Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Неизвестные факты из жизни легендарного режиссера.
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов на съемках фильма «Служебный роман». 1977 г.
Фото: FOTODOM.RU

«Папа очень болезненно переживал расставание и развод с моей мамой. В последнем письме, которое он написал ей, была фраза: «Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу». Они были очень близкими людьми, друзьями, единомышленниками. Но так получилось, что жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь», — говорит дочь Эльдара Рязанова.

Эльдар Рязанов прожил со своей первой женой Зоей Фоминой почти 30 лет, а потом каждый из них пошел своей дорогой. И все же именно с Зоей Рязанов стал тем, кем он стал. Ольга Эльдаровна Рязанова и Дмитрий Трояновский (ее сын и соответственно внук режиссера) поделились своими воспоминаниями о нем. А еще показали некоторые письма, которые Эльдар Александрович писал своей первой жене…

— Эльдар Александрович с Зоей Петровной, насколько я знаю, познакомились, еще учась во ВГИКЕ…

Дмитрий: Да, в 1944 году они оба поступили на курс Григория Козинцева. Причем бабушка была любимой ученицей мастера, а дед — нет. После первого курса Козинцев его вообще хотел отчислить, ссылаясь на то, что Рязанов слишком молод для режиссера. На что дедушка со свойственной ему иронией ответил: «Год назад я был еще моложе, вы могли заметить это еще тогда». В институт ведь он поступил в 16 лет, окончив школу экстерном.

Так как в то время в СССР был период «малокартинья» и получить работу в художественном кино было нереально, дедушка и бабушка оба выбрали документалистику. У них был один дипломный документальный фильм на двоих — «Они учатся в Москве», за который поставили «отлично». Они вместе сняли еще один фильм — «Твои книжки». Вот только в отличие от деда бабушка на всю жизнь осталась в документальном кино. Она была одним из режиссеров, снявших советско-американский сериал «Великая Отечественная» (в мировом прокате он назывался «Неизвестная война» — Прим. ред.), за который даже получила Ленинскую премию. У дедушки, кстати, такой премии не было.

Александр Ширвиндт, Андрей Мягков, Георгий Бурков и Александр Белявский в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г.
«После премьеры «Иронии судьбы...» на студию мешками стали приносить письма со всей страны. На папу обрушилась лавина любви и благодарности. Он был тогда счастлив и по-детски удивлен!» Александр Ширвиндт, Андрей Мягков, Георгий Бурков и Александр Белявский в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г.
Фото: FOTODOM.RU

— Я знаю, остались письма, которые они друг другу писали…

Ольга: Они начали писать друг другу, еще учась в институте, в 1947 году, когда порознь проходили прак­тику на «Ленфильме». Эти письма пропитаны эротикой. Папа просто умирал от любви, сначала не очень еще разделенной. И все эти чувства изливал на бумагу. Ему тогда было двадцать. Маме — на три года больше. Я прочитала письма родителей, когда их обоих уже не было в живых. И у меня осталось очень много вопросов, на которые я теперь уже вряд ли найду ответ — не у кого спросить. Например, есть несколько писем, написанных уже после моего рождения, в которых они обсуждают, какое имя дать сыну. Папа пишет: «Давай придумывать имена будущему сыну, которого сделаем сразу после моего возвращения». Но сына по какой-то причине не случилось. Видимо, они передумали, поскольку оба очень много работали. Через семь лет после знакомства и через год после того, как они поженились, родилась я. Мной занималась бабушка, а родители вкалывали. Во время работы на студии кинохроники папа очень много ездил по стране, снимая документальное кино. И из экспедиций писал маме нежные, наполненные любовью письма, длинные и подробные, в которых он очень живо и с большой иронией описывал ей свою кочевую жизнь. Зачитаю несколько отрывков. Вот, например, что пишет папа с Дальнего Востока.

«Петропавловск — прелестный городок. Мы живем в нем очень весело, свой отдых проводим крайне занимательно: до боли в мозгах играем в домино и карты, учимся играть в преферанс. По количеству и безобразию пьянства этот город не имеет себе равных. Это совершенно непередаваемая экзотика. Чтобы снять план города, где должны пройти люди, нужно пуд соли съесть. Среди пьяного ободранного сброда найти приличных людей почти невозможно. Моя режиссура здесь заключается именно в этом».

Зоя Фомина с пятимесячной Ольгой
«Папа писал маме нежные, пропитанные любовью письма. Интересовался: «Как наш доченок-эльдаренок?» Зоя Фомина с пятимесячной Ольгой
Фото: из семейного альбома Эльдара Рязанова
Эльдар Рязанов с дочкой
Ольга Рязанова: «Папа никогда не вел себя назидательно, он просто всегда был рядом. Мы часто вместе путешествовали» Латвия, начало 60-х гг.
Фото: из семейного альбома Эльдара Рязанова

«У нас в группе сейчас сумасшедший дом, и вот почему: я купил гитару. Все учатся, выхватывают гитару из рук друг у друга и, несмотря на то что дела чаще плохи, наша жизнь идет под непрерывные переборы струн и пение с утра до 2—3 часов ночи. Это просто ад, в котором я играю наиболее ужас­ную роль, т. к. совсем не умею играть, а учусь, терзая уши всей группы...»

«На «Алеуте» совершенно страшная вонища от разделываемых тухлых китов, дышать совершенно невозможно, и некуда от этого запаха скрыться. Весь корабль в грязи: в копоти, крови, сале, мясе. Поднимаешься по штормтрапу на борт и уже весь грязный черт-те в чем. Такова моя жизнь в искусстве, моя родная. За время этих путешествий у меня набралось порядочное количество денег — рублей 600—700, которые я не трачу. Я хочу по приезде в Москву купить маленькую пишущую машинку. Обязательно. А также ФЭД. Очень жалко, что у меня с собой нет фотоаппарата. Можно было бы снять массу интересных снимков. Мы с Аркадием собираемся написать пару статей в местную газету об островах. Если поместят, то количество финансов еще увеличится. Дочку поцелуй за меня много-много раз и приучай ее к мысли, что где-то в природе у нее существует отец, который осенью приедет. Крепко, накрепко целую тебя вдоль и поперек, обнимаю.

Твой Элик».

<На плавучем крабозаводе> «вместо спирта, которого нет на кораблях, употребляют одеколон, и вокруг завода в море плавают флаконы с разноцветными пробками. Редкостное зрелище. Как там бабы ругаются матом и вообще разговаривают, я еще нигде не слышал. Крабов мы там ели до упаду и больше уже не в силах были на них смотреть. <…> Как наш доченок-эльдаренок? Не забывай покупать книги, ударь по Чехову до конца. <…>

P. S. Море мне осточертело. Я уже стал чемпионом по лазанию по шторм­трапу и по морскому козлу в домино. В карты не играю совершенно, пью редко, а что такое женщины, вообще себе не представляю. Забыл окончательно!»

Эльдар Рязанов с Марией Виноградовой в фильме «Гараж». 1979 г.
Эльдар Рязанов снимался в эпизодах в большинстве своих фильмов. Это был особый автограф режиссера. В «Гараже» он — спящий пайщик, заведующий отделом насекомых С Марией Виноградовой в фильме «Гараж». 1979 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Похоже, все его документальные съемки были связаны с морем…

Дмитрий: Это неудивительно. Дед рассказывал, что в детстве хотел быть писателем, а потом решил, что нужно поднабраться опыта и подал документы в одесскую мореходку. Шла война, на свое письмо он так и не получил ответа… И тогда подал документы вместе с одноклассником, который тоже окончил школу экстерном, во ВГИК. Так что режиссером дедушка стал случайно. И морских приключений все-таки хлебнул. Помню, как он в одном из писем описывал свое плавание на китобойной флотилии. Признавался: «Охватывает такой азарт, так хочется убить кита, становишься таким кровожадным, что просто ужас!» Ну это, наверное, в нем говорила его любовь к произведениям Джека Лондона, Фенимора Купера, Жюля Верна. Видимо, он испытывал тот же охотничий азарт, что герои этих произведений.

— Кстати, насчет книг. Что значит «ударь по Чехову до конца»?

Ольга: Отец в письмах постоянно напоминал маме, чтобы она не забывала выкупать очередные тома издававшихся собраний сочинений: Бальзака, Чехова… Папа был фанатом книг. Подсадил его на это Сергей Эйзенштейн. Два года во ВГИКе тот преподавал у них режиссуру. Пришел в 46-м году, а в 48-м уже умер. Но за это короткое время Эйзенштейн успел оказать огромное влияние на студентов. Отцу повезло больше многих — у них с Сергеем Михайловичем зародилась теп­лая дружба. Папа часто бывал у него дома. Именно Эйзенштейн привил ему страсть к книгам. И, когда была возможность и деньги, тут же покупал собрания сочинений, альбомы художников. Он и сам постоянно что-то писал. Пробовал себя и в журналистике — как раз во время тех своих морских путешествий. Вот что он рассказывает маме об этом:

Эльдар Рязанов
«На плавучем крабозаводе крабов мы ели до упаду и больше уже не в силах были на них смотреть». Из письма Рязанова жене. Камчатка, 1952 г.
Фото: из семейного альбома Эльдара Рязанова

«Петропавловск 13 окт. Здравствуй, любимая моя Фомка!

Сейчас в эти дни я уже просто не нахожу себе места. Скучаю я по тебе и по Оленьке очень, очень и очень. Все эти дни мы уже ничего не делаем и только ждем парохода. <…> За это время я написал для газеты большой очерк. Получилось, вроде, ничего. Все это заготовки для будущих рассказов. Вообще кое-какой материал для рассказов здесь у меня поднабрался. Все-таки должен я тебе сказать, что журналистом быть значительно интереснее. Свободно разъезжаешь с одним карандашиком, встречаешься с людьми и пишешь, о чем хочешь. В интересном месте можешь пробыть, сколько хочешь, а вовсе не зависеть от солнца и т. д. Нужно переквалифицироваться, пока не поздно. Мне это нравится значительно больше. Об этом нужно серьезно подумать. Если еще это совмещать с фото, будет совсем интересно. И можно набрать массу материалов для книг. Таковы мои мысли по поводу будущего, ясно? Мне не терпится скорее приехать и рассказать тебе всякие истории, которые я здесь видел и слышал и которые случались с нами. Здесь, конечно, очень интересный край, и я сюда через несколько лет с удовольствием бы приехал, но не снимать, а писать...»

— Как интересно Эльдар Алек­сандрович вашу маму называл — Фомка…

Ольга: Да, еще Фома или Фомич. А она называла его почему-то Рыжиком, хотя ничего похожего на рыжину в отцовских волосах не проглядывало. Они очень нежно друг к другу относились, в каком-то смысле чувствовали себя одним целым. Вот что папа пишет маме в 1954 году с Сахалина:

Эльдар Рязанов с женой
«Родители до конца сохранили хорошие, дружеские отношения. Они не потеряли друг друга из вида, хотя и у отца, и у мамы наладилась прекрасная новая личная жизнь» На семейном торжестве. Москва, 1973 г.
Фото: Facebook*.com
Юрий Яковлев, Юрий Белов и Михаил Орлов в фильме «Гусарская баллада». 1962 г.
«Время от времени папа брал меня на съемки. На «Гусарской балладе» на меня надели гусарский костюм, учили скакать на лошади», — рассказывает дочь Эльдара Рязанова Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Юрий Белов и Михаил Орлов в фильме «Гусарская баллада». 1962 г.
Фото: FOTODOM.RU

«Здравствуй, любимая, родная! Через два дня будет четыре года, как мы с тобой в один прекрасный солнечный день пошли в загс, а мальчишки у входа бросали вверх шапки. Приятно здесь вспомнить эти дни, черт побери!!! Меня очень радует, что и через четыре года я люблю тебя очень и очень. Может быть, немножко по-другому, чем тогда, но за эти годы ты стала еще ближе, дороже и роднее. Я считаю, что у нас, конечно, очень здорово получилось, что у нас с тобой есть не только любовь, но и дружба, и общая работа, и главное — наша дочь. И вообще, ты мне очень и очень дорога, моя милая, замечательная Фомка».

— Общая работа? То есть Эльдар Александрович советовался с вашей мамой по творческим вопросам?

Ольга: Постоянно. Во всех письмах отец описывает эпизоды, которые они сняли или планируют снять. И советуется, как это лучше сделать. А потом отправлял пленку в Москву, здесь ее проявляли, и мама отсматривала материал. После чего писала папе, чего не хватает, что нужно переделать. Иногда ругала его за перерасход пленки, а папа оправдывался, что был слишком красивый восход — просто невозможно было не снимать… Он был ей очень благодарен за профессиональную помощь. В ответ на один из таких маминых профессиональных разборов папа ей пишет: «Ты у меня просто золото. Только сейчас я понимаю, как выгодно я женился. Расчетливый я все-таки парень, а? Этого у меня не отнимешь! Еще в 50-м году я смотрел далеко вперед, и, кажется, не ошибся. Спасибо тебе, дорогуха». Мама имела на папу огромное влияние. И когда он стал режиссером художественных фильмов, папа продолжал обсуждать с ней профессиональные вопросы. Кстати, он долго отказывался снимать свой первый игровой фильм — «Карнавальную ночь». Пырьев его прак­тически заставил! Приказал сдать путевку в дом отдыха, и ехать в Дом творчества в Болшево работать над сценарием. Мама тоже со своей стороны уговаривала отца взяться за этот фильм. Съемки шли очень тяжело. Проблем масса, ведь папа был молодой, начинающий режиссер. Он не укладывался в сроки, в смету, у него был перерасход пленки. На художественных советах гнобили материал, который он показывал. И однажды папа пришел домой, бросился на диван и сказал маме: «Я никогда тебя не прощу, что ты уговорила меня снимать «Карнавальную ночь»!»

Эльдар Рязанов с Алигьеро Носкезе и Андреем Мироновым на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.
«В Италии группе не позволяли ставить камеру на мостовую — за это полагалось платить отдельно. Все эпизоды надо было снимать с машины. И папа устроил сидячую забастовку — не брился, сидел в номере, его было не сдвинуть» Эльдар Рязанов с Алигьеро Носкезе и Андреем Мироновым на съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.
Фото: FOTODOM.RU

Дмитрий: Дедушка говорил, что пока не начал снимать художественные фильмы, был довольно мягким человеком. Трансформация в жесткого режиссера началась именно там — на съемках «Карнавальной ночи». Как-то был случай: он к началу смены опоздал и увидел, с каким укором на него все смотрят. После этого не опаздывал никуда и никогда. И от своей съемочной группы всегда требовал то же самое. И еще на «Карнавальной ночи» был случай, когда дедушка отлучился к руководству, а вернувшись, увидел, что оператор снимает без него следующую сцену. Тогда он жестко приказал снятые кадры не проявлять. И начал снимать эпизод заново, дав понять, что на картине главный именно он.

— Ольга, а вас отец к съемкам как-то привлекал?

Ольга: Мы жили в «мосфильмовском» доме и очень часто ходили с мамой на студию смотреть отснятый материал и пробы. А фотопробы разных актеров папа всегда приносил домой. Я очень хорошо помню некоторые снимки. Особенно фотографии Евтушенко и Высоцкого в гриме Сирано де Бержерака. Папа хотел снимать этот фильм, но не получилось. Конечно, время от времени он брал меня и на сами съемки. На «Гусарской балладе» на меня надели гусарский костюм, учили скакать на лошади. Костюм гусарский мне потом очень пригодился на школьном новогоднем маскараде: мне его для этого случая выдали на один вечер со студии. Все были в полном отпаде! Позже я снялась в паре эпизодов в папином фильме «Старики-разбойники». Играла дочь героя Евстигнеева. После этого стало совершенно ясно: быть актрисой — не моя история, подчиняться режиссеру — не в моем характере. Мне гораздо больше нравилось наблюдать за съемками. Я видела, как отец снимал многие картины — и «Берегись автомобиля», и «Жестокий романс», и «Невероятные приключения итальянцев в России», и многие другие.

Юрий Белов и Людмила Гурченко  в фильме «Карнавальная ночь». 1956 г.
«Съемки «Карнавальной ночи» шли очень тяжело. И однажды папа пришел домой, бросился на диван и сказал маме: «Я никогда тебя не прощу, что ты уговорила меня снимать этот фильм!» Юрий Белов и Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». 1956 г.

— И в Италию на съемки «Италь­янцев...» ездили?

Ольга: Нет, конечно! Там у отца вообще были довольно скромные бюджеты. Итальянцы экономили на всем. Костюмы — отрепья, гостиница — низший класс. А ведь в России итальянцев принимали по самому высокому разряду! Еще папа рассказывал, что в Италии им не позволяли ставить камеру на мостовую — за это полагалось платить отдельно. То есть все эпизоды надо было снимать с машины. В общем, обнаружив все это, папа просто отказался выходить в первый съемочный день на площадку. Устроил сидячую забастовку — не брился, сидел в номере, его было не сдвинуть. Когда он вернулся в Москву и все это рассказал, я пошутила: «Ты бы лучше объявил голодовку, а не забастовку. Заодно бы похудел». Вообще, полнота была его больным местом. Периодически папа проводил целые кампании по похудению. Потом обратно полнел. Он обожал вкусно поесть. Обожал швейцарский сыр — дорогой, по три девяносто. Мы специально ездили за ним в знаменитый сырный магазин на Ломоносовском проспекте. Мы называли папу оптовиком. У него был знакомый директор гастронома, где он закупался. И те продукты, которые могли храниться долго, папа брал в огромном количестве. Как-то на долгие годы вперед он закупил французский ликер.

— А что Эльдар Александрович привозил из-за границы?

Ольга: Шмотки. И всегда попадал в наши с мамой размеры. У него был идеальный вкус. А еще он привозил книги. Причем запрещенные: всего Солженицына, Замятина, Оруэлла, На­дежду Мандельштам, Владимова, «Док­тора Живаго» Пастернака. Рисковал папа серьезно. Если бы у него обнаружили эти книги, он просто на нары мог загреметь. У нас дома в шкафу была отдельная полка для запрещенной литературы — за непрозрачными дверцами, запиравшаяся на ключ. Причем замок специально с этой целью врезали. А ключ куда-то прятался. Еще отец покупал за границей много всяких интересных вещей для интерьера — любил украшать дом. Привозил всегда технику: магнитофоны, проигрыватели — в Советском Союзе с этим было совсем туго. Однажды они поехали за границу вместе с мамой. Это была поездка в начале 60-х годов от Союза кинематографистов. В туристическую группу входило много известных людей: Алов, Наумов, Столпер. Мама была единственной женщиной в этой поездке. Родителей выпустили вдвоем из страны, потому что в СССР у них оставался заложник — я. Знаю, во Франции они всей компанией ходили в первый раз в жизни на стриптиз. И потом, как партизаны, никому об этом не рассказывали.

Эльдар Рязанов с Андреем Мягковым и Никитой Михалковым на съемках фильма «Жестокий романс». 1984 г.
«Быть актрисой — не моя история. Мне гораздо больше нравилось наблюдать за съемками. Я видела, как отец снимал многие картины — и «Берегись автомобиля», и «Жестокий романс», и многие другие» Эльдар Рязанов с Андреем Мягковым и Никитой Михалковым на съемках фильма «Жестокий романс». 1984 г.
Фото: Николай Малышев/ТАСС

— Каким Эльдар Александрович был отцом?

Ольга: Папа всю жизнь обращался ко мне «ребенок» или «малыш». Поначалу я это воспринимала как должное. Но когда стала взрослой, мне это очень грело душу, такое обращение было очень приятно. Отношения у нас всегда были дружеские, доверительные. Как-то, когда мне было лет четырнадцать, у нас собрались гости. И я изъявила желание водки выпить. Мама пришла в ужас. Но папа налил и сказал: «Пусть лучше пьет дома, чем в подворотне». Ну, я выпила. И ничего, жива осталась… Папа никогда не вел себя назидательно, он просто всегда был рядом. Мы часто ходили в музеи — в Пушкинский, в Третьяковку. Катались на лыжах, на коньках, играли в пинг-понг — папа приобщал меня к спорту, да и сам был очень сильным и спортивным… Разве что водные лыжи так и не смог освоить. Хотя в Пицунде, где мы каждый год отдыхали семьей в Доме творчества, Микаэл Таривердиев как-то раз взялся его учить. Ничего из этой затеи не вышло. Зато я этот вид спорта, в отличие от отца, освоила моментально и полюбила на долгие годы. Мы часто вместе путешествовали. Когда мне было шестнадцать, родители повезли меня на машине в Ленинград. Поселились в гостинице «Европейская». И там же жил Марсель Марсо, гастролировавший в это время в Советском Союзе. Мы с ним познакомились и были приглашены на его представление. При знакомстве Марсель Марсо взял мою руку, поцеловал и сказал: «Мадемуазель…» Помню, как я растаяла от такого обращения… Это вообще была замечательная поездка: Петергоф, Царское Село, дворцы, музеи…

Василий Ливанов, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников и Никита Михалков во время съемки «Кинопанорамы» на ММКФ. 1981 г.
Василий Ливанов, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников и Никита Михалков во время съемки «Кинопанорамы» на ММКФ. 1981 г.
Фото: Анатолий Рухадзе /ТАСС

— Это ведь было еще до развода ваших родителей?

Ольга: Они расстались в середине семидесятых. Папа очень болезненно переживал расставание и развод с моей мамой. В последнем письме, которое он написал ей, была фраза: «Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу». Они были очень близкими людьми, друзьями и единомышленниками. Но так уж получилось, что жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь. При этом они до конца сохранили хорошие, дружеские отношения. И всегда подолгу разговаривали по телефону. Они не потеряли друг друга из вида, хотя и у отца, и у мамы наладилась прекрасная новая личная жизнь. Мама была хороша собой, с прекрасным легким характером, она очень нравилась мужчинам. Так что она не осталась одинокой после развода: встретила человека, которого полюбила и который полюбил ее… Кстати, у меня с ним до сих пор замечательные отношения. Самодостаточная и талантливая, она жила полной жизнью: снимала фильмы про Пастернака, Шпаликова, Мельникова, сюжеты для разных киножурналов… Так что обиды на отца она не держала.

— Дмитрий, а каким Рязанов был дедушкой?

Дмитрий: Он переживал за меня, еще когда я не появился на свет. Мне много раз рассказывали историю про то, как мама присутствовала на вечере в Доме кино, посвященном 60-летию дедушки, будучи глубоко беременной, и очень там смеялась. Дедушка весь вечер боялся, как бы я не появился на свет прямо там, и поэтому не пустил маму на последующий банкет, лишив ее законного куска осетрины. Времена были жутко дефицитные, 87-й год, она потом это дедушке неоднократно припоминала.

Эльдар Рязанов с дочерью и внуком
Ольга Рязанова: «Папа всю жизнь обращался ко мне «ребенок» или «малыш». Когда стала взрослой, мне это очень грело душу» С папой и сыном Дмитрием на даче. 2006 г.
Фото: Facebook*.com

Ольга: Митя родился через три дня после того торжества. Для отца рождение внука было огромной радостью. Папа очень часто приезжал к нам. Снимал все время внука на видео. У папы была видеокамера — огромная, тяжелая, с гигантским аккумулятором. Но у большинства и таких не было. В то время не было даже памперсов, и папа привозил их нам из-за границы, а еще суперкрасивую детскую одежду, соски — все, что надо для ребенка.

— Дмитрий, вам сейчас 29 лет, столько же, сколько было вашему деду, когда он снял «Карнавальную ночь». Вы сами — редактор новостей на канале «Россия 24», книги пишете. Показывали их деду?

Дмитрий: Когда мне было 15 лет, я стал пробовать писать какие-то литературные произведения в жанре фэнтези. Дедушка прочитал мою первую повесть, после чего позвал меня к себе на дачу, чтобы дать мастер-класс. Причем он общался со мной, как со взрослым автором, без скидок на возраст и на родственную связь. При этом все корректно, чтобы не ущемить подростковое эго. Жанр, в котором я писал, был ему совершенно не близок, но для того, чтобы лучше разбираться, он прочитал первого «Гарри Поттера» и посмотрел первого «Властелина колец». Но это его не увлекло. В итоге я показал дедушке две повести. Но позже, написав более крупное произведение — «Наследница проклятого рода», не стал ему давать. Не хотелось, чтобы дедушка тратил свои силы и время на чтение, которое ему не близко по жанру…

Когда мне было лет десять, он подарил мне очень большого воздушного змея, и мы его вместе запускали. Помню, ветер был сильный, и змей носился по небу очень эффектно. Еще мы с дедушкой плавали на его лодке с мотором на Валдае. Высаживались на остров, где монастырь стоит. Дедушку по-прежнему тянуло к водной стихии… Еще мы ходили вместе за грибами — на даче, в поселке писателей. От него я знаю, что, когда мама была ребенком, они вставали в четыре утра и шли достаточно далеко в дубовую рощу за белыми грибами. Со мной уже такого не было. Мы гуляли поблизости от дачи с дедушкиной собакой Чонкиным — очень суровым на вид, но на самом деле добрым зверем. Как-то раз не­уклюжий Чонкин свалился в строительный котлован. Дедушке пришлось ложиться на край этого котлована и вытаскивать его оттуда за передние лапы. Вид у них обоих после этого приключения был впечатляющий…

Эльдар Рязанов
«Он был очень открытый и жизнерадостный человек, умевший находить общий язык с кем угодно. В личной жизни Рязанов был очень счастлив и говорил, что ему повезло с тремя его женами, как и им с ним» В своем загородном доме в поселке писателей. 1988 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Дед очень любил дачу и все, что с ней связано. И много сил уделял ее благоустройству. Там постоянно что-то строилось, ремонтировалось, переделывалось, украшалось. В дедушке, видимо, погиб дизайнер интерьеров. Например, он придумал очень уютное крыльцо, где можно прекрасно сидеть даже в сильный дождь и непогоду. Там стоит кресло-качалка, в котором он сам часто сидел. Преимущественно именно на крыльце в последнее время и происходило наше с дедом общение… Он был очень открытый и жизнерадостный человек, умевший находить общий язык с кем угодно. Его все обожали, в том числе и женщины. Помнится, я попросил однажды у дедушки два билета на церемонию «Ника», чтобы сходить туда с девушкой. И он сказал: «Ну, ты с девушкой-то осторожно, а то еще отобью». В личной жизни он был очень счастлив и говорил, что ему повезло с тремя его женами, как и им с ним.

— В новогодние праздники на всех каналах вот уже много лет идут фильмы Эльдара Рязанова…

Ольга: Помню, как в 76-м, буквально на следующий день после премьеры фильма «Ирония судьбы...», 2 января на студию мешками стали приносить письма со всей страны. Мы читали эти письма, а в них один восторг. Ни одного отрицательного отзыва. На папу обрушилась лавина любви и благодарности. Как же он был тогда счастлив и по-детски удивлен!

Прошло так много лет. А вся страна встречает Новый год с его фильмами. И когда я сама режу новогодние салаты, у меня фоном идут эти фильмы.

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп с 19 марта по 4 апреля
«В китайской метафизике вторая часть марта 2024 года является очень противоречивым периодом, который «просит» нас быть тише, но «заставляет» быть громче. На самом деле это время большой проверочной работы над собой. Все обстоятельства заставляют нас проявлять грубую силу, а их большой замысел в том, чтобы открыть свое сердце и дать себе стать собой, при этом быть сильным, быть услышанным, быть заметным в легкости и простоте», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог