«Жемчужины графики Нади Рушевой»
Культурный центр «Дом на Патриарших», до 13 февраля.
Современные подростки, наверное, ничего не знают об удивительной девочке, которую называли художником-вундеркиндом сорок лет назад. Надя Рушева ушла из жизни в семнадцать лет, оставив огромное количество рисунков — более 12 тысяч. Эти рисунки феноменальны — их изучают, выставляют, о них пишут исследования и снимают фильмы.
Эта выставка — редкая возможность прикоснуться к ее живым, дышащим рисункам. А в том, что их надо смотреть именно в оригинале, никаких сомнений не возникает — репродукции — совсем не то. На белых листах, которые держала в руках эта удивительная девочка, живут совершенно потрясающие образы, знакомые нам с детства. Надя проиллюстрировала легко, даже играючи, более пятидесяти разных, не только детских, но и взрослых произведений. Здесь и «Война и мир», и «Маленький принц», и мифы Древней Греции, и «Мастер и Маргарита», и многие другие. Этой девочке было видно то, чего не видели остальные люди. Она сама говорила, что рисунки она видит готовыми на белом листе бумаги и дальше просто обводит их. Среди надиных рисунков есть балет «Анна Каренина», который поставили намного позже, уже после Надиной смерти.
Ее «Пушкиниана» стала такой же неотъемлемой частью наследия поэта, как и свидетельства современников — столько жизни и интуитивно, на каком-то глубочайшем уровне, понятых, как будто подсмотренных, сцен и характеров в этих рисунках. Иллюстрации Рушевой к «Мастеру и Маргарите» считаются одними из лучших.
У Нади был бесспорный талант и внимательнейшие глаза души, которыми она видела то, чего не видел никто кроме нее. Обязательно порадуйте себя посещением этой выставки и приведите сюда детей — им все будет понятно. Рисовала Надя просто — чернилами и тушью, но в этой простоте кроется столько смыслов, что каждый раз открываешь эти рисунки для себя заново. Кроме иллюстрации к литературным произведениям у Нади есть серия автопортретов, серии «Космос», «Восток», «Воспоминания о Варшаве», «Мир животных», «Современность» и другие.
Окончательное число рисунков, видимо, никогда не будет подсчитано — многие разошлись в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, какие-то пропали во время переездов и выставок. Будьте внимательнее ко всем детским рисункам!
Музей ангелов
Культурный Центр при храме Святителя Николая в Котельниках.
Еще одна красивая и душевная выставка, которая со временем может превратиться в уникальный музей. А пока перед посетителями предстают более тысячи самых разных фигурок ангелов. Эту уникальную коллекцию собирала писательница Ангелина Могилевская, привозившая фигурки из разных стран мира, где ей приходилось бывать.
Например, маленький ангел в шапочке с помпоном, стоящий на лыжах, приехал из Финляндии. Индеец с крылышками привезен из поездки на полуостров Индостан. Китайские ангелы не похожи на американских, а бразильских можно сразу отличить от корейских. В коллекции есть глиняные ангелы, ангелы из дерева и стекла, необычные ангелы без крыльев, совсем маленькие ангелочки и большие, почти ростовые фигуры. Ангелы бывают в самых разных обличьях и про каждого можно узнать интереснейшую историю или, вместе с детьми, сочинить свою. Если увлечься, можно вообще узнать много интересного. А еще — это хороший повод рассказать ребенку о дне его ангела и выбрать себе покровителя по душе. Естественно, сразу выставить тысячу фигурок в одном помещении не получилось, поэтому экспозиция будет меняться со временем, а те, кому ангельское общество придется по сердцу, смогут приходить сюда еще и еще.
Фотовыставка «Михаил Горбачев.
Perestroika»
Выставочный зал «Манеж», до 8 марта.
Второго марта первому и единственному президенту СССР Михаилу Сергеевичу Горбачеву исполнится 80 лет. «Московский Дом фотографии» совместно с Горбачев-Фондом устроил выставку, где обозначены важнейшие вехи и некоторые второстепенные детали того судьбоносного периода, когда в стране шла перестройка, Михаилом Сергеевичем инициированная. В экспозиции больше трех сотен фотографий Дмитрия Бальтерманца, Валерия Щеколдина, Александра Бородулина, Юрия Роста, Бориса Орлова, Сергея и Владимира Мироненко, Юрия Аввакумова и Андрея Филиппова и других известных репортеров и фотохудожников.
Не обошлось и без фильмов и музыки. И все для того, чтобы еще раз воссоздать в памяти тех, кто был очевидцем, или рассказать новому поколению о важнейших событиях того времени: падение Берлинской стены, вывод советских войск из Афганистана, возвращение из ссылки Андрея Сахарова, августовский путч 1991 года и многое другое. Среди масштабных фотографий попадаются и совсем простые, домашние, снимки — Михаила Сергеевича с женой, например. Это такая взрослая и осмысленная выставка, когда прошлое уже пережито, «переварено» и уложено в сундуки памяти, откуда достается не чтобы ностальгировать, а чтобы анализировать и делать выводы.