Поначалу парень хотел стать военным моряком, но он неплохо рисовал и по совету дяди скульптора поступил в архитектурную школу при Датской Королевской академии искусств. Уже первые его самостоятельные работы — проект концертного зала для Копенгагена, отмеченный, кстати, Малой золотой медалью, и вариант восстановления Хрустального дворца в Лондоне, шедевра Викторианской эпохи, — удивляли самобытностью. Однако смелые идеи так и остались на бумаге. «Поэтично и вдохновенно, но больше похоже на мечту, чем на реальность», — заметил один из британских архитекторов.
В 1949 году Йорн получил грант, позволивший ему с женой Лис отправиться в длительное турне по США и Мексике. Особенно датчанина поразили древние пирамиды майя, ацтеков и тольтеков, которые в дальнейшем повлияли на его творчество.
...Австралийцы были очарованы и проектом — строительство Оперы объявили делом государственной важности, и его автором — высоким голубоглазым викингом с необычным скандинавским выговором. Утсон собрал команду талантливых конструкторов, инженеров и акустиков. «Мы провели вместе семь абсолютно счастливых лет и были словно джазовый оркестр — каждый точно знал, что от него требуется», — вспоминал соратник Утсона Йон Лундберг.