- Джереми Бретт (“Приключения Шерлока Холмса”, 1984 – 1985 годы)
- Бэзил Рэтбоун (“Шерлок Холмс: Собака Баскервилей”, 1939 год)
- Василий Ливанов (“Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, 1979 год)
- Бенедикт Камбербэтч (“Шерлок”, 2010 – 2017 годы)
- Иэн Маккеллен (“Мистер Холмс”, 2015)
- Роберт Дауни мл. (“Шерлок Холмс”, 2009 год и “Шерлок Холмс: Игра теней”, 2011 год)
- Джонни Ли Миллер (“Элементарно”, 2012 – 2019)
- Генри Кавилл (“Энола Холмс”, 2020)
- Уилл Феррелл (“Холмс & Ватсон”, 2018)
22 мая исполняется 162 года со дня рождения сэра Артура Конан Дойла, подарившего нам великолепного сыщика, апологета дедуктивного метода и просто красавца (в некоторых прочтениях) – Шерлока Холмса. За всю историю кино у него было много личин: режиссеров интересовали разные периоды жизни детектива и даже разные временные эпохи. Однако среди всего этого разнообразия мы все же смогли выделить несомненных фаворитов и стопроцентных аутсайдеров. Итак, великий и ужасный Шерлок Холмс – от лучшего к худшему.
Джереми Бретт (“Приключения Шерлока Холмса”, 1984 – 1985 годы)
Если поспрашивать у жителей туманного Альбиона, кто же, по их мнению, лучший Шерлок Холмс в истории мирового кино, они назовут вовсе не Василия Ливанова, как принято думать в России. Эталонным детективом из рассказов Конан Дойла у них считается актер Джереми Бретт, сыгравший Холмса в британском сериале и нескольких полнометражных фильмах в 80-х годах. В исполнении Бретта Шерлок исключительно каноничен – он элегантен, остроумен, хитер, грациозен. Несмотря на заверения самого актера о том, что, мол, по натуре ему куда ближе образ доктора Ватсона, именно у Бретта получился самый живой и харизматичный Холмс из всех экранизаций, строго следующих классическому книжному сюжету.
Бэзил Рэтбоун (“Шерлок Холмс: Собака Баскервилей”, 1939 год)
А вот Бэзил Рэтбоун – это уже фаворит американских зрителей и их №1 в бесконечной череде киношных Шерлоков. С “Собаки Баскервилей” в Голливуде стартовала целая серия фильмов по мотивам книг Конан Дойла, в которую, правда, американцы вплели актуальную для того времени тему Второй мировой. Сам по себе первый фильм из цикла в современных реалиях выглядит слегка устаревшим закосом под немецкий экспрессионизм или поздние хорроры, однако фигура Бэзила Рэтбоуна глыбой выделяется на общем фоне. Его Шерлок Холмс временами забавен, временами статичен, но всегда – хрестоматиен.
Василий Ливанов (“Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, 1979 год)
Как видите, обижать советскую версию самого знаменитого в мире сыщика никто и не собирался. И пусть к исполнению роли Холмса Ливановым есть вопросы, на его дуэте с Ватсоном – Виталием Соломиным выросло не одно поколение россиян. Кроме того, за такое прочтение конандойловского сюжета в 2006 году актера действительно удостоили ордена Британской империи – награды почетнее и не придумаешь. Ливановский Шерлок – добродушный (порой даже слишком для этого персонажа), слегка флегматичный, но лукавый и не без загадки в прошлом. Зато дружба такого Холмса с Ватсоном смотрится наиболее трогательно и правдоподобно.
Бенедикт Камбербэтч (“Шерлок”, 2010 – 2017 годы)
Сериал, созданный Стивеном Моффатом и Марком Гэтиссом и взволновавший общественное сознание в 2010-х, пожалуй, в долгом представлении не нуждается. Шоу даже чересчур вольно обходится с каноном, порой оставляя от него лишь имена персонажей. Действие перенесено в XXI век, где сам Шерлок Холмс – презираемый большей частью полицейского состава Скотленд-ярда высокоактивный социопат, а “Эта Женщина” Ирэн Адлер – оказывающая секс-услуги влиятельным персонам доминантка. Многие зрители пришли от такого разрыва шаблона в ярость, но, судя по рейтингам, смотреть сериал не перестали. Виной тому во многом – харизма Бенедикта Камбербэтча. В его исполнении Холмс все больше напоминает не просто необычайно умного детектива, использующего особый метод мышления, а исключительного сверхчеловека, правда, не без собственных слабостей и тараканов.
Иэн Маккеллен (“Мистер Холмс”, 2015)
В основу истории о Шерлоке Холмсе в отставке легли уже не сами рассказы сэра Артура Конан Дойла, а базирующийся на них роман Митча Куллина “Маленький трюк разума”. Здесь уже пожилой детектив, давно отошедший от дел, живет тихой жизнью в английской деревушке, но мается из-за старого не распутанного до конца дела. Исполняющий главную роль Иэн Маккеллен создал совершенно новый образ Шерлока Холмса – человека, не лишенного благородства и статности даже в преклонном возрасте, но постепенно теряющего свой уникальный острый ум, как и любой смертный.
Роберт Дауни мл. (“Шерлок Холмс”, 2009 год и “Шерлок Холмс: Игра теней”, 2011 год)
Дилогию Гая Ричи по мотивам историй о Шерлоке Холмсе много и заслуженно ругают: мол, зачем в ней столько до конца не раскрытой мистики, блокбастерных сцен с CGI и слоу мо, а сам сыщик позволяет себе слишком много кривляний. Дауни младшего обвиняли еще и в том, что его Холмс – это все тот же Тони Старк, но на век постарше. Высказать свое неудовольствие от ричевской экранизации успел даже сам Василий Ливанов. Ну а мы дипломатично поместили это прочтение ближе к середине списка, поскольку, несмотря на все отступления от канона, есть и в самих фильмах, и в образе Шерлока-балагура что-то свежее и живое. Да и упрекать Гая Ричи за отсутствие интересных художественных решений было бы глупо – вспомнить хотя бы мысленную дуэль между Холмсом и Мориарти в конце второго фильма, раскрывающую гениальность обоих.
Джонни Ли Миллер (“Элементарно”, 2012 – 2019)
Уверенно движемся к концу списка и приближаемся к аутсайдерам. Американский сериал “Элементарно” в 2012 году попытался переключить внимание поклонников британского “Шерлока” на себя. От литературного первоисточника здесь тоже осталось мало, а действие снова переехало в XXI век. И местами шоу вышло не таким уж плохим, хоть ему и было далеко до рейтингов проекта с Камбербэтчем, но заслуга эта явно не исполнителя главной роли Джонни Ли Миллера. Его Холмс – наивный, а порой и глуповатый, безответственный наркоман-неврастеник, за которым объективно скучно наблюдать. Дела с таким Шерлоком обстоят настолько плохо, что на первый план по харизме и ключевым сюжетным решениям выходит доктор Ватсон – в “Элементарно” это прекрасная Люси Лью. Да и вообще, женские персонажи в сериале смотрятся масштабнее и интереснее самого детектива, который на фоне девушек Ватсон и Мориарти выглядит преступно бледным.
Генри Кавилл (“Энола Холмс”, 2020)
Самая новая из ныне снятых экранная версия гениального Шерлока Холмса в лице Генри Кавилла по невыразительности, пожалуй, даст фору даже трактовке Джонни Ли Миллера. Конечно, в прошлогоднем сериале Netflix Шерлок – лишь второстепенный персонаж, ведь основной акцент здесь сделан на бойкой и проницательной Эноле Холмс, младшей сестре сыщика и его брата Майкрофта. Вина ли в том самого Кавилла или сценаристов, но находящийся в тени собственной сестры-подростка герой Конан Дойла до глупости добродушен, инертен и ко всему безразличен. Такой Шерлок Холмс не напоминает о первоисточнике даже отчасти.
Уилл Феррелл (“Холмс & Ватсон”, 2018)
Полностью построенная на гэгах, неизящно высмеивающих клише из историй о Шерлоке Холмсе (вроде его скоростных расчетов в уме и переодеваний), американская комедия “Холмс & Ватсон” стала, наверное, худшим фильмом по мотивам рассказов Конан Дойла за всю историю кино. По крайней мере в пух и прах ее разгромили и критики, и зрители. Об исключительных интеллектуальных способностях Холмса в исполнении Уилла Феррелла, как, впрочем, и о манерах детектива, в фильме нет и речи. Режиссер и сценарист Этан Коэн попросту перенес надоевшие характеристики и манеру поведения любого из комедийных персонажей, сыгранных когда-либо Уиллом Ферреллом, в картину о детективе, чем и заслужил целых четыре “Золотые малины”.