Этот материал нам помогли подготовить педагог-психолог с 23-летним опытом работы с детьми, руководитель детского центра «паЯма», мама четверых детей Елена Ермолович и герои мультсериала «Команда «МАТЧ» Гоша и Берта.
Многие дети время от времени не хотят идти в школу. Причин множество, и каждый случай индивидуален. Например, ребенок может волноваться из-за предстоящей контрольной или конфликта с другом. Или же испытывать беспокойство по какому-то другому поводу. Но что, если ребенок регулярно отказывается ходить в школу, прогуливает, капризничает или обманывает, уверяя, что уроки отменили?
На мой взгляд, главная формула успешного обучения ребенка в школе — это «учеба = труд + ответственность + самодисциплина». К сожалению, большинство детей движутся по пути наименьшего сопротивления. Многие не приучены трудиться, понятия «ответственность» и «самодисциплина» у них отсутствуют, и это закладывается еще далеко до школы. В детском саду можно наблюдать картину, как в подготовительной группе, где детям уже 6 лет, мама переодевает свое чадо. А чадо, закинув ноги выше головы, требует снять ботинки. Чуть капризы – ему дают телефон, чтобы мог посмотреть мультики или поиграть. А бывает, обеспокоенная мамочка пытается кормить с ложечки своего сыночка или доченьку, взбивает супчик блендером: вдруг подавится. Но ведь речь не идет о детях первого или второго года жизни. Такая опека приводит к избалованности и манипуляции со стороны ребенка, а с каждым годом эта тенденция набирает обороты. Если обратиться к интернет-ресурсам, то легко можно найти критерии того, что должен уметь делать ребенок согласно своему возрасту. Неплохо бы родителям знать эту информацию.
Закладывая с раннего возраста понятия «труд», «уважение», «забота», «ответственность», «самостоятельность» личным примером, вы начнете формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в дальнейшем стать более успешным, повысить уровень самоконтроля и дисциплины.
Да, учиться непросто, но регулярные занятия и выполнение домашних заданий вырабатывают характер! Потом всё будет по плечу!
Люди чутко реагируют на изменения, и когда они происходят, первый инстинкт — сопротивляться им.
Да, это защитный механизм, позволяющий избежать всего неприятного или необычного.
Первый класс – это всегда стресс и для родителей, и для первоклассника. Уже школа, а не детский сад, уже учитель, а не воспитатель, новые одноклассники. Это большая нагрузка, как психологическая, так и эмоциональная.
Нежелание ребенка ходить в школу может вызывать разочарование и недовольство у родителей. Постарайтесь управлять своими чувствами, чтобы сосредоточиться на помощи своему ребенку. Ваша задача как родителя — подготовить ребенка к тому, что ждет его впереди, и помочь ему справиться со страхами.
Многие ученики воспринимают учебу, как неприятную «обязаловку». А сталкиваясь с трудностями, ребенок с отсутствующей мотивацией быстро теряет интерес к учебе. Ребенок в школе должен быть готов к пониманию, куда и зачем он идет. Его необходимо зарядить мотивацией, но делать это нужно постепенно и плавно.
Хвалите ребенка за его успех, находите положительное даже в неудачах. Помогите в его начинаниях, но не делайте задания за него, вы окажете ему «медвежью услугу».
Поощряйте за любые, даже небольшие шаги!
Помогите ребенку полюбить учиться — и тогда проблемы «Не хочу идти в школу» не будет!
Не формируйте страхи у ребенка. Не нужно запугивать учителем, наказаниями и не радужными перспективами. Лучше будьте союзником и помощником.
Я много раз слышала фразы: «Вот я сейчас расскажу Марине Владимировне, что ты весь день гулял и не выучил стих!». Такими словами родитель, сам того не понимая, формирует страх перед учителем. А потом добавляет: «Ему неинтересно в школе, скучно, наверное, учитель неинтересно ведет урок». Я допускаю разный опыт и уровень педагогов, но разве в школу приходят веселиться? Разве учитель должен быть клоуном и скакать, чтоб понравилось вашему чаду? Я каждый год сталкиваюсь с тем, что родители перекладывают ответственность на школу и учителя, говоря: «У нас работа, мы устаем», «Мы вам отдали ребенка, вот и учите его». Учитель — проводник к знаниям.
За страхом «боюсь учителя» приходит другой — «получить плохую оценку». Родители нередко говорят: «Иди учи, а то двойку получишь!», «Будешь двоечником — только в дворники возьмут!». Но именно после этого начинаются слезы, нежелание отвечать на уроке и выполнять домашние задания.
А если еще ежедневно слышать: «А вот Вася — молодец, пятерку по контрольной получил!», какое уж тут желание идти в школу?!
А тут и новый страх — наказания, ведь за плохую оценку родитель накажет, не даст гаджет, лишит прогулки. Наказание родителей порождает следующий страх — ошибиться, а ведь людям свойственно ошибаться, и в этом нет ничего плохого. На ошибках учатся.
Немаловажный фактор и переутомление ребенка. Необходимо следить за количеством дополнительных занятий и избегать перегрузки кружками. Усталость очень негативно сказывается на успеваемости и здоровье ребенка.
Нужно любить и принимать своего ребенка, не делать из него копию «успешного соседского» и контролировать учебный процесс. Поддерживайте своего ребенка на пути обучения, разговаривайте с ним, формируйте внутреннюю мотивацию, помогайте преодолевать трудности!