Наталия Селиверстова: «Олег Павлович Табаков всегда говорил, что нервы у артиста должны быть железные»

«Однажды после экзамена я опаздывала на самолет — нужно было лететь на гастроли. Зарегистрироваться не успела, прорываюсь через кордоны, за мной — милиционеры».
Вера Волгина
|
10 октября 2024
Наталия Селиверстова. Фото
Наталия Селиверстова
Фото: из архива Н. Селиверстовой

«Однажды после экзамена я опаздывала на самолет — нужно было лететь на гастроли. Зарегистрироваться не успела, прорываюсь через кордоны, за мной — милиционеры. Я кричу: «У меня спектакль, меня ждет тысячный зал!» Выбегаю на летное поле и вижу, как от самолета отъезжает трап. Стою плачу. Меня забирают в отделение, заставляют писать объяснительную. А я пишу и рыдаю: «Выпустите!..»

— Так и не попали на спектакль?

— Успела! К счастью, меня посадили на следующий рейс... Это ведь я только с виду скромная, на самом деле — боевая. Тогда мне было 19 лет. Но с тех пор мало что изменилось, если честно. Муж мой (Дмитрий Павленко, актер театра и кино. — Прим. ред.) вообще говорит, что я по жизни клоун.

— С чего это у вас, милой, обаятельной и с виду действительно скромной женщины, такое прозвище?

— Со мной вечно что-то приключается. Сейчас, например, ехала к вам на встречу, и у меня на обеих туфлях вдруг оборвались ремешки, так что еле доковыляла до театра. Хорошо, в гримерке полно всякой обуви...

Когда была беременной, заставила всю семью (мужа, маму и свекровь) ехать со мной в роддом на двух троллейбусах, вместо того чтобы спокойно добраться на такси. А потом еще не хотела идти в приемное отделение, говорила, что хорошо себя чувствую и мне надо погулять вокруг больницы.

А еще у меня две мамы.

— Простите?

— У меня есть родная мама и есть мама Галя — ее младшая сестра. Ребенком меня возили к бабушке в Рязанскую область, но я была совсем крошкой и не понимала, почему мама меня там бросила. Могла по три дня рыдать. И вот однажды бабушка, не зная уже, как меня успокоить, вдруг сказала: «Ну что ты плачешь, посмотри на тетю Галю — она же очень на маму похожа, вот и зови ее мамой Галей». Они и правда как близнецы. Я перестала рыдать, полюбила тетю и, когда приехала родная матушка, не хотела к ней идти: «У меня есть мама». Тут уже она начала слезы лить. Но мама Галя так и осталась на всю жизнь со мной. Когда переехала в Москву, приходила за мной в детский сад. Все удивлялись, конечно: нет, ну два папы — это еще можно понять, но две мамы? Как они уживаются?..

К слову, в юности я хотела стать педагогом — в детсаду или в начальной школе. Но появилась дочка, и я поняла: хорошо, что не стала учителем. Оказалось, в плане воспитания детей я крайне нетерпеливая, невоспитанная и несдержанная. Я кричала, орала. Однажды даже стукнула дочку. И была неправа, конечно. До сих пор прошу у нее прощения.

— Считаете, нельзя детей наказывать?

— Ни в коем случае! Наказание не работает. Только любовь! Папа меня обожал. А мама воспитывала жестко. Иногда — скакалкой.

— За что она вас так?

— За двойки, непослушание. Я могла что-то натворить, поздно вернуться домой. Сейчас мама тоже просит у меня прощения и плачет...

Наталия Селиверстова с мужем Дмитрием
«Мы женились даже без классических свадебных нарядов. Я надела гипюровое, цвета латте, платье «Джаз» (и потом еще долго использовала его на концертах), а Дима купил итальянский костюм». Наталия Селиверстова с мужем Дмитрием, свадьба, 1994 год
Фото: из архива Н. Селиверстовой
 Дочь Полина и Евгений
«Это сейчас наша дочь Полина и ее Женя заморачиваются: сначала руки просят, потом предложение делают — и непременно в Париже. Потом у них должна быть свадьба в несколько этапов: в замке, еще где-то... Смешные!» Дочь Полина и Евгений, 2022 год
Фото: из архива Н. Селиверстовой

— Недавно по ТВ прошла премьера фильма «Платье цвета моря», где вашу героиню, у которой 30 лет не было отношений с мужчинами, называют «мертвым самураем». Легко ли вам было примерить на себя это платье?

— Тяжеловато, не скрою, было почувствовать себя одинокой, раскапывая свою индивидуальность. Я по натуре другая. Хотя героиня у меня тоже бойкая, многим интересующаяся — танцует, рисует...

— Еще и помидоры крутит! Да так ловко, что завидки берут.

— Сама ей завидую. Мои навыки в фильме — это, конечно, подсмотренное. В детстве видела, как мама с бабушкой закручивали банки. В моей взрослой жизни все иначе. Я хозяйственная, у меня всегда порядок. Но помидоры не кручу, а вялю. К тому же у меня прекрасный муж. Три месяца назад мы отметили 30-летие совместной жизни.

А вот для выступлений на публике я обычно выбираю произведения про одиноких женщин. Почему-то их образы мне интересны. Даже не знаю, «зачем и кому это нужно». Может, я послана в мир транслировать проблему одиночества?

Помню, на кинофестивале читала трогательное стихотворение Роберта Рождественского, и в зале все плакали. Позже на банкете ко мне подошли сочувствующие женщины: «Что ты все время плачешь? Давай мы тебе мужика найдем, у нас тут богатые есть...» Словом, пытались наладить мою личную жизнь. Пришлось вежливо отказаться: «Спасибо большое, у меня все хорошо».

— Муж знает, что вас пытались «пристроить»?

— Знает, смеется... Недавно я готовила творческий вечер, стала читать режиссеру стихотворения, а она говорит: «Не, никуда не годится! Что у тебя все про несчастных баб, про замужество, страдания? Кому это интересно? Молодежь не будет слушать! Эта тема сейчас в мире вообще не поднимается». Пришлось сочинять новую программу — про умных да известных. А роли несчастных все равно ко мне притягиваются.

К слову, Юра Лейзеров, режиссер фильма «Платье цвета моря», любит мою индивидуальность, я у него до этого в «Критическом возрасте» снималась, и он считает, что я для своих ...дцати лет слишком наивная. Я и правда такая. Всему верю, меня легко обмануть. Сейчас скажут, что Том Круз зовет сниматься, отвечу: «Бегу!» Хотя, конечно, с годами нарастает панцирь циничности, юмора. Когда не можешь что-то решить, лучше пошутить. У артистов так часто бывает. А я вообще веселая. Мне всегда легче посмеяться. Но в «Платье цвета моря» приходилось представлять себе, что я одинокая.

— Да уж... Когда 30 лет счастлива замужем, сложно вообразить, что бывает иначе. А как у вас с Дмитрием все начиналось?

— Я занималась в детской студии Владимира Книппера — племянника Ольги Леонардовны. Журналист, он писал очерки о людях, ездил в командировки. Но сам воспитанный в театре, Владимир Владимирович очень любил его. Из его знаменитой студии вышли Дуся Германова, Маша Аронова, с которой мы вместе играли в спектаклях. А Владимир Высоцкий приходил к нему на прослушивание, читал монолог Сатина, но Книппер сказал: «Идите поступайте! У вас и так все получится!»

В 1980-е течение театров-студий было в моде. Меня, например, привела подружка.

Однажды на Таганку (шел спектакль с участием Аллы Демидовой) я отправилась с приятелем по студии, который уже успел стать однокурсником моего будущего мужа в Щепкинском училище. Пришел тогда и Дима. Запомнил меня. Но первая встреча ни во что не вылилась.

Позже, когда я поступила в Школу-студию МХАТ, наши занятия по физкультуре проходили в спорткомплексе «Олимпийский» — там же, где и у студентов «Щепки». Мы занимались акробатикой, плавали. Мой педагог Олег Павлович Табаков всегда набирал девушек красивых и фигуристых. А преподаватель «Щепки» Владимир Алексеевич Сафронов — плечистых высоких парней, которых так любит Малый театр. Словом, рассмотреть прекрасные девичьи фигуры в лосинах и купальниках молодым людям было легко. Ну Дима и рассмотрел меня во всей красе. А когда в Доме актера устроили для выпускников праздник с капустником и дискотекой, мы наконец познакомились «как следует». После чего всей компанией (не помню, правда, как) оказались в общежитии Щепкинского училища.

Наталия Селиверстова с Владимиром Алексеевичем Андреевым
«Владимир Алексеевич был замечательным, любимым худруком!» Наталия Селиверстова с Владимиром Алексеевичем Андреевым, 2000-е годы
Фото: из архива Н. Селиверстовой

Дима тогда пел, аккомпанируя себе на гитаре. Он с детства занимался музыкой, потом пошел в студию КСП. В общем, играл и пристально, не отрываясь, смотрел на меня. Я даже подумала: какой странный молодой человек, и чего он ко мне привязался! Хотя не могла сказать, что симпатичный, с длинными кудрявыми волосами парень мне не понравился. Да и пел необычно.

— Не возникло мысли: «он будет моим мужем»?

— Нет-нет. Мысль была другая: видимо, парень влюбился. Но встречаться мы стали просто как друзья с общими интересами. Он все время меня куда-то приглашал. Мы ходили в театр, гуляли по Москве. Потом начался период «Сникерсов» и «Марсов». Помню, выходишь из Школы-студии на Тверскую, а там вся дорога до метро заполнена торгашами: кто косметику из-под полы продает, кто чипсы, кто шоколадные батончики.

Денег у Димы не было вообще, 30-рублевая стипендия прогуливалась в первый же день. Но родители помогали. Так что каждый вечер он встречал меня из института с цветами и шоколадками. И я думала, что у него все в порядке. Тем более что и одет он был модно: плащ, ботинки «инспектор». Жил Дима в знаменитом театральном общежитии на Александра Невского, в районе Тверских-Ямских улиц. А меня ездил провожать в тьму тараканью — на «Щелковскую».

Время было трудное во всех смыслах. Даже с едой возникали проблемы. А моя мама работала на хлебозаводе в Черкизове, и мы, слава богу, не голодали. В доме всегда были торты, масло, орехи, изюм. Видимо, зарплату давали продуктами. Дима приходил в гости, а у нас на столе — торт «Амурский», помните такой? Торты маме, конечно, не выдавали, но она приносила обрезки, из них сооружала тортик, который мы так и называли — «Амурские обрезки». Кроме того, бабушки и дедушки жили в рязанской деревне, поэтому у нас еще было сало, картошка, соленые огурцы. Шикарно! Мама кормила всех моих одноклассников, потом — однокурсников. Не понимаю только, как мы не растолстели на «Амурских обрезках».

Позже появились всякие кокосовые, малиновые ликеры, и Дима стал приходить к нам с напитками. Мама с папой в глаза таких не видели. Где он их покупал и на что, до сих пор тайна, покрытая мраком. Он ведь не подрабатывал.

Три года длились ухаживания. Иногда романтик звал меня к себе в общежитие. А когда приходил ко мне, старался произвести впечатление на маму. Да она, в общем, сама сразу обратила внимание: «Какая у парня улыбка красивая!» Обаятельный, он умел заговорить зубы. Делился интересными рецептами. Мама даже делала по его совету бурятский чай с молоком, солью и яйцом. И мы пытались это пить.

— Три года зубы заговаривал и не женился?!

— Вот именно! Пришлось самой делать предложение. Абсурд? А что поделать?! Мы хоть и ровесники, но я не сразу поступила в Школу-студию, пыталась сначала пойти в пединститут. Потом в ГИТИС рвалась — к Владимиру Андрееву, который меня не взял...

В общем, Дима уже окончил «Щепку», ему надо было выезжать из общежития. Поэтому он снял комнату у моей родственницы, а сам каждый вечер приходил ко мне и оставался ночевать. Родителям жалко его было, и они стелили ему подушки на полу в моей восьмиметровой узкой комнатке.

— Пытались обмануть родителей?

— Сплошной абсурд! Они все это терпели. Прошел, наверное, еще год. В конце концов я не выдержала: «Ты вообще жениться на мне собираешься?» А он, представляете, отвечает: «Мне неудобно». Я опешила: «В смысле?» — «Ну, ты москвичка. Подумают, что я из-за прописки с тобой...» При этом сам уже был звездой, снявшись в «Азбуке любви» (одном из первых российских сериалов), и его узнавали на улице.

— То есть спать на подушках у любимой удобно, а жениться нет?

— Вот и я сказала: «Давай уже решай!» А он: «Я, в принципе, согласен». Так я сделала ему предложение! Руки моей он, по-моему, никак не просил. Мы просто сказали родителям, что хотим пожениться. Раньше как-то все просто было. Это сейчас наша дочь Полина и ее Женя заморачиваются: сначала руки просят, потом предложение делают — и непременно в Париже. Потом у них должна быть свадьба в несколько этапов: в замке, еще где-то... Смешные!

Наталия Селиверстова
«Он женился на своей девушке-аспирантке. Мы изображали семью, в которой муж завел любовницу». Наталия Селиверстова на сьемках фильма «Серая мышь», 2023 год
Фото: предоставлено телеканалом «Dомашний»

Артисты драмы — люди действия. Так нас учили великие педагоги: решил — делай! Мы женились даже без классических свадебных нарядов. Я надела гипюровое, цвета латте, платье «Джаз» (и потом еще долго использовала его на концертах), а Дима купил итальянский костюм «Черутти» из шикарной ткани, и он ему до сих пор впору, только чуть брюки распустили в талии.

— Свадьбу-то хоть сыграли?

— Просто посидели дома с родителями. Приезжали Димины папа и старшая сестра. Мама не смогла — билеты стоили очень дорого, троим было сложно прилететь из Читы. До сих пор свекровь Надежда Николаевна переживает, что ни на одной свадьбе не была — она с мужем тоже только в сельсовете расписалась.

А вот в кино, кстати, мы с Димой примеряли свадебные наряды — по сюжету фильма «Серая мышь» я выходила замуж, а он женился...

— Но не на вас?

— Не на мне. На своей девушке-аспирантке. Мы изображали семью, в которой муж завел любовницу.

— Не боялись такое играть?

— Это просто работа. Зачем смешивать ее с личной жизнью? Если каждый раз думать, как бы беды не накликать, то и не выживешь. Нормально снимались, ржали всю дорогу. А потом еще и сфотографировались в свадебных туалетах.

— Актеры обычно говорят: чтобы изобразить сильное чувство, надо испытать его к партнеру. Иначе неприятие и равнодушие вылезут на экран.

— Это правда. Невозможно сыграть любовь, если не испытываешь к коллеге никаких чувств. Поэтому влюбленность на площадке допускается.

— А если она зашкаливает? Съемки закончились, но чувство не отпускает?

— Господи! Столько ролей сыграно! Жизни не хватит, чтобы всех партнеров полюбить! Наверное, я очень ленивая жена. Менять вместе с мужем квартиры, сковородки, занавески, фотографии... Ой нет, я не потяну. И Дима такой же консерватор. Нам повезло.

Конечно, мы влюбляемся в своих партнеров на работе. Муж даже иногда говорит мне о какой-то актрисе: «Она мне нравится...»

— А вы что?

Наталия Селиверстова и Сергей Масленников
Наталия Селиверстова и Сергей Масленников в фильме «Серая мышь», 2023 год
Фото: предоставлено телеканалом «Dомашний»

— А что я? Он же не роман пошел с ней крутить. Ну нравится человек, снимаетесь или на сцену выходите вместе... Ты же должен в счастье и любви существовать на работе. Если тебя раздражает режиссер или актер, окружение или пьеса, все идет с трудом, со скрипом. Приходится себя ломать, подстраиваться, чтобы результат все-таки получился достойным. А за мужа я никогда не боялась. Он ведь меня очень любит.

— Неужели никогда сердце не екало: а вот сейчас он с такой-то красавицей на площадке...

— Как-то неинтересно, честно. Ну придет он домой «какой-то не такой», и что? Подумаю: творит, работает.

— Что дает вам такую уверенность и в его чувствах, и в своих?

— Гены, наверное. Мы из таких семей, где бабушки с дедушками и родители всю жизнь прожили вместе. Димины мама с папой 58-ю годовщину со дня свадьбы отметили. Мои тоже были бы до сих пор вместе, если бы папа не умер в 48 лет из-за несчастного случая.

— Бывает, родители всю жизнь вместе, а у детей — один брак, второй, третий... Стало быть, семейному долгожительству нельзя научить?

— Наверное, все-таки дело во внутренней воспитанности. В верности. Не знаю... Мне никогда не хотелось смотреть на других мужчин. То есть посмотреть-то, конечно, я могла. Но влюбиться? До потери пульса? Чтобы разойтись?! Да ну! У меня есть любимый человек, дочка. У нас семья. И все это бросить? Начать заново? В голове даже не укладывается.

— А если партнер в кино — прямо мачо, весь из себя?

— Ой-ой, мачо вообще не люблю. А бывают, простите, даже такие партнеры, что и комментировать боязно. Чтобы чего-нибудь плохого не ляпнуть. Играть чувства с человеком, который тебе совсем не нравится, очень тяжело. Никакой «химии» на площадке не возникает. Хотя в кадре все может быть нормально. Кино — великая магия!

Ой, вот Надежда Николаевна пишет в вотсапе: «Ты самая лучшая!» Ну что еще любимая свекровь может прислать? Видимо, фильм посмотрела или интервью прочитала. Приступ чувств! У нас вообще с ней большая любовь. Золото с бриллиантами, например, в основном дарит она мне. Так вышло. Муж что-то покупал, но у него свой вкус. Поэтому я порой говорила: «Давай лучше сама». А кольцо на 30-летие совместной жизни вместе выбирали.

— Не бывает на этой почве ссор? Вроде муж старался, выбирал подарок, деньги немалые потратил, а вам не нравится...

— Нет, ну я не могу его обидеть, ношу все равно. А с годами мы вообще перешли на хозяйственные подарки. Например: «Давай мне на день рождения закажем ворота на дачу или сделаем ремонт на первом этаже».

— Дачные идеи никогда не иссякнут. Главное, подарки точно будут «в кассу».

— Я давно хотела дачу. А во время пандемии мы так насиделись дома, что в конце концов не выдержали и купили замечательный участок и сруб в 5 километрах от Оки, рядом с Поленово. Правда, никто меня не поддерживал в моей идее — мама с папой из деревни, папа любил землю, она — нет. Папы давно нет. Мама же предпочитает город, театры, магазины. Хотя рядом с нашей дачей есть любые супермаркеты. А мы с Димкой косим, копаем. Ничего, правда, не растет, кроме помидоров и цветов. Зато томатов на высоких грядках полно.

Наталия Селиверстова
«Юра Лейзеров, режиссер фильма «Платье цвета моря», любит мою индивидуальность, я у него до этого в «Критическом возрасте» снималась, и он считает, что я для своих ...дцати лет слишком наивная». Наталия Селиверстова на съемках сериала «Платье цвета моря», 2023 год
Фото: из архива Н. Селиверстовой

Мама на все это смотреть не может. Хотя у нас великолепное старое место с соснами и рекой, курорт с ионизированным воздухом — едва ли не единственный в европейской части России. Неслучайно там был открыт санаторий для легочных больных. Паустовский, к примеру, уехал из болотистой Солотчи в Тарусу, чтобы лечить астму.

Вокруг еще три заповедника, в том числе Приокско-Террасный. И участок наш граничит с лесом. Думали, калитку сделаем — будем в лес ходить. Но выбираемся редко, разве что за грибами иногда.

— Вы с мужем вместе и на даче, и в кино. Даже в Театре Ермоловой играете в одних спектаклях. Иногда хоть отдыхаете друг от друга?

— А надо?.. Не знаю. Мы отдыхаем вместе. И на отдыхе говорим обо всем, даже о политике. И вообще, спорим бесконечно.

— Как в вашем спектакле по Ионеско «Бред вдвоем»?

— Наши споры в основном о работе. Бывает, возвращаемся вместе и договариваемся: все, сейчас доходим до дома и заканчиваем об этом, больше ни слова! Переступаем порог, ровно 15 минут у нас тишина. А потом опять все сначала: как репетировали, как играли... Кто хороший, кто плохой... С мужем же можно и сплетни обсудить, и никому звонить не надо. Всем легче. А может, в спорах и истина какая-то рождается.

— Вы ведь в Театре имени Ермоловой уже давно...

— Как и в браке — 30 лет. Сначала сюда попал Дима после училища. А я работала у Олега Павловича Табакова — еще до того, как стала студенткой, после актерских курсов в Школе-студии. Он тогда выпускал курс с Машковым, Мироновым, Апексимовой и набирал новый. Пришел смотреть нас. А сам в «Табакерке» восстанавливал «Обыкновенную историю», в которой когда-то с женой Людмилой Крыловой выходил на сцену «Современника». Мы сыграли ему какие-то отрывки, он отозвал меня и предложил репетировать в «Табакерке» роль Наденьки. Я своим ушам не поверила. А он действительно дал играть Наденьку. В главной роли был Игорь Нефедов, потом Женя Миронов...

Так вот, я поступала в Школу-студию, одновременно играла в театре и моталась на гастроли. Однажды опоздала на самолет, хотела его остановить...

Тем не менее после окончания Школы-студии Олег Павлович в «Табакерку» меня не взял. Что-то не срослось.

— Расстроились сильно?

— А то! Проработала в этом театре пять лет, обожала его, всех знала. Это была моя семья, которой меня лишили. Я была уверена, что с дипломом приду именно туда.

— В актерской профессии часто играет роль... закулисье.

— Ну да, наверное, были личные причины у Табакова. А может, это мне сейчас так кажется.

Наталия Селиверстова, Евгения Ахременко и Ольга Чудакова
Наталия Селиверстова, Евгения Ахременко и Ольга Чудакова в сериале «Платье цвета моря», 2023 год
Фото: предоставлено телеканалом «Россия»

Олег Павлович был щедрым человеком и превосходным педагогом. Его надо было слушать. Но он не наставлял. В 1990-е годы все носились, как сумасшедшие. У Табакова был свой театр, к тому же он играл в МХТ, преподавал в европейских школах, на курсах в Америке. Мотался, зарабатывал деньги. Причем не только для себя, но и для студентов, театра. Из США получал гуманитарную помощь — шоколад, муку. Сам все время что-то привозил студентам. Например, модные джинсы. На гастролях забывчивым покупал зубные щетки.

Сказать, что он так уж рьяно занимался с нами актерством, было бы преувеличением. Табаков собрал группу из пяти человек, в которую я входила, и с нами работал: делал отрывки, рассказывал о жизни, много показывал. Наверное, ему было так проще научить, нежели подолгу объяснять. А поскольку профессия у нас обезьянья, мы должны были все перенимать. Это тоже метод работы.

Иногда он делал дико смешные замечания. Например: «Играть надо так, как будто у тебя вилка в жопе».

— ???

— То есть заряженно, энергично. Не всегда и не у всех получалось. Кто-то жаловался: «Олег Палыч, не получается с вилкой...» Он отвечал: «А ты вилочку поглубже засунь...»

Сейчас пересматриваю старые видео — прекрасно я все делала, способной была. А у нас ведь и бывшие студенты преподавали: Женя Миронов, Володя Машков, Александр Марин, мой однофамилец Алексей Селиверстов. Прекрасный был актер и человек. К сожалению, он рано ушел, но я до сих пор общаюсь с его сестрой и бывшей женой.

— Тогда безумно модным был квартет четырех «М»: Машков, Миронов, Маковецкий, Меньшиков. Все с ума по ним сходили!

— Я тоже обожала эту компанию. Замечательные они были — молодые, талантливые, веселые.

— А на курсе с вами учился Сергей Безруков.

— Еще Даша Юрская, Виталик Егоров, Марьяна Шульц.

— Все стали известными.

— Да. А вот Веру Марьянчик Табаков отчислил. Она окончила другой вуз и сейчас — главный режиссер Кишиневского театра драмы. Так тоже бывает. И великие ошибаются.

Меня вот с дипломом Олег Павлович не взял к себе и ввел на мою роль Настю Заворотнюк. Она окончила училище годом раньше, курс Авангарда Николаевича Леонтьева. Мы снимались с ней вместе в «Лихой парочке» — у меня был первый фильм, и у нее, кажется, тоже. Не могу сказать, что сблизились или дружили. Но потом встречались, пересекались в других проектах. Однажды я снималась в сериале «Гуманоиды в Королеве» на киностудии «Амедиа», а в соседнем павильоне снимали сериал «Моя прекрасная няня», и в перерывах мы с Настей пили кофе, общались! Хорошая была девчонка. Жалко ее очень. И страшно...

— В Театр Ермоловой вы пришли при легендарном режиссере и актере Андрееве...

Наталия Селиверстова
Высоцкий приходил к нему на прослушивание, читал монолог Сатина, но Книппер сказал: «Идите поступайте! У вас и так все получится!»
Фото: из архива Н. Селиверстовой

— Владимир Алексеевич был замечательным, любимым худруком! Вообще-то, когда в конце четвертого курса я стала показываться в театрах, поначалу меня никуда не брали. А в Ермоловском режиссер Галя Дубовская (теперь моя большая подруга) ставила «Степанчиково» по повести Достоевского. Актриса забеременела, срочно нужна была замена. А так как я бывала на Диминых спектаклях, меня все знали, и однажды кто-то сказал: «Вот же у Димы девочка, давайте ее посмотрим».

Посмотрев, Галя велела прийти на репетицию. Мы стали работать, подружились. И потом лучшие мои работы были сделаны именно с ней. Она великий режиссер и человек, который умеет открывать в тебе новые ресурсы и иные возможности. Она видит тебя иначе, чем ты сам. Не просто использует твое дарование, но пытается найти и взять что-то еще. А это колоссальный труд. В нас ведь много всякого-разного намешано. Надо только не полениться и достать. Галя вот умеет.

К слову, вы помните, что в Театре Ермоловой были две разъединившиеся по творческим разногласиям труппы — Фокина и Андреева? Я пришла туда в 1994-м и попала в первую. Но вскоре они снова объединились, хоть и продолжали какое-то время друг друга не любить. Владимир Алексеевич сразу предложил мне роль в спектакле. Я, конечно, напомнила, как он не принял меня когда-то в ГИТИС. Он улыбнулся: «Всякое бывает!» Потом мы выпустили много совместных работ. И мне было с ним действительно хорошо.

Да, с «Табакеркой» не сложилось, но в Ермоловском я сыграла все, что хотела: «Двенадцатую ночь», «Бешеные деньги», «Сигизмунда и Клеопатру», «Рабу своего возлюбленного», «Весеннюю грозу». Грех жаловаться!

И «Пушкина» мы делали с Сережей Безруковым. Участвовала наша труппа, а он был приглашенным. Я играла Катрин, сестру Натальи Гончаровой. Автором пьесы и режиссером был папа Сережи — Виталий Сергеевич, он же ставил и у нас на курсе самостоятельный спектакль «Летний день» Мрожека. Надо отдать ему должное, Безруков-старший многому научил сына. И сыграл большую роль в его судьбе.

— При этом сам звездой не стал.

— Он в Сереже реализовался. Да и у самого Виталия Сергеевича в те годы был расцвет. Спектакль «Александр Пушкин» получился очень громким. На него ходила вся Москва, а сколько городов мы объездили с ним!

— Вы ведь и с Владимиром Андреевым выходили на одну сцену?

— Конечно. Скажу больше, мы с ним всегда были близки. Он оказался простым человеком, с которым легко и кофе попить, и пообщаться, и что-то спросить. Даже мыслей не возникало: «Ой, это же худрук!..» И учиться можно было, просто глядя на него.

Помню, однажды на гастролях сидим все в одной гримерке. Марат Башаров играл у нас в спектакле «Мордасовские страсти» Мозглякова, называющего себя племянником князя. И вдруг Владимир Алексеевич спрашивает: «Марат, у тебя какие часы?» У того были неплохие. Но Андреев-то их коллекционировал, хорошо разбирался. У него даже был экземпляр, побывавший в космосе, — он эти часы у космонавта приобрел. Словом, Владимир Алексеевич любил приносить, показывать, ему надо было делиться эмоциями.

Он показал Марату новые часы. Башаров оценил. Потом они еще довольно долго что-то обсуждали. После чего стало понятно, что разговор в принципе закончен. Вдруг Владимир Алексеевич посмотрел на меня и... понял, что со мной можно продолжить: «Наташка, а у тебя какие часы?» — «А у меня никаких. Дима мне дарил, но я не ношу. Телефон же есть...» Для Андреева это было таким откровением — как это, человек без часов? Разве так можно? Ну ладно, поговорили и забыли.

А у нас в театре при Владимире Алексеевиче была такая система: звание артисту давали только тогда, когда кто-то умирал и «освобождалось место» для нового заслуженного или народного. Кому дать — решала труппа, ставя галочки в анкете. Естественно, каждый выбирал знакомого, друга/подругу. Кого любил. Или того, кто долго служил в театре. Я на это голосование прийти не смогла — снималась. При этом в театре тащила на себе практически весь репертуар.

В итоге звание дали актрисе постарше. Все радовались. Она была достойна. Но Владимир Алексеевич потом извинялся: «Наташка, прости, у тебя больше всех было голосов, но я дал N, она дольше работает». — «И правильно, — говорю. — Я вообще не жду никаких званий».

— Тем не менее заслуженной вы стали.

Наталия Селиверстова и Андрей Мартынов
Наталия Селиверстова и Андрей Мартынов в спектакле «Приглашение на казнь», Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, 2024 год
Фото: Е. Сирина/Московский Драматический театр им. М.Н. Ермоловой

— Спустя несколько лет. Худруком уже был назначен Олег Евгеньевич Меньшиков. Хотя, полагаю, Андреев приложил к этому руку.

Но... Что вы думаете? Однажды мы играем спектакль той же компанией, с Башаровым и Андреевым, в Доме актера. У нас опять общая гримерка. Приходит Владимир Алексеевич с красивой сумочкой и говорит: «Это тебе подарок». — «Мне? За что?» Открываю коробку, а там... часы с бриллиантом. Представляете?! «Я тебе звание не дал, а ты сказала, что у тебя нет часов...» Я была в шоке!

Часы небольшие, вроде скромные, но очень крутые. Так что теперь, когда надо кого-то поразить, я надеваю их. И вспоминаю добрым словом любимого худрука.

— Говорили, именно Андреев рекомендовал Меньшикова на свою должность?

— Честно говоря, не знаю подробностей. Несмотря на то что Владимир Алексеевич умер в 90 лет, мне казалось, он никогда не болел. По крайней мере, не показывал вида. На гастролях мы много общались, гуляли. Моложе и энергичнее человека рядом не было! Он тусовался с нами, молодыми, сидел по много часов в неудобных автобусах. И никогда не жаловался.

Всегда красивый, нарядный, Андреев любил шутить и неизменно говорил: «Вы молодые, вам и одеваться особо не надо. Это нам, старикам, нужно тратить деньги на туалеты. Чтобы выглядеть достойно». Ему-то всегда вслед неслись комплименты: «Владимир Алексеевич! Какой у вас костюм! Какой шарф!» Он отшучивался: «Вот видишь, если бы не одевался красиво, ты бы на меня и внимания не обратила».

У Андреева я училась щедрости. И сейчас так же, как он, стараюсь делать людям подарки. Часы с бриллиантами пока не могу презентовать, но дарю книжечки, сувениры, какую-нибудь приятную ерунду в честь премьеры.

Владимир Алексеевич меня и на сцене многому научил. Мы играли с ним в «Степанчикове», «Двенадцатой ночи», «Мордасовских страстях», а также в спектаклях «Из пустоты... (восемь поэтов)» и «Портрет Дориана Грея».

А как Андреев читал стихи! На гастролях актеры всегда близко общаются. И вот мы едем, например, целый день, потом играем спектакль, а ночью наш галантный кавалер Владимир Алексеевич приглашает всех (в основном женщин) в ресторан. И читает стихи! Он мог себе это позволить, мы все относились к нему с большим почтением, уважением и благодарностью.

Все заслушивались им. А я думала: ну как он все помнит? Мне вот надо открыть тетрадочку, повторить. Он же шпарил одно за другим стихотворения наизусть. Но главное, конечно, не это.

С ним никогда не было дистанции «худрук — артист». Когда в театр пришел Олег Евгеньевич, мы играли спектакль «Из пустоты» — по произведениям поэтов Серебряного века. Владимир Алексеевич читал Бунина, я — Бурлюка. И было такое счастье повидаться с ним после спектакля! Мы прямо бежали к нему — обнять, поцеловаться, обменяться энергией. Олег Евгеньевич Меньшиков, по-моему, как-то странно на это смотрел!

— Он не такой?

— У него есть барьер. Не все могут к нему подойти. Иногда мне хочется пообщаться, я иду. Но быть такой открытой, как с Владимиром Алексеевичем, не получается. Может, потому что мы с ним еще маленькую жизнь прожили, а с Андреевым больше 20 лет? Я не чувствовала, что он много старше, что он великий. Наверное, все великие — очень простые люди...

Помню, снималась с Алиной Покровской, сыгравшей Любу в «Офицерах». Мы с Сережкой Безруковым оканчивали четвертый курс института, когда по пьесе Горького «Последние» был сделан телефильм. Играли детей, а Алина Станиславовна — нашу маму. Снимали в какой-то знаменитой квартире — в доме, где Елисеевский магазин. И вот сидим на кухне, ждем, пока в другой комнате идет процесс. Вдруг Алина Станиславовна бросает взгляд на плиту, а та просто черная от грязи. Актриса хватает пемолюкс, начинает оттирать. Мы все: «Успокойтесь!» А она: «Нет, даже в чужом доме не могу такое видеть!»

Наталия Селиверстова с мужем Дмитрием Павленко
Наталия Селиверстова с мужем Дмитрием Павленко в спектакле «Бред вдвоем», Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, 2024 год
Фото: Е. Сирина/Московский Драматический театр им. М.Н. Ермоловой

— Вам повезло на учителей. Повезло с мужем и свекровью. Но вот банальный и одновременно философский вопрос: как прожить в браке долго и счастливо?

— Надо не устать друг от друга. И не надоесть.

— Значит, все время развиваться самому?

— Необязательно. Иногда достаточно купить мебель. И удивить мужа.

— Очередная абсурдная история?

— Как вы догадались?.. Ну да, чего ж еще ждать от клоуна? Однажды Дима уехал на родину. А у меня — какая-то работа, я не смогла. Прихожу в театр, там все мебелью красивой заставлено. Думаю, интерьеры, что ли, решили поменять? Оказалось, сотрудники накупили себе мебели в соседнем дорогом отеле. Там каждые пять лет все меняют и старое отдают по дешевке.

«Тебе нужно что-нибудь?» — спрашивает режиссер Дима Акриш. — «Да вроде нет». Проходит неделя. Обедаю в гримерке, вдруг звонит: «Наташка, быстро приходи ко мне в гостиницу!» — «Куда? Зачем?» — «В подвал». Прибегаю, а там — карельская береза, красное дерево, и все неимоверной красоты: кресла, столы, лампы, комоды... У меня тетя как раз ремонт делала, думаю: мне не надо, так ей что-нибудь куплю. Правда, у меня денег совсем немного, отпуск заканчивается, занять не у кого. Стою, переживаю. «Ладно, — уговариваю себя, — сейчас скажут, что все от 30 тысяч, и я пойду спокойно домой».

Оказалось: стол — 3 тысячи (так, беру два!), кресло с пуфиком из китайского шелка — 4 тысячи, комод с подставкой для телевизора — вообще бесплатно... Как мы потом перевозили это ночью, как заставили всю мою гостиную в квартире — отдельная песня. Я уже и забыла, что мне надо дотянуть до зарплаты. И вообще ничего не надо было. Но раз бесплатно дают, отчего же не взять!

Звоню тете: «Я тебе мебель купила. Красивую. Под антиквариат». — «Зачем? Мне не надо. Да и не люблю я такое. У меня все будет современное, белое».

Звоню Диме в Читу: «Я мебель купила!» — «Какую? У тебя же денег нет!» Показываю ему по видео. А он: «Ты с ума сошла? Зачем нам такая?..»

Мои старания никто не оценил. А вы спрашиваете, почему меня клоуном называют. Вся жизнь — абсурд! «Ладно, — говорит муж. — Посмотрю, что за фирма». Лезет в Интернет и понимает, что столик, который я купила за 3 тысячи, стоит 150 тысяч рублей, комод, который достался бесплатно, под 250 тысяч... «Не знаю, куда мы это будем девать, но ты молодец!» — выдал Димка. А потом мы купили дачу, и теперь у нас в рубленом доме мебель, как в дорогом отеле. Все заходят и ахают.

— Не муж — золото! Другой бы скандал учинил: денег нет, а ты «карельскую березу» покупаешь...

— Димка был далеко, это меня спасло. И поначалу-то он был недоволен. Это потом понял, что к чему.

— С Дмитрием, наверное, вообще невозможно поссориться?

Наталия Селиверстова
Наталия Селиверстова и Ульяна Михайлова в спектакле «Кровавая свадьба», Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, 2024 год
Фото: Е. Сирина/Московский Драматический театр им. М.Н. Ермоловой
Наталия Селиверстова
Чтобы разойтись?! Да ну! У меня есть любимый человек, дочка. У нас семья. И все это бросить? Начать заново? В голове даже не укладывается
Фото: А. Белякова/из архива Н. Селиверстовой

— Еще как можно! Сейчас-то мы уже подуспокоились, повзрослели. И все равно способны вспылить, рассердиться. Он даже обидеть может. Словом. Ерундой какой-нибудь. Поэтому раньше я уходила на улицу без телефона и гуляла вокруг дома, чтобы он попереживал. Потом поняла: ну что за детский сад?! Всем же плохо!

Мы вообще темпераментные — громко разговариваем, бурно выясняем отношения. Димина сестра не перестает удивляться: «Господи, как вы 30 лет прожили? Итальянцы! Разве что посуду не бьете!» В общем, на людях держимся, а дома выплескиваем все друг на друга. Но...

Чтобы мы не разговаривали неделями, разъехались каждый к своей маме, собирались разводиться?.. Такого ни разу не было! Я всегда говорю: «Замуж надо выходить за иногородних — им уходить некуда». Я еще могу завестись, вспомнить всех родственников. Димка не способен долго дуться. Тут же просит прощения. Замолкает. И мне его так жалко становится. Думаю: ну как маленький, что ж я его ругаю?..

— Теперь он, наверное, без вас никуда не уезжает?

— Редко. И если уезжает, каждый день звонит с вопросом, не прикупила ли я еще мебели из карельской березы. На самом деле мы не можем друг без друга долго. И если бы нам было плохо, наверное, мы бы не прожили вместе 30 лет. Хотя нет-нет да и скажет кто-то из нас: все, ухожу в монастырь. Если честно, с удовольствием там пожила бы, подумала о смысле жизни. У нас и дочка, бывает, задумывается об этом. Такой вот театр абсурда в одной отдельно взятой семье. При этом у всех — врожденное чувство семьи, любви, верности, Бога.

— Вы венчаны с Дмитрием?

— Пока нет. Недавно он сказал мне, услышав от кого-то мудрого, что надо венчаться одновременно с детьми, тогда ты будущему роду создашь хорошую энергетику, заложишь правильные основы жизни.

— Ждете теперь, когда Полина и Евгений обвенчаются?

— Да они бы хоть поженились! А то все копят на феерическую свадьбу. Кстати, крещение Дима принимал вместе с Полиной — в храме, что в Брюсовом переулке. Дочке было месяцев девять. Она так смеялась, когда ее вокруг купели батюшка носил. И всем было радостно. Будто ангел явился.

Так что подождем, когда она выйдет замуж. И решит венчаться. Может, и мы с Димкой присоединимся...

Нагиев, Рожков, Минекаев, Журавлев и другие звезды в трейлере новых «Ёлок»
В российский прокат стремительно несется главный символ кинопраздника! Кинокомпании Bazelevs, «НМГ Кинопрокат» и Toomuch Production обнародовали первый трейлер юбилейной, двенадцатой части всенародно любимой новогодней саги «Ёлки». Премьера намечена на 18 декабря 2025 года, и, судя по кадрам, зрителей ждет мегаполная россыпь звезд, трогательных историй и фирменной магии.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая