
Этот материал нам помогли подготовить детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова и персонаж мультсериала «Улётная доставка» Дядюшка Вилли. Мы узнаем, как помочь детям успешно влиться в школьную жизнь и получать удовольствие от учебы.

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится у первоклашек 1,5 месяца, у пятиклассников — месяц, ребята старших классов привыкают к школе 2-3 недели.
Если мы говорим о первокласснике, то за это время ему необходимо усвоить множество совершенно новых правил и социальных норм, связанных с поведением на уроках, выполнением заданий, общением с учителями и одноклассниками. Задача учителя и родителей – обеспечить гармоничный адаптационный период, в течение которого первоклассник будет осваивать школьные правила через самые разные ситуации.

В школе все по-другому! Новое расписание дня, уроки, места, учителя и одноклассники…

После летних каникул многие дети испытывают проблемы с адаптацией к учебе. Во многом это связано с тем, что их будни во время отдыха сильно отличаются от более напряженных школьных дней. В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут даже испытывать и проблемы со здоровьем.
В классе детям приходится просиживать за партой несколько уроков подряд, практически не двигаясь. Это не очевидно, но на самом деле такое неподвижное состояние является стрессом для ребенка. Часто такое напряжение вызывает не очень хорошее поведение, поэтому родителю лучше заранее научить школьника расслаблять зажатые мышцы. Чтобы помочь снизить эмоциональное и физическое напряжение, покажите ребенку, как выполнять успокаивающие дыхательные и другие релаксационные упражнения: арт-терапия, игры с водой или лежание в ванне, совместные детско-родительские активные игры (кто кого перекричит, бой подушками, догонялки с объятиями и другие).

Неготовность ребенка приступить к занятиям может иметь несколько причин:
- Умственную: он отвык от учебных нагрузок. Большинство детей не уделяют достаточно времени учебе и повторению ранее изученного материала на летних каникулах. Несмотря на список литературы, который обычно дают учителя, далеко не все дети читают и уж тем более ведут читательский дневник. А некоторые забрасывают портфель подальше в угол и предпочитают не вспоминать про учебники и книжки. В итоге в начале учебного года им бывает сложно собраться и настроиться на изучение школьной программы.
- Эмоциональную: он переживает из-за взаимоотношений со сверстниками и учителями. Три месяца летних каникул – это достаточно много в восприятии ребенка. Поэтому он волнуется о том, как может измениться его общение с окружающими в стенах школы. Еще больше волнения и тревоги возникает у детей, которые меняют школу, переходят в новый класс или к другому учителю.
- Физическую: у него сбит режим сна и бодрствования. За лето дети часто отвыкают от школьного режима дня, поэтому им сложно заставить себя рано вставать утром и вовремя засыпать вечером.
Распорядок дня играет важную роль в успешной адаптации. Если вы привыкли ложиться поздно, начните практиковать более подходящий для школьных будней режим. По возможности сохраняйте все рутинные моменты по утрам – от умывания до завтрака, все должно оставаться привычным и знакомым.

В первую очередь нужно приучить ребенка вовремя ложиться спать и рано вставать. Лучше начинать менять режим сна и бодрствования за 1-2 недели до начала учебы. За этот период ребенок сможет адаптироваться к новому графику, и ему не так сложно будет вставать в школу по утрам. Ученики, которые высыпаются, гораздо лучше учатся и реже конфликтуют с окружающими. Для большинства детей важно и то, как их будят. Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию для будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

И конечно, очень важно следить, чтобы школьник правильно питался и проводил достаточно времени на свежем воздухе.
В значительной степени учитель несет ответственность за создание дружеской атмосферы в классе и поощрение позитивного настроя без страха совершить ошибку. Конечно, все усилия педагогов — ничто без сотрудничества с родителями. Взрослые вокруг ребенка должны действовать сообща: только единые правила и требования помогут первокласснику адаптироваться в школе. Для ребенка крайне важно чувствовать, что он способен освоить любой новый навык или деятельность, поэтому обязательно поощряйте уверенность в своих силах.

Всегда находите, за что похвалить! Добрые слова в адрес ребенка — чрезвычайно важный стимул!
Позвольте своему ребенку и себе испытывать чувство неопределенности. Этот шаг кажется нелогичным, но признание нерешительности, нервозности или стресса, которые испытываете вы, как родитель, и ваш ребенок, значительно снижает напряжение. Переживать – это нормально. Можно просто сесть и откровенно поговорить о том, что ребенок думает о своем классе, чего боится и как вы можете помочь.

Лучший способ узнать, как дела, — это просто спросить!

Важно уделить внимание и эмоциональной готовности ребенка к школе. Некоторым детям трудно возвращаться в коллектив. Ребенок может переживать из-за того, как сложатся его отношения с одноклассниками и учителями, которых он не видел все лето. Особенно, если он провел каникулы в относительном уединении. Выход – встретиться с одноклассниками еще в августе. Можно сходить в кино, на пикник или поиграть в игры. Постарайтесь успокоить ребенка, попытаться напомнить ему о положительных сторонах обучения. Обсудите вместе с ним новые предметы, которые ему предстоит изучать, поговорите о кружках и секциях, на которые он хотел бы записаться. Это позволит снизить тревожность ребенка и настроить его на новые свершения в этом учебном году. За лето дети не только вырастают, но и часто меняются. Возможно, у ребенка появились новые знакомства, увлечения, знания, возможно – первая любовь. Относитесь с уважением к чувствам. Примите их, умейте хранить тайны, которые вам доверят. Не исключено, что сейчас он переживает огромный спектр эмоций. Это может повлиять и на успеваемость. Если чувствуете, что ваша власть над ребенком слабеет, не возвращайте ее «силой». Примите новый уровень ваших взаимоотношений.
Не акцентируйте внимание на оценках. Тем более что в 1 классе официально детям их не ставят. Вопросы родителей и других родственников про пятерки могут обескуражить ребенка и создать у него убеждение об излишней важности отметок.

Главное в школе – полученные знания, а не оценки!

Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от своего школьника слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И помните: школа – отдельно, дом – отдельно. Дом – это безопасное пространство. Не делайте его продолжением школы, поддерживайте ребенка.
Признаком успешной адаптации ребенка в школе является его самостоятельность при выполнении домашних заданий и классных работ. Ученик может обратиться за помощью, но только после того, как попробовал сделать сам. Обозначьте границы своей помощи с первых школьных дней, постепенно сокращая свое участие.

Приспособиться к учебными нагрузкам будет не так просто. И хоть в первые дни учебы обычно повторяют ранее изученный материал, этого недостаточно для того, чтобы ребенок полностью привык к школе. Поэтому за несколько дней до 1 сентября лучше повторить вместе с ним правила по различным предметам, а также выполнить несколько заданий по каждому из них. Вообще, позитивный настрой играет существенную роль. Ведь немало учеников идут в школу с негативным настроем: «опять школа, ничего хорошего там не будет». Переключите внимание на положительные моменты. Предложите вспомнить все приятное за прошлый учебный год, запишите успехи и достижения ребенка не только в учебе. Возможно, он активно участвовал во внеурочной деятельности или первый раз выступал на сцене, получил грамоту за хорошее поведение или лучший рисунок, а возможно, у него появились хорошие друзья.
Поможет настроиться на учебу и совместная покупка школьных принадлежностей, одежды для школы. Дайте возможность ребенку выразить себя и свою индивидуальность и не ограничивайте выбор, насколько это возможно.

Всегда проще адаптироваться к новому, если на старом поставить точку. Помогите ребенку красиво завершить каникулы. Если ребенок провел лето не с вами, встретьте его подарком, сладостями или букетом шариков. Здесь возраст не имеет значения, главное – сделать сюрприз. Можно подвести итог летних каникул. Сделайте коллаж из веселых фотографий или запишите приятные воспоминания в «дневник лета». Если ребенок благополучно адаптируется к учебе, если после долгих летних каникул он идет в школу с тем же удовольствием через неделю и через месяц, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе «пять баллов».