В канун 8 Марта в театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Сказки старого Арбата» –романтическая комедийная пьеса, написанная Алексеем Арбузовым полвека назад (1970 год) – и очень тепло принятая современной публикой.
За прошедшее время эта история была тысячи раз поставлена в театрах, снята в кино (с Игорем Владимировым и Зиновием Гердтом в главных ролях) – а в новом веке, если честно, оказалась подзабыта. Казалось, новое время потребовало новых сюжетов, героев и ритмов, даже мировую классику модно нынче ставить в новых форматах и интерпретациях. Однако именно сейчас старые «Сказки старого Арбата» неожиданно появились в репертуаре одного из самых продвинутых театров страны, причем, как ни удивительно, впервые.
«Мне часто сейчас задавали вопросы, мол, а может, это не современно, старомодно? Но мне кажется, что в этой истории есть хороший такой винтаж, есть какая-то доброта, человечность. Любовь, дружба, отношения отца и сына», – говорила режиссер спектакля Екатерина Симонова.
В интерпретации современных актеров старая пьеса звучит не как «ретро» или «винтаж», а очень даже современно, обаятельно и притягательно. Получился спектакль, интересный любому возрасту и положению. И в ней не устарело практически ничего: и сегодня сыновья стремятся превзойти отцов и не умеют объясниться со старшим поколением, пожилые влюбляются в молодых, невесты сбегают из-под венца, талант спорит с бездарностью, влюбленные далеко не всегда умеют объясниться в любви… Всё это есть в «Сказках старого Арбата». Разве что язык , разве что язык в спектакле не сегодняшний. Как сказала на пресс-конференции актриса Мария Риваль, «я помню, как моя бабушка и дедушка так разговаривали. Но здорово, что у нынешних молодых есть возможность прийти на наш спектакль и послушать, и посмотреть…»
Подойдя к своему 100-летию, театр имени Вахтангова еще более скрупулезно рассматривает собственную историю, открывая поклонникам то одну, то другую тайну, приводя в порядок архивы и организуя то открытие памятника основателю, то в перспективе музей имени Вахтангова на родине режиссера… «Сказки старого Арбата» тоже крепко вплетены в историю театра. Как рассказала Екатерина Симонова, эта пьеса, как и многие другие, «была написана Алексеем Николаевичем Арбузовым (который был близким другом нашей семьи) специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонову, моему прадеду. После смерти Рубена Николаевича Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре... В год 100-летия Театра Вахтангова Римас Владимирович Туминас поддержал наше предложение и позволил воплотить эту пьесу на вахтанговских подмостках. Арбузов этого достоин…» Так что Екатерина Симонова, поставив, наконец, на сцене своего театра, эту знаменитую историю, можно сказать, устранила историческую несправедливость.
Накануне премьеры на Симоновской сцене (Камерный зал в Калошином переулке) прошел пресс-показ «Сказок старого Арбата», причем с участием актеров из разных составов. Главную роль кукольных дел мастера Федора Кузьмича Балясникова играет Рубен Симонов, его сына Кузьму – Федор Воронцов, Александр Галочкин и Константин Белошапка (в разных составах), друга семьи Христофора Блохина – Олег Форостенко, приезжую из Ленинграда Виктошу, в которую влюбляется Балясников-старший, – Ася Домская и Мария Риваль, Левушку, жениха, от которого сбежала Викуша, – Дмитрий Соломыкин и Александр Галочкин.
Главный герой пьесы Арбузова - шестидесятилетний художник, создающий куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке, его отношения с сыном и другом – удивительно интересный и красиво закрученный сюжет, в котором не на все вопросы есть ответы. А звучащий в финале вопрос «Почему она ушла?» оставляет у зрителя сложное послевкусие. Был ли хэппи-энд, возможен ли?
А вот ощущения Федора Воронцова по поводу роли Кузьмы и сути самого сюжета оказались такие: «Ко мне приехал товарищ из села, на три дня пожить. У нас нет утюга. Он говорит: «Как нет утюга?! Щас я сбегаю!» Открывает входную дверь, я ему: «Денис, куда ты?» Он убегает. И возвращается со слезами на глазах. И говорит: «Даже никто не открыл». Вот, наверное, этот спектакль про то, что любой человек откроет тебе дверь. Ощущение того времени для меня заключается в этом, когда не закрывались двери в наших квартирах», – заметил актер Федор Воронцов.
Актриса Екатерина Симонова – представитель четвёртого поколения вахтанговцев Симоновых. Алексей Арбузов для нее – не просто драматург. Он был мужем её бабушки, актрисы Маргариты Лифановой. И хотя Алексей Николаевич умер за год до рождения Екатерины (как она сказала «немного разминулись»), она всё ж росла в семье, где все было наполнено памятью об этом человеке. Кстати, она знала, что драматург обожал американский джаз 1950-60- годов, у него была целая коллекция виниловых пластинок. Эти мелодии она ииспользовала в своих «Сказках Старого Арбата», создавая неповторимую атмосферу…
«Сказки старого Арбата» - третий спектакль Симоновой как режиссера. Перед ним, в 2019 году, она поставила «Дневник Анны Франк» (руководитель постановки – Римас Туминас).
А дебютировала Екатерина как режиссер в 2017 году, поставив спектакль «Вечер шутов», которому выпала честь открытия Симоновской сцены, появившейся в вахтанговском пространстве в честь ее прадеда Р. Н. Симонова, возглавлявшего театр в 1939-1968 годах, и деда Е. Р. Симонова, который стоял во главе театра в 1969-1987 годах.
А ее отец Р. Е. Симонов, вахтанговец настоящего времени, вышел на сцену в «Сказках старого Арбата» в главной роли. И есть стойкое ощущение, что это очень близко к тому, каким Балясникова замыслил сам Арбузов.
Следующие спектакли: 29 марта, 1 и 27 апреля.