образа немцев, которых легко обманывает главный герой. 

«Сильные духом» (1967), реж. Виктор Георгиев

«Сильные духом», реж. Виктор Георгиев, кино
«Сильные духом», реж. Виктор Георгиев
Фото: Кадр из фильма

Популярнейший в СССР (55 млн зрителей), но по большей части позабытый сегодня шпионский фильм, экранизация романа Дмитрия Медведева, бывшего командира партизанского отряда. Картину снял молодой режиссер Виктор Георгиев, которому на момент производства не было и 30 лет — это была его дипломная работа. 

Критики отмечали точность, с которой фильм воспроизводил суть работы разведчика и невероятное напряжение, в которое он погружал зрителя. 

Георгиев, несмотря на всесоюзную славу, так и не смог повторить успеха своего первого фильма. Но в «Сильных духом» можно увидеть многие художественные приемы, которые потом используют «Семнадцать мгновений весны» — закадровый голос, смешение хроники и игровых кадров и черно-белое изображение даже с учетом того, что цветная пленка в то время была широко распространена. 

«Вдали от Родины» (1960), реж. Алексей Швачко

«Вдали от Родины», реж. Алексей Швачко, кино
«Вдали от Родины», реж. Алексей Швачко
Фото: Кадр из фильма

Почти растворившаяся в истории приключенческая картина, занявшая в год своего выхода первое место в советском прокате. Ее режиссер Алексей Швачко не может похвастаться большой популярностью и за свою карьеру выделился только еще одним фильмом, который так и назывался — «Разведчики». 

«Вдали от Родины» — это адаптация романа «И один в поле воин» драматурга Юрия Дольд-Михайлика. Завязка у фильма сродни современному развлекательному кино — лейтенанта Гончаренко отправляют в немецкий тыл с заданием обнаружить и сорвать производство почти легендарного супероружия. Если вам интересно, какие фильмы были популярны в СССР, «Вдали от Родины» — то, что вам нужно. 

«Человек в штатском» (1973), реж. Василий Журавлёв

«Человек в штатском», реж. Василий Журавлёв, кино
«Человек в штатском», реж. Василий Журавлёв
Фото: Кадр из фильма

Любопытный фильм, действие которой происходит до начала Второй мировой войны, в 1936 году. Главному герою нужно как можно больше узнать о планах Гитлера. Автором сценария выступил настоящий разведчик, а сюжет основан на реальном случае из его жизни. 

На момент выхода «Человека в штатском» жанр детектива про разведчиков стал гораздо сложнее, чем в 40-е года. Зрители уже видели «Семнадцать мгновений весны», поэтому некоторым лента Василия Журавлёва казалась простоватой и наивной. Тем не менее это не помешало фильму хорошо прокатиться — картина все-таки была качественным развлечением. 

«Это было в разведке» (1969), реж. Лев Мирский

«Это было в разведке», реж. Лев Мирский, кино
«Это было в разведке», реж. Лев Мирский
Фото: Кадр из фильма

Казалось бы невероятная история о 12-летнем мальчике, который сбежал на фронт и, проявив смелость и упорство, помог задержать немецкого летчика. Вскоре ему поручают настоящее разведывательное задание.

Несмотря на кажущуюся выдуманной историю, в основе картины — подлинные воспоминания Александра Колесникова. Этим она отличается от близкого по содержанию «Иванова детства» Тарковского. Художественно «Это было в разведке» — фильм более простой, однако зрители отмечают, что он получился трогательным и куда больше подходит для семейного просмотра.

«Семнадцать мгновений весны» (1973), реж. Татьяна Лиознова

«Семнадцать мгновений весны», реж. Татьяна Лиознова, кино
«Семнадцать мгновений весны», реж. Татьяна Лиознова
Фото: Кадр из фильма

Список фильмов о разведке вряд ли мог обойтись без суперпопулярного телевизионного фильма о полковнике Максиме Исаеве. Картина настолько сильно повлияла на жанр, что любой его представитель в Советском Союзе невольно воспринимается в контексте сериала Татьяны Лиозновой. 

«Семнадцать мгновений» далеки от наивности ранних фильмов о разведчиков и показывают немцев как умных и хитрых противников. Главных героев сериала узнают даже те, кто его не смотрел, а его слава дошла до зарубежных зрителей. Журнал Time, к примеру, назвал Максима Исаева советским Джеймсом Бондом.

Новости партнеров