Людмила Чурсина: «Говорили, что я получила звание, танцуя перед Политбюро на столе»

Эксклюзивное интервью знаменитой актрисы.
Людмила Чурсина и Артур Экис
Людмила Чурсина и Артур Экис в фильме «Приваловские миллионы». 1972 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Рассказывали, что якобы я в перерыве проникла в помещение, где работало Политбюро. А когда они вернулись, увидели меня танцующей на столе. Вот за танцы на столе, мол, я и стала самой молодой народной артисткой», — говорит Людмила Чурсина.

— Людмила Алексеевна, еще студенткой Щукинского училища вы начали сниматься в кино, и сразу в замечательном фильме — «Когда деревья были большими»…

— Ассистенты пришли к нам в институт и увидели меня — девицу с длинной русой косой. Пригласили на киностудию. Я приехала. Там было еще несколько молодых актрис. Помню, как мы посматривали друг на друга — как на соперниц. А зря — нас пригласили на разные роли. Мне досталась Зойка. Режиссер Лев Александрович Кулиджанов самое важное о ней мне сразу объяснил: «Людмила, твоя Зойка должна быть королевой местного значения. Давай чуть-чуть подсветлим тебе волосы». Предполагалось, что мне сделают модную тогда халу светлого овсяного оттенка. Отправили к гримеру. А тогда какие краски были? Пергидроль. 

Гример спрашивает: «Красилась когда-нибудь?» Я говорю: «Нет, что вы!» — «Значит, так, будет щипать, будет неприятно, но терпи». Был он немного выпивший. Намазал меня пергидролью и говорит: «Сиди жди, я скоро приду», — и ушел куда-то, как потом выяснилось — играть в домино. Я сижу, слезами обливаюсь, на голове все шипит, все скрипит. Но мне же сказали: «Терпи!» — я и слушаюсь. Гример вспомнил обо мне через час. Прибежал, схватил меня и давай в раковине отмывать. В ней половина волос и осталась. В результате на площадке мне какие-то накладочки делали, как-то исхитрялись. Ну а волосы у меня потом отросли, но абсолютно другой структуры и цвета. Так и осталось на всю жизнь…

— Так что, получается, воспоминания о тех съемках у вас грустные?

— Да нет, даже эта неприятность не испортила нашу прекрасную экспедицию. Компания подобралась отличная: Инна Гулая, Леня Куравлев, Василий Шукшин, Юрий Никулин. Все мы жили в небольшом подмосковном селе Мамонтово на берегу реки. Распределили нас по избам. Нас с Инной Гулаей поселили на краю села. Когда мы вошли в дом, удивились: икон много, во всю стену… Мы часто всей группой собирались за столом в большой избе, которая служила нам репетиционной. Юрий Никулин всегда был центром наших застолий. Невероятные истории, анекдоты — это все он. Его и местные жители обожали, особенно дети. Он их смешил и играл с ними. Удивительно, что Кулиджанов выбрал на роль именно его. Увидел он Никулина в цирке и понял — клоун идеально подходит на драматическую роль. 

Людмила Чурсина
«Как и многие другие актрисы тогда, я постоянно худела. Чтобы достичь нужной стройности, бывало, мы и лимоны ели до отравления…» В фильме «Собственное мнение». 1977 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

В Никулине сочеталась и незащищенность, и трогательность, и хитрость — в общем, все, что было нужно. У Кулиджанова всегда выбор актеров был неожиданный, но самый точный. Актеров он понимал! Юная Инна Гулая с ним даже спорила, и мастер к ней прислушивался. Допустим, Кулиджанов хотел, чтобы при встрече с отцом у нее была летящая походка, как будто она не бежит, а летит над землей. А Инна настаивала, что не побежит, а, наоборот, будет идти тяжело, косолапя ноги. И он согласился попробовать, и именно ее версия вошла в картину. Ведь такая реакция органична для Инны. Она была интроверт, по-особенному слушала, по-особенному смеялась, чуть-чуть приподнимая угловатые плечи…

— Вы с ней после съемок общались?

— После съемок у каждого началась своя жизнь. И вот прошло несколько лет. Я снималась в Сочи. Однажды мне в гостиничный номер среди ночи звонит администратор: «Людмила, к вам пришла какая-то женщина». Я спустилась. Смотрю, стоит Инна. Узнать ее было сложно. Не очень трезвая, она что-то бормотала, бормотала… Спросила: «Я могу у тебя переночевать?» Я говорю: «Инна, у меня номер крохотный, там только одна кровать, и мне завтра в восемь часов на съемку. Давай я договорюсь, и тебе здесь раскладушку поставят». С администратором я договорилась — ей дали подушку, матрас. И тут Инна спрашивает: «А у тебя ничего выпить нет?» — «Ты знаешь, Инночка, нет». Она улыбнулась как-то криво… Чувствовалась в ней обреченность. Инна погибла: то ли специально, то ли случайно выпила слишком много снотворного…

— Да, очень грустная история — так рано оборвалась жизнь… Тем временем вы активно снимались, и у вас пошли уже главные роли. Вы много играли у режиссера Владимира Фетина, который стал вашим первым мужем...

— Мы познакомились на съемках «Донской повести». Я уже заканчивала институт, и тут меня пригласили на пробы на «Ленфильм». Сценарий был интересный, я поехала. Но только после той пробы долгое время — тишина. Я уже и думать забыла про этот фильм, и вдруг приходит телеграмма: «Приезжайте в станицу Раздорская участвовать в съемках фильма «Донская повесть», роль Дарьи». Ну, я подумала, все, у меня — главная роль! Я — героиня! И по дурости и глупости я решила себя соответствующим образом оформить — явилась на съемки в короткой юбке, на высоченных каблуках. До Ростова-на-Дону я летела на самолете, а оттуда добиралась на «метеоре», это кораблик такой. И вот выхожу я на берег в станице Раздорская. 

Людмила Чурсина с Арменом Джигарханяном
«На кинофестивале в Испании за фильм «Журавушка» я получила премию из рук Одри Хепберн. Так волновалась, что ее практически не разглядела, все было как в тумане» С Арменом Джигарханяном в фильме «Журавушка». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Старая пристань, никого нет. Жара — градусов сорок. И разбитая дорога круто вверх идет. А у меня — тяжеленный чемодан (никаких колесиков на чемоданах тогда не было, я бы дала Нобелевскую премию тому, кто их придумал). Ну что делать, потащила его наверх. Несколько шагов сделала — и все, каблук сломался, прическа набок съехала. Выглядела я чудовищно. И тут навстречу идут Фетин и Евгений Павлович Леонов. Режиссера-то я лично знала, а Леонова — только по «Полосатому рейсу». Он оказался ростом мне по плечо. Леонов посмотрел на меня и сказал: «Да как же я с этой длинной жерделой сниматься буду?» Я огрызнулась: «Как там вас зовут? Если нам предстоит вместе работать и вам захочется быть со мной одного роста, закажите себе скамеечку».

Меня проводили в первый двор, недалеко от пристани. Там я и поселилась. Вечером за мной пришла ассистентка, говорит: «Вас режиссер Владимир Александрович ждет». И тут он меня огорошил: «В общем-то, тебя не утвердили. Мы тебя вызвали с условием испытательного срока. Даем тебе дней восемь-девять. Во-первых, нужно набрать вес для дородности. Во-вторых, что-то ты не по-станичному одета, артистка. Если не обабишься, ничего не получится. Так что надень костюм своей героини и с ним не расставайся. Никакой обуви, маникюра, духов. Чтобы все было натуральное!»

Действительно, на свою героиню я была похожа мало. Дарья — дородная баба. А я, как и многие другие актрисы тогда, постоянно «под Юлию Борисову» худела (чтобы достичь нужной стройности, бывало, мы и лимоны ели до отравления)… И вот костюмер выдала мне длинную юбку, казачью кофточку, платок. И началась новая жизнь. Я бегала босиком. И за неделю набрала килограммов шесть. Потому что станица была зажиточная. В столовой шмат мяса — натуральный, сметана — ложка стоит. Я ела в три горла. Даже по ночам вставала — и в сарай, где хранились огромные спелые помидоры, а на окне стояла крупная соль. Я помидор в соль шмякну и ем…

Людмила Чурсина
В фильме «Помнить или забыть». 1981 г.
Фото: LEGION-MEDIA
Элизабет Тэйлор
«На фотографиях и на экране Тэйлор всегда была королевой. А вот в жизни у нее оказались кургузые ручки, короткие ножки, а шея, кажется, вообще отсутствовала» Элизабет Тэйлор. 1950-е гг.
Фото: LEGION-MEDIA

В общем, меня назад в Москву не отослали. Стали мы потихонечку репетировать с Леоновым какие-то сцены. Кстати, для съемок действительно понадобилась скамейка. Помню, в какой-то момент она потерялась, и Евгений Павлович бегал, искал: «Где мои костыли?! Мне без них не достать эту дылду!» А однажды он решил, что можно сделать и наоборот. Мы отрепетировали сцену у плетня, я ушла гримироваться. Возвращаюсь и вижу, что на моем месте копают яму. Говорю: «А что вы делаете? Я же здесь стоять должна». — «Леонов сказал копать». Тут он и сам идет: «Ты будешь стоять в яме, мне надоело на скамейке шататься». Евгений Павлович был трогательный… Ведь его тоже не утверждали на эту роль. Его герой Яков Шибалок — фигура трагическая. А Леонов за три года до этого в «Полосатом рейсе» всем демонстрировал свою упитанную задницу в пене. Но Владимир Александрович Фетин в работе был бескомпромиссен и худсовету сказал: либо Леонов, либо никто. На эту роль ему нужен был особый актер, который пронзительно и точно сыграет в сцене расстрела любимой женщины. А еще на съемках «Полосатого рейса» Фетин убедился, насколько Леонов добрый и чувствительный. Евгений Павлович часто там рассказывал про своего сына Андрея, по которому очень скучал. И у него от чувств слезы на глаза наворачивались. Вот эти слезы были важны для Фетина!

Фильм «Донская повесть» много мне дал. С ним мы потом ездили по разным международным фестивалям, и везде нас принимали очень тепло. Одной из первых поездок была в Нью-Дели, оттуда мы прокатились по маршруту Калькутта, Мадрас, Бомбей. Там как-то прознали про то, что мы с Фетиным собрались пожениться. И предложили сыграть свадьбу в Непале. Я уже воображала себя на слоне в ожерелье из цветов. Но советский посол сказал: «Ребята, лучше не надо». Еще мы в Индии познакомились с Раджем Капуром. Я ему подарила вышиванку, а он мне — сари. Помню, как он открывал один за другим шкафы в своей огромной костюмерной, чтобы я сама выбрала подарок. Я взяла одно белое сари, другое голубое из натурального шелка с серебром. Так они до сих пор у меня и лежат. Потом были и другие фильмы, с которыми я выезжала за рубеж. Я много ездила с «Журавушкой», за которую в Сан-Себастьяне получила премию из рук Одри Хепберн. Я так волновалась, что ее практически не разглядела, все было как в тумане.

Людмила Чурсина
В фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 1976 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— Вы ведь не раз с западными звездами встречались? С кем еще?

— Однажды меня познакомили с Элизабет Тэйлор. Это было в Питере (тогда еще Ленинграде). Туда зашла американская эскадра, и на ней устроили обед в честь Тэйлор. Там были дети, с которыми она снималась в «Синей птице». И директор студии пригласила меня с собой на американский корабль. Тэйлор долго не было, и я уже даже стала возмущаться, что я тоже вообще-то звезда, почему я должна ждать! И вот она наконец приехала со своим чичисбеем (в средневековой Италии — постоянный спутник замужней женщины, сопровождающий ее в общественных местах, он же часто — ее любовник. — Прим. ред.) 

Тэйлор явно была не в духе. Мы сидели визави, но ей на меня было наплевать. А вот мне было интересно, и я ее рассмотрела. У нее левый и правый профили — совершенно разные. Один — роковой женщины, а другой — озорной девчонки. Потом мы вышли на палубу, где выстроилась вся команда моряков. И меня поразило, как у Тэйлор все отработано! Она шла и красиво улыбалась, и параллельно шипела что-то на ухо своему чичисбею. А когда фотограф нацелил на нее объектив — мгновенно приняла самую выгодную позу. На фотографиях и на экране Тэйлор всегда была королевой. А вот в жизни у нее оказались кургузые ручки, короткие ножки, а шея, кажется, вообще отсутствовала.

— Я понимаю американцев, которые вас приглашали в Голливуд и обещали съемки в 15 фильмах. Вы и сейчас прекрасно выглядите, а тогда тем более не нужны были никакие ухищрения, чтобы сделать из вас звезду.

— Да, но сниматься в Голливуде мне не позволили… Лет через двадцать я все-таки поехала в США. Но не сниматься. Просто в конце 80-х шли переговоры о том, чтобы создать АСК — американо-советскую киноинициативу. Ее целью было преодолеть стереотипы, чтобы русских перестали показывать в американском кино какими-то идиотами, ну и наоборот. Переводчиком у советской делегации на самых ответственных мероприятиях был Владимир Познер. Помню, как мы встречались с представителями гильдии режиссеров в той академии, где премии «Оскар» распределяют. Каждому советскому режиссеру, попавшему в делегацию, было разрешено взять по две бобины с лучшими сценами из своих фильмов. И вот они их там показали. 

Людмила Чурсина с  Виктором Чекмаревым и Евгением Весником
«Чисто по-человечески я не всех партнеров любила. Бывали не очень приятные моменты. Но это же нормально, мы и не обязаны друг друга любить. Я тоже не всем нравилась» С Виктором Чекмаревым и Евгением Весником в фильме «Угрюм-река». 1968 г.
Фото: FOTODOM.RU

После просмотра повисла пауза. И американцы сказали: «Ребята, у вас гениальные операторы, у вас потрясающие актеры». Из Америки мы привезли ценную вещь — актерский устав Голливуда, огромный такой талмуд, где все прописано, каждый вдох и каждый выдох. Я попросила эту книгу у американцев. Сказала: «У нас сейчас формируется Гильдия актеров советского кино, и мы бы хотели позаимствовать ваш опыт, чтобы не проходить какие-то ненужные этапы, которые ваша гильдия давно прошла». Этот голливудский устав я принесла Жарикову, который тогда руководил гильдией актеров. Говорю: «Вот единственная книга, которую стоит изучить. Отдайте ее на перевод». Вы думаете, кто-нибудь в России открыл этот устав? Нет, мы же всегда идем своим путем.

— Знаю, что в одну из своих поездок во времена железного занавеса вы участвовали в одной практически детективной истории. Помогали сыну актера Игоря Дмитриева, который с вами снимался в нескольких картинах, сбежать в США...

— Сын Дмитриева, Алексей, — архитектор, и он проходил стажировку в США. А когда настало время возвращаться в СССР, он решил остаться. История у него была какая-то сложная. Леша каким-то образом нашел меня в Индии, где я была на очередном кинофестивале. Помню, как нервно он оглядывался, когда пришел ко мне в гостиницу. Там в коридоре всегда дежурили люди из КГБ. Леша нервничал, потому что считал: эти люди хотят его перехватить. Он сказал, что ему нужно несколько часов пересидеть, а потом ему помогут вылететь в США. Я сказала: «Леша, я сейчас уйду: у меня встречи, приемы. А тебя здесь закрою. Ключ сдавать не буду. Ты располагайся, ешь фрукты. А вечером я вернусь и помогу тебе потихонечку отсюда выбраться». И вот я выхожу из номера и вижу, что в конце коридора маячит один из «этих». 

Обращаюсь к нему: «Ой, вы мне не поможете…» В общем, что-то я ему наболтала и увела с этажа. А то ну мало ли что, вдруг поймет, что в номере кто-то есть. Вернулась я в двенадцатом часу ночи, в это время как раз возле гостиницы было много автобусов. Кто-то заселялся, вещи заносил. В этой суете легко было затеряться. Я сказала: «Леш, я пойду впереди, ты за мной, если увижу «этих», сигнал подам, покашляю. Но все обошлось. Когда я вернулась на родину, нашла Игоря Дмитриева и все ему рассказала. Судьба Алексея сложилась хорошо. В США он известный архитектор.

Людмила Чурсина
В фильме «Олеся». 1970 г.
Фото: LEGION-MEDIA

— Про вас же тоже говорили, что вы эмигрировали.

— Обо мне каких только нелепых слухов не ходило. Знаете, что говорили, когда я в 28 лет народную получила? (Людмила Чурсина стала самой молодой народной артисткой РСФСР, минуя звание заслуженной. — Прим. ред.) Якобы в перерыве я проникла в помещение, где работало Политбюро. А когда они вернулись, увидели меня танцующей на столе. Вот за танцы на столе, мол, я и стала самой молодой народной…

— Не жалеете, что так и не поработали в Голливуде?

— Как-то в Америке, на просмотре в Кино­академии, ко мне подошел известный продюсер и говорит: «Людмила, у вас бы совсем по-другому сложилась жизнь, если бы вы в свое время приехали в США». Я ответила: «А вы знаете, меня вполне устраивает, как она сложилась». Я же сыграла в прекрасных фильмах: «Олеся», «Угрюм-река», «Виринея», «Любовь Яровая» и других.

— Правда ли, что могли сыграть и в «Сладкой женщине», которую снимал Владимир Фетин?

— Могла. Мы уже были в разводе, но Володя хотел меня снимать. Я отказалась и предложила ему Наташу Гундареву. Потому что себя я не видела в роли «сладкой женщины». А Наташу я знала по фильму «Осень» Андрея Смирнова: свежая, манкая. Володя посмотрел «Осень» и со мной согласился. Слава богу, что в итоге у него сыграла Гундарева! Ведь замечательно сыграла!

— Да, удивительные были актеры в советском кинематографе. Со многими вы работали вместе…

— С партнерами мне повезло: Леонов, Новиков, Мордюкова, Адомайтис, Гурченко, Лавров, Копелян, Стржельчик, Епифанцев… Чисто по человечески я не всех их любила. Бывали не очень приятные моменты. Но это же нормально, мы и не обязаны друг друга любить, меня тоже кто-то не любил. Например, я не терплю, просто до потолка взвиваюсь, когда на съемочную площадку приходят с перегаром, особенно если мне с этим человеком предстоит играть лирическую сцену. Так было несколько раз с Георгием Епифанцевым, с которым мы снимались в «Угрюм-реке». Георгий исчезал дня на три, потом возвращался в сложном состоянии… Но в результате у него получилась очень сильная роль. Епифанцева природа щедро одарила фактурой: стать, голос, а какие руки у него были огромные! 

Людмила Чурсина
«В Америке, на просмотре в Киноакадемии, ко мне подошел известный продюсер и говорит: «Людмила, у вас бы совсем по-другому сложилась жизнь, если бы вы в свое время приехали в США». Я ответила: «А вы знаете, меня вполне устраивает, как она сложилась» 1969 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

После его ухода мы встречались с его женой, и она подарила мне невероятную картину, которую он создал из незабудок и анютиных глазок. Я и не знала, что он такое мог сделать своими огромными руками. Удивительно, как в одном человеке все уживалось... «Угрюм-река» была его серьезной удачей в кино. И на Таганке он служил, и во МХАТе, все было нормально. Ну а в 90-е годы вся его жизнь посыпалась. Так со многими артистами в то время случалось. Епифанцев стал на рынке торговать, а потом погиб под товарным поездом. Страшно и нелепо. О его герое Прохоре в «Угрюм-реке» говорили: «Начало у тебя хорошее, середка бурная, а конец страшный».

— Действительно, в 90-е годы многие легендарные артисты пропали с экрана. Тот же Баталов, с которым вы снимались в фильме «Досье человека из «Мерседеса». Это был один из его последних фильмов, позже он почти не снимался…

— Баталов сам так решил. Просто как артист почувствовал, что это не его время и не его кинематограф. Но о своем нежелании сниматься в постперестроечном кино он никому не объявлял, в рупор об этом не кричал. Он просто жил совсем другой жизнью, преподавал. А еще был сконцентрированным на доме, на жене и дочери. Я снималась в фильме «Дом на Английской набережной» по сценарию дочери Баталова — Маши. Насколько я понимаю, он этот сценарий к постановке и пробил, нужным людям его читал. Ну а как еще? Это Машин дебют, очень хорошая работа, и вся съемочная группа к ней относилась с большим уважением. А как Баталов успехами дочери гордился!

— Вы, в отличие от многих, сниматься не перестали и в 90-е. Когда пошли сериалы, вы играли в самых успешных, в числе которых «Интерны», «Маргоша», «Закрытая школа».

— Во-первых, я не хотела потерять профессию. Во-вторых, нужно было зарабатывать. Содержать меня некому. И потом, мне очень интересно пробовать себя в новых ситуациях, с новыми, уже сегодняшними актерами. В прошлом году у меня был достойный восьмисерийный фильм «Чисто московские убийства». Я там играю главную роль, что бывает нечасто в моем возрасте. Моя героиня — московская львица, хозяйка лучших салонов красоты. Она очень строгая, ее побаиваются, но уважают, потому что она человек слова и дела. И там, где полиция не хочет докопаться до правды, она берется за дело сама. У фильма был хороший рейтинг, а теперь, возможно, снимут продолжение весной. Еще идут съемки картины «Чудотворная» про общину староверов. Надеюсь, будут и другие роли. Я не собираюсь останавливаться. Мне интересно работать!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог