Александр Михайлов: «Я спросил отца, что произошло у него с мамой? А он заплакал: «Не надо тебе знать, сынок»

«Ефремов долго смотрел оценивающе и молчал, а потом выдал: «Ну… что, претендуешь на героя... У меня...
Александр Михайлов
В фильме «Мужики!..». 1981 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«Ефремов долго смотрел оценивающе и молчал, а потом выдал: «Ну… что, претендуешь на героя... У меня таких пруд пруди. И половина — бездарных…» Я тогда был молод, горяч, резко попрощался: «До свидания, Олег Николаевич!» — и вышел за дверь… Года через два мы с ним случайно встретились в ресторане. Ефремов ко мне подсел: «Так чего ты тогда взбрыкнул? Я же тебя взять хотел!» — рассказывает Александр Михайлов.

— Александр Яковлевич, событий вашей жизни хватило бы на нескольких человек. Артист, который до этого был моряком. У кого еще такая биография!

— Мне было десять, и я как-то увидел у кого-то из друзей замызганный журнал «Огонек», а в нем репродукцию «Девятого вала» Айвазовского, и морская стихия меня захватила. Я так устроен, меня иногда просто переклинивает. Решил стать моряком, дважды сбегал из дома, отправлялся в ленинградское Нахимовское училище без копейки денег, ехал зайцем, даже не представляя всю сложность этой дороги. Меня с поездов ссаживали, отправляли к матери. Когда она поняла, что со мной бороться бесполезно, решила: «Шурка, поедем во Владивосток. Будешь учиться на моряка!» Я окончил семилетку, мы собрали маленький деревянный чемодан с железными уголками да узелок и уехали с насиженного места. Владивосток меня ошеломил энергетикой, яркими красками, необычным холмистым рельефом, опьянил запахом морских водорослей. Я был в состоянии эйфории, и тут удар — я узнал, что в мореходку берут только после восьми классов. Поступил в ремесленное училище, которое находилось на берегу моря — в бухте Диомид. А еще там выдавали тельняшки. Я стал ближе к своей мечте. 

Выпускники училища должны были идти работать на судостроительный завод, но я сбежал в море. Чуть ли не на коленях упросил капитана дизель-электрохода «Ярославль» взять меня на корабль. Так я стал учеником моториста. Потом перешел на дизель-электроход «Курган». Около двух лет ходил по морям — Японскому, Охотскому и Берингову, по другим местам Тихого океана… Счастью моему не было предела. Сначала был в машинном отделении мотористом, потом электриком… У меня уже на руках было направление в высшее мореходное училище, но случилась трагедия. В Охотском море разыгрался шторм восемь баллов, волны были огромные, накрывая палубу, превращались в ледяной панцирь. Четыре сейнера пошли на дно. Но наше судно было больше по тоннажу, чем сейнера, поэтому мы вышли из этого шторма без особых потерь. С нами не было связи, нас уже похоронили. Мама меня встречала на берегу. 

Я спустился с трапа, обнял ее и, увидев легкую проседь в ее волосах, понял, сколько она пережила. Мама сказала: «Шурка, все, море или я». Я подумал, что схитрю — уйду временно с корабля, а потом, когда мать успокоится, снова в океан. Как жить без моря, я не представлял. Списался и устроился на швейную фабрику электромехаником. Коллектив сплошь женский! Зато когда через много-много лет пришлось играть в фильме «Одиноким предоставляется общежитие», мне было легко, ничего не надо было придумывать, предлагаемые обстоятельства знакомы…

Александр Михайлов с Тамарой Семиной
«Я устроился на швейную фабрику электромехаником. Коллектив сплошь женский! Зато в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» мне было легко» С Тамарой Семиной в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». 1983 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Так как же вы стали артистом?

— С актерством меня так же переклинило, как когда-то с морем. Я жил себе на берегу довольно спокойно, ждал, когда смогу снова выйти в море. Общался с товарищами своими, рыбаками-моряками. И вот как-то мы должны были отмечать окончание путины в ресторане «Золотой рог». И в тот же день мне мой друг предложил билет в театр на «Иванова» Чехова. Играли студенты Дальневосточного института искусств. Я пошел только потому, что ресторан находился совсем близко от театра. Думал: посижу первое действие и сбегу. Но произошло что-то невероятное. Я не то что сбежать не смог, просто с места не сдвинулся, пока не закончился спектакль. Сидел в четвертом ряду на семнадцатом месте и впервые за много лет плакал… 

Играли студенты, при этом очень хорошо. Особенно меня поразил доктор Львов — худощавый паренек с горящими глазами. Это был Валера Приемыхов, я с ним позже познакомился и подружился. И вот они играют, а я понимаю, что хочу к ним, к этим ребятам… После спектакля отправился к Амурскому заливу — прощаться с океаном. Для меня открылся удивительный мир — мир театра, и тогда я дал слово, что сделаю все возможное и невозможное, чтобы стать артистом. Просидев всю ночь на берегу моря, наутро я рванул в институт… Там как раз шел дополнительный набор. По сей день благодарен Вере Николаевне Сундуковой, которая взяла меня, 21-летнего дуболома, на свой курс. Я по природе стеснительный человек. Помню, как сидел в институте с другими студентами полукругом, в центре педагог, нужно этюды делать. Для меня выходить и показывать этюды было своеобразной пыткой. Я краснел, потел… Актер должен получать наслаждение, а я зажимался от взглядов. Первые два года никто не верил, что из меня актер выйдет, некоторые педагоги хотели меня отчислить. И только Сундукова верила в меня: «Оставьте его в покое, он есть-пить не просит, стипендию не получает, на занятия ходит. Я в него верю. В нем что-то есть». Я подрабатывал и грузчиком, и дворником, и сторожем. Был дико неуверен в себе. 

В конце второго курса на экзамене по актерскому мастерству я играл отрывок из «Поднятой целины» Шолохова, роль Нагульнова. Материал мне был близок, образ интересен, моя вера в предлагаемые обстоятельства помогала. После этого отрывка произошло чудо. Помню до сих пор, как студенты стоя аплодировали моему Нагульнову. Наверное, тут сказалась и моя боль, и неверие педагогов, и обида, и страстное желание стать актером, несмотря ни на что. Я победил прежде всего себя. Отношение ко мне в корне изменилось. После выпуска из института меня сразу пригласили в краевой драмтеатр имени Горького, и Лев Михайлович Аронов предложил мне роль Раскольникова в «Преступлении и наказании».

Мирослава Михайлова с матерью Оксаной (второй женой Александра Михайлова) и старшая дочь актера Анастасия Михайлова
Мирослава Михайлова с матерью Оксаной (второй женой Александра Михайлова) и старшая дочь актера Анастасия Михайлова
Фото: из личного архива Александра Михайлова

— Но очень скоро вас переманили в Саратов.

— В 1970 году меня туда пригласили. Искали дублера для Олега Янковского, который тогда активно снимался. В Саратове я провел девять с половиной лет, почти все 70-е годы. Прошел провинциальную школу, которая мне очень помогла. С Олегом мы вместе играли пять ролей. Помимо этого у меня были и свои спектакли. Например, за роль Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» по Вампилову я получил приз за лучшую актерскую работу и путевку в Венгрию. Впервые попал за границу… Я очень благодарен Олегу Янковскому. Он был звездой, я часто наблюдал, как он репетирует, следил за его киноработами. Потом и меня уже стали снимать, в том числе и на «Мосфильме». В очередной мой приезд в Москву кто-то сказал Олегу Ефремову про меня. Тот заинтересовался, пригласил на беседу во МХАТ. Я пришел. 

Он долго смотрел оценивающе и молчал, а потом выдал: «Ну… что, претендуешь на героя... У меня таких… пруд пруди. (Длинные паузы.) И половина — бездарных…» Еще что-то сказал, сделал паузу, параллельно попивая чай… Я тогда был молод, горяч, не стал дожидаться продолжения унизительного монолога, резко попрощался: «До свидания, Олег Николаевич!» — и вышел за дверь… Года через два мы с ним случайно встретились в ресторане. Он ко мне подсел: «Так чего ты тогда взбрыкнул? Я же тебя взять хотел!» К тому времени я уже два года служил в Ермоловском театре. Взял меня туда Владимир Алексеевич Андреев, с которым мы дружим до сих пор и даже играем в одном спектакле «Самая большая маленькая драма»…

— А после Ермоловского у вас был Малый театр, в котором вы сыграли множество глубоких ролей, в том числе и роль Ивана Грозного. Но все же любовь зрителей подарил вам кинематограф. Любят Павла Зубова в фильме «Мужики!..» и конечно же Васю Кузякина в картине «Любовь и голуби».

— После фильма «Любовь и голуби» я получал большое количество благодарных писем. В фильме основным генератором был Володя Меньшов. Если бы этот материал снимал не он, ничего бы не получилось. Он заряжал нас всех своей энергией. Володя очень любил актеров. А когда чувствуешь любовь режиссера, это ни с чем не сравнимое ощущение. За Меньшовым мы готовы были в огонь и в воду. Причем в самом прямом смысле. Например, снимали мы отдых в Батуми, вода в ту пору была не теплее 14 градусов. А Люся Гурченко дико боялась холода, постоянно дрожала. И все равно снималась.

Во мне Володя сразу почувствовал связь с деревенской жизнью, именно генетическую связь. Поэтому мне с ним было очень легко. Во многих ролях мне помогали воспоминания детства. Когда в фильме «Любовь и голуби» Вася Кузякин рассказывал дочке про Володю-дурачка, которого убили, я вспоминал, что в моем детстве тоже был знакомый дурачок Даржей из Цугола. Очень добрый и беззащитный, улыбчивый и обаятельный парень. Мы частенько бегали за ним, бросались камешками и кричали: «Даржей, дурачок!» Он улыбался и убегал. А потом исчез. Говорили, что его убили. Я по этому поводу очень переживал…

Владислав
Владислав — сын Оксаны Михайловой
Фото: из личного архива Александра Михайлова
Константин
Сын Александра Михайлова Константин
Фото: Instagram*.com

— Я знаю, что в вашем свидетельстве о рождении указано другое место — поселок Оловянная…

— Просто паспортная система была не отлажена. На самом деле я родился в Цугольском Дацане. Это место с особой энергией, там находятся святые ворота, пройдя через которые ты получаешь духовное право посетить Алханай — святое для буддистов место, которое вторым Тибетом называют… Наш с мамой домик находился в нескольких шагах от старинного буддийского храма, которому сейчас больше 220 лет. До революции в домике, где я родился, была монашеская келья, два на три с половиной метра. Сказать, что жили мы трудно, — ничего не сказать. Голодали. В детстве меня от смерти спасла бурятская женщина Надя — молодая, краснощекая. Она в нашу деревню носила молоко, люди у нее покупали. Как-то она увидела меня, очень худого, сильный ветер меня натурально с ног валил. Пришла к маме: «Стеша, твой Шурка такой худой стал, помрет, однако, скоро. Можно я ему молоко буду приносить, что останется у меня?» И приносила, не беря за это даже денег. Спасибо ей.

— А мама ваша родом откуда?

— Из села Урлок Красночикойского района. Мама моя из старообрядцев, которых называли «семейские», потому что при Екатерине Второй их целыми семьями высылали в Забайкалье. Мои предки шесть с половиной лет обозами с хозяйством, с детьми шли из Центральной России, прежде чем осесть в Забайкалье в глухой тайге. Они построили дом в середине XVIII века. Очень большой, только одних спален больше дюжины. Когда я первый раз туда приехал, увидел от него только фундамент. Невольно слезы навернулись на глаза. А мне кто-то из местных старообрядцев сказал: «Я понимаю, почему ты в таком состоянии. Твоя пуповина здесь зарыта». А я ответил: «Не моя, моей мамы». Он сказал: «Все равно, это корни твои. Твоя кровь». Мама была красавицей с тонкими чертами лица. А рук своих стеснялась, они у нее были с толстыми разбитыми пальцами. Мама ведь очень тяжело работала: на кирпичном заводе, на руднике, на железной дороге, где шпалы таскала. Помню, когда приходила домой, часто брала балалайку и пела. Я помню ее любимую частушку: «Ох, горькая я. Зачем на свет родилась. Была бы я стеклянная — упала б да разбилась»… Потом мы с ней пели «По диким степям Забайкалья», «Липа вековая», «Мальчишечка-разбедняжечка», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина», «Ревела буря, гром гремел», а еще про Ермака и про ямщиков... А иногда мама пела особые песни — старообрядческие, семейские.

Когда мне было лет восемь, мама перебралась из Цугола в поселок Степь, там стояли военные части и можно было найти работу получше. Она работала посудомойкой и прачкой, обстирывала солдат и офицеров. На улице и в доме постоянно висело мокрое белье. Мы жили далеко от школы, и я каждый день ходил туда пешком. А зимой морозы — градусов 40—45. Идешь, и падают комочки — замерзшие воробьи. Ты их за пазуху тулупчика складываешь, приходишь в школу, распахнешь тулуп — и воробьи разлетаются по всему классу. Меня за это выгоняли с урока. Я стоял возле теплой печки, отогревался и был счастливый-счастливый… В Забайкалье много солнечных дней — триста в году. А вот зимой налетит метель, занесет поселок, сугробы по два-три метра. Кто-то откопается первый, откапывает соседа. А потом устанавливается тихая и безветренная погода. Спокойно, солнце, белый дым из печных труб тонкими струйками уносится прямо в небо...

Александр Михайлов
В фильме «Любовь и голуби». 1984 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Вы жили вдвоем с матерью, а кто ваш отец?

— Отца звали Яков Николаевич Баранов. Его собственный отец, мой дед Николай Архипович, был казак, из белогвардейцев. Служил в Семеновском полку. Один из немногих, кто не ушел в Харбин. Он приложил свою руку к моему воспитанию… У отца с матерью семейная жизнь не сложилась, слишком разные характеры. У него мягкий, у нее жесткий. Она так и воспитывала меня довольно жестко, и в то же время я всегда ощущал ее любовь и тепло. Папа работал педагогом в школе ФЗО (фабрично-заводское обу­чение. — Прим. ред.), он воспитывал ребят, обучал ремеслу. Отец был очень щедрый, добрый, и вот придут, бывало, человек пятнадцать этих фэзэошников к нам домой — вшивые, грязные, — а отец говорит: «Степанида, давай чего-нибудь на стол». Но ведь и так ничего нет! Но он последний кусок отдает им. Или пойдет кому-то помогать: рубит дрова, печку кладет, а для дома ничего не делает. Ну то есть он что-то делал, но в последнюю очередь. Мама рассказывала: «Я с животом, беременная, а он на сцене в самодеятельном театре ФЗО играет какого-то генерала или с реквизитом «вошкается». Просто папа был мечтателем. Я в него… 

Родители разошлись, когда мне было четыре года. У отца был брат, дядя Саша. Они, кстати, друг с другом не разговаривали до последних дней. Когда-то их было трое братьев: Архип, Александр и Яков, мой отец, самый младший. Все богатыри как на подбор, а дядя Архип самый мощный — под два метра. Как-то он перегонял по степи лошадей, и на них напала стая волков. У дяди Архипа ничего с собой не было, кроме капкана. Он одному волку пасть разорвал, второму капканом по ушам вдарил, а третий ему в шею вцепился… В нашем селе услышали крики и батогами отбили дядю Архипа. Отвезли его в сельскую больницу, спасли. Дядя Саша перелез через забор больницы с бутылкой самогона, чтобы выпить на радостях с выжившим братом. Выпили, и тут же у Архипа пена изо рта, он мгновенно скончался. Просто ему кололи уколы от бешенства, а при этом совершенно нельзя пить. И вот два брата, дядя Саша и мой отец, на всю жизнь стали врагами. После того как родители расстались, мы приезжали не к папе, а к дяде Саше. У него рос сын Колька, чуть младше меня, мы с ним уходили в тайгу с ружьями… 

С отцом я совершенно не общался лет пятнадцать. Потом собрался ехать на родину и признался маме: «Я хочу видеть отца». Она ответила: «Ладно, поезжай». Отец жил в селе Бургень, был пасечником. Любил природу очень. Его новая жена сильно переживала, когда явился я, ревновала… Помню, как мы сидели с отцом на крыльце, разговаривали. Я говорю: «Бать, ну скажи, что произошло у вас с мамой?» А он только заплакал и тихо сказал: «Не надо тебе знать, сынок». И я так и не знаю, в чем причина их расставания. Мы с отцом потом все время переписывались. Он и на фильмы мои ходил, приезжал в Читу в кинотеатр. Его пускали бесплатно, по пять-шесть сеансов подряд. Когда первые фильмы смотрел, все удивлялся, как так случилось, что я стал киноактером. Приговаривал: «Ой, сынок… Ой, Шурка!» И плакал, плакал…. Отец был уважаемый и известный в области человек. Рукодельник, плотник, печник. Печки, которые он ставил, до сих пор в хорошем состоянии. Как и мебель, которую он делал. Мне часто говорят: «Вот Яков Николаевич нам комод сделал. Смотри какой, произведение искусства!» Он чувствовал дерево, камень. Очень талантливый человек.

Александр Михайлов с Людмилой Нильской
С Людмилой Нильской в фильме «Бешеные деньги». 1981 г.
Фото: Fotodom.ru

— С родителями понятно. А какие у вас сложились отношения с детьми?

— Со старшим сыном Костей у меня хорошие, но непростые отношения. Он даже из дома сбегал. У нас было так: не хочу учиться, хочу только брейком заниматься. Сын сам освоил верхний брейк, стал чемпионом СССР по брейк-дансу. Сделал себя. Потом тоже сам, без моей помощи, поступил в Школу-студию МХАТ, учился на одном курсе с Сергеем Безруковым. Но из-за конфликта с Табаковым, который курсом руководил, учебу бросил. Потом армия. Там чуть не погиб. Он служил под Москвой. Я приехал как-то к нему в часть, а Костя в лазарете. Говорит: «Дай, батя, сигарету!» — я протягиваю, а он ее ко рту поднести не может, такая боль. Я устроил скандал, его перевели в госпиталь в Красногорске. Там и спасли, подняли на ноги, а после комиссовали… Сын снова стал учиться и в итоге получил диплом режиссера. Он молодец, занимается радио, это ему близко. Внук у меня есть, хороший парень, самостоятельный. Александр Михайлов-младший. У него математические мозги, учится на экономическом факультете в университете. Параллельно Костя его привлекает к работе на радио. И вообще, у меня внук духовно богатый и интеллигентный парень.

— У вас недавно и внучка появилась…

— Да, моя старшая дочка Настя недавно девочку родила. Назвали Оливия. У Насти любящий муж, который тоже в девочке души не чает. Дочка очень трепетная и заботливая мама. Она актриса, окончила ВГИК, училась у Владимира Грамматикова. Снимается. Недавно показывали «Годунова», она там снялась в небольшой роли. Настя человек невероятной доброты и большого таланта. И мыслит парадоксально, слог у нее хороший. Я Насте советую: «Пиши сценарии!» Она пытается, но непробивная совсем. И всегда была такая, в ней природная стыдливость, как и у меня.. Мирослава, младшая моя дочь, которую родили мы со второй супругой Оксаной, не такая. Она очень в себе уверена, хотя еще девчонка совсем, школьница. Самостоятельная и с характером. Говорит: «Я все знаю!» Обе мои девочки очень дружны между собой. И обе очень красивые.

— А чем младшая, Мирослава, собирается заниматься?

— У Мирославы, боюсь сглазить, все идет мощно. Снялась в нескольких сериалах, вот недавно закончился съемочный период второго сезона сериала «Психологини». До этого у нее было три сезона «Семьи Светофоровых», после чего много фанатов среди детей появилось. К тому же Мира играет в театре «У Никитских ворот» главную роль — Машу Миронову в мюзикле «Капитанская дочка». Выходит и захватывает своей энергетикой. Я два раза на спектакле был. Посмотрел бы еще, но боюсь: слишком переживаю за дочку, теряю по несколько килограммов даже просто сидя в зале… 

Получила она эту роль случайно. Мы с ней и с женой Оксаной пришли на спектакль Марка Розовского «Горе без ума», после за кулисами пили чай-кофе. Сидим, и вот Марк смотрит на Мирославу, потом спрашивает: «Сколько тебе лет?» — «Шестнадцать». — «Поешь?» — «Пою». — «А как движение?» — «У меня почти два года балетной школы». Она успешно занималась у Илзе Лиепы. И Розовский говорит нам с супругой: «Все, ребята, я забираю ее. Будем ставить мюзикл с Максимом Дунаевским — «Капитанскую дочку» Пушкина». Я думал, что это несерьезно. Но ее вызвали на репетицию раз, другой… Я был в ужасе! Мире всего 16 лет! К счастью, она на домашнем обучении, у нее свободный график. Она часто шутит: «Да я уже институт окончила». Просто все десять лет, что я во ВГИКе преподаю, Мира туда приходит как к себе домой, всех ребят знает, общается, этюды смотрит. Еще она занимается модельным бизнесом, ездит на показы в Париж. Пока все идет хорошо.

Александр Михайлов с Александром Збруевым
С Александром Збруевым в фильме «Свободное падение». 1987 г.
Фото: Legion-media

— В 2017 году Мирослава блистала на ежегодном балу дебютанток. Вы танцевали с дочерью вальс, это было так трогательно и красиво!

— И так волнующе, когда дочка-красавица подрастает. Чем старше становится, тем больше беспокойства. Сейчас вот парень появился у нее, по-моему, симпатичный и, что важно, блондин, как и я. И каждый раз она в полночь приходит, вся счастливая, а я дергаюсь. Прекрасные у меня дети. И Владислава, сына моей супруги Оксаны от первого брака, я считаю своим родным ребенком… Так что детей у меня четверо. Если бы не возраст, я бы хотел еще двух-трех детей родить.

— Многие считают вас идеалом русского мужчины.

— Это, скорее всего, влияние кинематографа на зрителей, из восьмидесяти ролей в кино у меня не было ни одной отрицательной, разве что кроме одной-двух — «Похищение «Савойи» и «Нелюдь», — но это чистая случайность. Хотя актер должен играть все, но у меня есть свой принцип: «Если не найти прекрасное — значит, грешить». Тем более это актуально сегодня, когда с экранов валятся горы трупов и льется море крови. Для современного героя убить человека все равно что высморкаться или прикурить сигарету. Идет тотальная дебилизация России. Ну а что касается личной моей жизни, я бы тоже не стал идеализировать. Такие же проблемы, такие же взлеты и падения, как у большинства людей нашей планеты.

— У вас всего два брака, совсем немного для мужчины вашей профессии...

— Да, первую любовь я встретил студентом второго курса актерского факультета. Она — студентка второго курса музыкального факультета, будущий музыковед. Симпатичная пара, многие завидовали нам, но первый тревожный звоночек прозвучал довольно неожиданно. Моя мама не полюбила мою девушку, и все 35 лет нашего брака я находился между двух огней. Одна из причин такого отношения к моей супруге Вере со стороны мамы, как мне кажется, была ревность. Она не смогла смириться с тем, что я могу полюбить другую женщину. Не спасло даже рождение сына Кости. Состояние ревности то затухало, то вспыхивало с новой силой. У меня возникли серьезные проблемы со здоровьем, потом болезненный развод... Тяжело было. Одно время настолько, что жить не хотел. Даже на войну в Чечню поехал, думал: убьют и убьют, да и хрен с ним. Сначала концерты там давал, потом решил остаться воевать. Трижды оказывался в безнадежных ситуациях, но Бог берег. Например, наш вертолет начинает падать в ущелье, сто процентов — должны погибнуть. Я оборачиваюсь к ребятам, говорю: «Тихо, тихо… все нормально будет…» И происходит чудо. Как второй раз рождаемся! У меня много друзей осталось после Чечни. Это боевое братство, его ни с чем не сравнить… А с Верой мы сохранили хорошие отношения. Я ей благодарен за многое, что она для меня сделала.

Александр Михайлов
«Я ведь соткан из той степи, из того воздуха, из черемухи, которая так пьяняще пахнет в Забайкалье. Все роли, вся моя жизнь оттуда» В фильме «Змеелов». 1985 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Но сейчас же у вас в жизни все хорошо?

— Да. Во втором своем браке я обрел душевный покой. Уверен, наша встреча с Оксаной — это судьба. У нас и дни рождения в один день. И еще любопытный факт: у Оксаны прапрадед был Михайлов. Тушил пожары, и прозвище ему за это дали Пожарный, потом это в фамилию переродилось — Пожарнов. Поэтому Оксана носила фамилию Пожарнова. После первого замужества стала Васильевой. А когда вышла за меня, вернула родовую фамилию — Михайлова. Через три поколения! Она абсолютно мой человек. С мамой моей нашла сразу общий язык. Жаль, что мамы вскоре не стало... Оксана всегда рядом и во всем меня поддерживает.

— И хорошо, потому что у вас по-прежнему множество дел и начинаний. Взять хотя бы Забайкальский Международный кинофестиваль, президентом которого вы являетесь.

— Для меня это дело жизни. Как-то я прочитал в газете статью про социальное развитие и перспективы ста городов России. Моя родная Чита оказалась на последнем месте. Меня это по сердцу резануло, захотелось землякам помочь. Поддержало забайкальское землячество, и мы организовали в Чите Забайкальский Международный кинофестиваль. В этом году он пройдет с 30 мая по 2 июня, уже в восьмой раз. В это время у меня на родине обычно расцветает багульник, и природа преображается. Мы даже фестивальную дорожку делаем не красной, а цвета багульника, сиреневой. Люди ждут фестиваль. Он стал духовной частью нашего края. К сожалению, край у нас очень непростой: частые пожары, вырубаются леса, климат суровый... 

А тут можно отдохнуть, фильмы посмотреть, с артистами известными пообщаться, повариться в гуще культурных событий. Жаль, что Министерство культуры фестиваль никак не поддерживает. Чиновники говорят: когда вы достигните федерального уровня, тогда, мол, по­думаем. А как можно достичь, если мы ограничены в средствах? Я приезжаю в Читу и вижу нищету, колоссальную безработицу. Душа болит за мою малую родину, особенно за деревню… До Цугола даже дороги асфальтированной нет, школа в панельном хрущевском доме. В нормальном состоянии там только храм. Меня и печалят, и радуют эти поездки на родину. Пока жив, буду фестивалем в Чите заниматься. Я ведь соткан из той степи, из того воздуха, из черемухи, которая так пьяняще пахнет в Забайкалье. Я и студентам своим во ВГИКе говорю: «Самое главное — сохранить свои корни». Все роли, вся моя жизнь оттуда. Без корней меня нет.

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог