Премия «Оскар»: наши в Голливуде и курьезы главной кинопремии мира

Третья часть большого спецматериала «7ДнейКино», посвященного премии «Оскар».
«Война и мир» (1965-1967) фото
«Война и мир» (1965-1967)
Фото: Кадр из фильма

«7ДнейКино» публикует заключительный выпуск большого спецматериала, посвященного премии «Оскар». Первую и вторую части – о возникновении Американской киноакадемии и формуле «оскаровского успеха» – вы можете прочитать здесь и здесь.

Представители отечественного кинематографа тоже почивали на оскаровских лаврах. Не так часто, как хотелось бы, но все же. После успеха «Разгрома немецких войск под Москвой» в документальном конкурсе начала 1940-х советские ленты не выигрывали в Голливуде четверть века, и лишь в 1969 году лучшим фильмом на иностранном языке был назван magnum opus Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965-1967). Идеальная со всех сторон – от филигранной режиссуры и ярких актерских перформансов до выдающейся работы художественного цеха и новаторской съемки батальных сцен, экранизация одноименного шедевра Льва Толстого вызвала восторженную реакцию американской публики. Будучи одним из самых дорогостоящих проектов мирового кино XX века, творение Бондарчука было воспринято заокеанской прессой как «поднявшее планку жанра эпопеи и определившее новые стандарты масштабов постановочного фильма».

Следующий голливудский успех ждал наших в 1976-м, когда лучшей иноязычной картиной была признана советско-японская приключенческая лента «Дерсу Узала» (1975), снятая Акирой Куросавой на «Мосфильме» по совместному с Юрием Нагибиным сценарию, основой которого послужили этнографические произведения исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Третий советский «Оскар» датирован 1981 годом, когда победа была отдана мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979). Голливудская, по существу, сказка о русской Золушке, помещенная в реалии советской жизни, пришлась американцам по душе. Смешно сказать, но ни один (!) из режиссеров, завоевавших для СССР заветные статуэтки, не присутствовал на торжественной церемонии. Так, вместо Куросавы на сцену поднялся Георгий Данелия, находившийся в те дни в Америке и показывавший там «Афоню» (1975), а за Меньшова награду забрал атташе по культуре советского посольства.

После распада Союза отечественные фильмы добирались до пьедестала Академии еще реже. В 1995-м первый и пока единственный российский «Оскар» в конкурсе иностранных картин достался исторической драме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994), в которой главную мужскую роль – комдива Котова, героя Октябрьской революции и Гражданской войны, попадающего под молох сталинских репрессий – исполнил сам постановщик. Пять лет спустя победу в разряде анимационных короткометражек одержала сделанная в копродукции Канады, Японии и России экранизация повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» (1999). Ее режиссером выступил ярославский мультипликатор Александр Петров, а оператором – свердловчанин Сергей Решетников. Выполненная в технике «ожившей живописи» с нанесением масляных красок на стекло, картина стала первым анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.

«Утомленные солнцем» (1994) фото
«Утомленные солнцем» (1994)
Фото: Кадр из фильма

В потоке занимательной статистики и примечательных фактов нельзя забывать про интертеймент. Вот уже много лет «Оскар» славится грандиозными театрализованными шоу, транслируемыми в прямом эфире на огромное количество стран в разных уголках земного шара. Возникшая в далеких 1920-х в формате короткой дежурной раздачи призов заранее известным лауреатам по ходу закрытого банкета, с течением времени и развитием телевидения церемония награждения становилась все масштабнее и эффектнее, попутно отражая растущее финансовое и технологическое лидерство Голливуда среди мировых конкурентов. С 2002 года торжественное действо неизменно проходит в лос-анджелесском театре «Долби» (бывшем «Кодаке») с плавающей датой в диапазоне с первой декады февраля до последней недели апреля. В роли ведущих обычно выступают известные в Штатах комики, развлекающие зал прописанными шутками и спонтанными импровизациями. Статуэтки счастливчикам, как правило, вручают коллеги-кинематографисты (нередко – лауреаты прошлых лет), звезды эстрады и другие известные деятели западной культуры. Дефиле и блиц-интервью знаменитостей на красной дорожке, роскошные хореографические и вокальные номера, искрометный юмор конферансье, остроумные реплики гостей, волнительные паузы перед оглашением имен победителей, эмоциональные реакции последних на выигрыш и трогательные благодарственные речи – все это элементы большого шоу, сделанного так по-американски.

Несмотря на выверенный сценарий и профессиональную телережиссуру, богатая история оскаровских церемоний полна курьезов, выглядящих как нечто, что вышло из-под контроля. В 1974-м главным ньюсмейкером премии неожиданно стал активист Роберт Опель, пробежавший по сцене в чем мать родила. В 1992-м пожилой ветеран вестернов Джек Пэланс внезапно решил продемонстрировать, что есть еще порох, и несколько раз отжался на одной руке, хотя его вряд ли кто-то об этом просил. Семь лет спустя эксцентричный итальянец Роберто Бениньи, празднуя победу в конкурсе иностранных фильмов, устроил настоящую буффонаду и отправился к сцене буквально по головам окружающих. Эдриан Броуди в 2003-м запомнился незапланированным жарким поцелуем с замужней Холли Берри, вручавшей ему статуэтку. Лауреатка 2011-го Мелисса Лео не сдержалась и на радостях произнесла нетрансляционное слово на букву «f», Джон Траволта переврал имя певицы Идины Мензел и оказался высмеян в соцсетях, Дженнифер Лоуренс благодаря неоднократным падениям прослыла самой неуклюжей звездой Голливуда, а Леонардо ди Каприо после долгожданной награды за роль в «Выжившем» (2015) отправился на афтепати и... оставил свой «Оскар» в ресторане. Возвращение блудной статуэтки забывчивой звезде, разумеется, попало в объективы репортеров. Вишенка на торте – увесистая оплеуха, которую Уилл Смит отвесил ведущему Крису Року за оскорбительную шутку в адрес лысеющей супруги.

Путаница с конвертами на «Оскаре»-2017
Путаница с конвертами на «Оскаре»-2017
Фото: Mark Suban/ZUMAPRESS.com/globallookpress.com

Вероятно, наиболее обескураживающий эпизод в истории премии – объявление мюзикла «Ла-Ла Ленд» (2016) лучшим фильмом года. И вовсе не потому, что он был этого недостоин, а потому, что в действительности академики присудили первое место другой картине. Награду в данной категории вручали Уоррен Битти и Фэй Данауэй (те самые «Бонни» и «Клайд» из 60-х), которым был ошибочно вручен дублирующий конверт, предназначавшийся для номинации «Лучшая женская роль». На карточке было указано имя Эммы Стоун из «Ла-Ла Ленда», из-за чего пожилые артисты, замешкавшись, назвали лучшим фильмом ленту Дэмьена Шазелла. Авторы мюзикла успели обрадоваться, подняться на сцену и произнести немало благодарственных слов, и лишь после организаторы исправили ошибку: настоящим победителем оказался «Лунный свет». Впрочем, смешного и трогательного на «Оскаре» всегда было больше, чем неловкого и странного. Чего только стоит памятный момент из 1992 года, когда 100-летний гость церемонии Хэл Роуч неожиданно взял слово, не имея при себе микрофона, и произнес пространную речь, которую никто в зале толком не расслышал. После того как престарелый ветеран Голливуда наконец замолк, ведущий Билли Кристал подытожил: «Это все потому, что мистер Роуч начинал карьеру в немом кино».

Хэл Роуч скончался через полгода после того случая и, конечно, не застал нашумевшие нововведения, оглашенные Академией в 2020-м по примеру британских коллег. Речь о политике позитивной дискриминации и «стандартах по разнообразию», подразумевающих кадровые квоты для лиц из «недопредставленных» в Голливуде групп – таких, как женщины, афроамериканцы, люди с ограниченными возможностями и т.д. Поясняющий комментарий звучал следующим образом: «Стандарты разработаны для поощрения равного представительства на экране и за его пределами, чтобы полнее отразить разнообразие аудитории, идущей в кино». 

Начиная со следующего года, студиям, претендующим на выдвижение своих проектов в категории «Лучший фильм», необходимо будет готовить специальные отчеты о должном соблюдении этих критериев – расовых, этнических, гендерных, инклюзивных. Леволиберальная общественность давно критиковала академиков за консервативность в предпочтениях и высказывала недовольство монополией здоровых белых цисгендерных мужчин в заокеанской киноиндустрии. Список победителей последних лет, среди которых – «12 лет рабства», «Лунный свет», «Форма воды», «Зеленая книга», «Паразиты», «Земля кочевников» и «CODA: Ребенок глухих родителей» (2021), равно как и расклад  нынешнего года, по которому одним из главных фаворитов «Оскара» стала фантастическая комедия «Все везде и сразу» (2022) о приключениях немолодой американской китаянки и её семьи (один из авторов фильма – этнический азиат Дэн Кван), свидетельствуют о том, что лед тронулся. Правда, к чему именно приведет искусственно спровоцированное таяние многолетней голливудской «мерзлоты» (или, если угодно, раскачивание маятника – тут как посмотреть), покажет лишь время. У премии с такой историей, надо полагать, его достаточно.

Подпишись на наш канал в Telegram
Кармический дар Черной Луны: знаки зодиака, которых многократно вознаградит судьба с 25 апреля
Юпитер часто еще называют повелителем кармы. Все из-за того, что эта планета редко одаривает подарками просто так. Человеку либо достается аванс от щедрого небесного тела, либо он вознаграждает за прошлые заслуги.