Не всё так плохо: чего добивались во МХАТе, приглашая Бузову — рецензия на спектакль

Ольга дебютировала на сцене МХАТа им. Горького в спектакле «Чудесный грузин».
Елена Валеева
|
13 Июня 2021
Ольга Бузова
Ольга Бузова на сцене МХАТ
Фото: предоставлено Пресс-службой

МХАТ им. Горького хайпанул – и под занавес театрального сезона выпустил спектакль «Чудесный грузин» – о молодом Сталине. Но хайп даже не в теме пьесы, а в том, что на сцене в роли певицы Бэллы Шанталь появилась Ольга Бузова.

Именно этот факт привлек внимание абсолютно всех: и актеров, и зрителей, и поклонников Бузовой (у которой, как известно, в соцсетях 25 млн подписчиков).

Вот что сказал об этом журналистам худрук Эдуард Бояков: «Мы, конечно, хайпанули. У нас новая репертуарная политика. Сталин как тема. И, конечно, Ольга Бузова. Если бы Ольга просто играла где-то в спектакле, не было бы такого хайпа. Если бы мы просто сделали спектакль о Сталине, то тоже не было бы хайпа. А вот этот треугольник, достаточно сложный, сработал».

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

 Бузова – Бэлла Шанталь

 Мало кому факт появления Ольги – ни разу не актрисы – на сцене одного из старейших театров страны показался уместным. Говорят, в процессе подготовки пьесы рассматривались и другие кандидатуры. СМИ называли Валерию и Лолиту, написав, что обе по разным причинам отказались. А Ольге предложение худрука МХАТа показалось интересным. И он уверен, что сделал в итоге удачный выбор. По его мнению, именно она идеально подошла на эту роль. Первые зрители, посмотрев пресс-показ накануне премьеры, не могли с ним не согласиться. Ольга сыграла во многом карикатурного персонажа: Бэлла поет романсы, но делает это неважно, раздражая окружающих и заставляя относиться к себе несерьезно. А уж когда ее бросил кавалер из жандармерии, она повела себя как в глубоком горе. При этом, правда, она явно (для зрителя) притворяется, а на самом деле подслушивает и подсматривает, чтобы в решающий момент спасти молодого Сосо от облавы и ареста.

Ольге ее роль очень понравилась. Понравилось репетировать и учиться новому делу. Целый месяц в театре с ней занимались вокалом, сценической речью, учили двигаться на сцене, вживаться в персонажа. Шили костюмы, изготавливали парик… «Театр – совершенно другой мир, – рассуждает она. – Здесь важен даже взгляд, как ты поднимаешь брови, как ты поворачиваешься… Здесь всё очень четко, конкретно, тонко – и в то же время масштабно. В кино-то неудачный дубль можно переснять… А здесь всё по-другому. В моей сфере, за все мои 17 лет на телевидении, в кино, на сцене (у Ольги есть несколько малоизвестных антрепризных спектаклей. – Прим. ред.) – я ни разу не останавливалась. Я всегда работаю, я жадная до эмоций, готова слушать, что-то предлагать… Знаете, моему будущему мужу очень повезет: я умею слушать и слышать».

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

Непонятно, смогут ли зрители воспринимать ее персонажа на сцене объективно. Пока все видят Олю Бузову, которая очень старается изобразить свою роль. И пока она играет водевильно.

Но ажиотаж вокруг спектакля «Чудесный грузин» (так Ленин иронически называл Сталина) неимоверный. И с точки зрения рекламы участие Бузовой – удачный (для кассы) маркетинговый ход. Как только стало известно о том, что у Ольги роль в спектакле, билеты на премьерные показы были тут же раскуплены. 

Жаль, что во всем шуме вокруг да около мало кого интересовал сам сюжет пьесы Андрея Назарова и спектакля Ренаты Сотириади, где главный герой – молодой Иосиф Джугашвили, он же Сосо, он же Учитель, он же Коба... В тусовке не обсуждали, кто же играет Сталина или Ленина, не было диспутов о том, зачем сегодня нужен спектакль о Сталине, – обсуждалась Ольга Бузова.

Меж тем музыкальный критик Артур Гаспарян очень серьезно отнесся именно к этому. «Мне трудно представить себе какой-либо театр в Германии, который устраивал бы подобного рода сентиментальные посиделки по поводу жизни Адольфа Гитлера, – сказал он. – Образ Сталина, который был сейчас показан, кроме недоумения вызвать ничего не может».

 Трагифарс о Сталине

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

Жанр спектакля определить оказалось сложно. Театр обозначил его в программке как трагифарс. В пресс-релизах называли еще и «спектаклем-провокацией». Идея была в том, чтобы на достоверном историческом материале показать, как главный герой постепенно идет к власти, перешагивая через жизнь людей и любовь, манипулируя своими соратниками, используя все средства, включая общение с бандитами и браконьерами, устраивая поджоги, организовывая манифестации… Место действия – Батум в начале прошлого века, именно там впервые развернулся молодой марксист Иосиф Джугашвили. Всё это «закольцовано» в воспоминания уже заматеревшего Сталина, которого депутатам партийного съезда предстоит избрать или не избрать во власть. Звучит письмо Ленина о том, что делать этого ни в коем случае нельзя. Но в финале в зале зажгут свет – и уже нам, зрителям, как если бы это мы были делегатами, предложат проголосовать… Казалось бы, всё очень серьезно.

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

Но форма подачи здесь, скорее, развлекательная. Звучат многоголосьем красивые грузинские песни (подпольщики собираются как бы за праздничным столом), много грузинских же танцев, есть цыганские песни и пляски, играет дудук. Потом в сюжет врывается самый настоящий рок – на фоне этой композиции на экране мелькают документальные кадры народных манифестаций… Превосходны «трехэтажные» декорации.

Среди персонажей постоянно появляются Ленин и Крупская. Он озвучивает цитаты из своих работ – об особенностях классовой борьбы, необходимости действовать жёстко и решительно. А Крупская объясняет, из какой именно работы взята цитата. И всё это было бы довольно страшно, не будь оба эти персонажа карикатурными. Ленин то летает по воздуху, то выныривает из-под пола, то стоит памятником, который вдруг оживает…

 Георгий Иобадзе – чудесный грузин

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

 Георгий Иобадзе, сыгравший молодого Сталина, – очень талантливый и обаятельный актер. Идеально владеет телом, использует пластические приемы – и это выглядит очень красиво. «Мне интересно играть душу и выражать ее через пластику», – сказал он после генеральной репетиции. На самом деле, в этом театральном сезоне у Георгия была необыкновенная роль такой вот «души» – пластический образ умирающей любви в спектакле Театра Наций «Живой Т». На этот раз, во МХАТе, он попытался отобразить отрицательное обаяние. И то, как у него это получилось, стоило увидеть, несмотря на спорную тему самого спектакля.

Кстати, на вопрос журналистов о взаимодействии с Бузовой на сцене – научились ли вы чему-нибудь друг у друга? – Георгий ответил: «Я научился у Оли смелости».

«Батум» Булгакова — на ту же тему

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

Будет ли Ольга Бузова участвовать в спектакле и дальше, допустим, осенью, будет видно. Она, по сути, уже «закрыла гештальт»: в 16 лет мечтала стать актрисой и выйти на сцену известного театра. Театр тоже задачу выполнил: сумел привлечь огромное внимание к своей премьере. И она выстрелила, как «Аврора» в 1917-м. Но воспримет ли публика этот спектакль так, как хотелось театру? 

На самом деле, вычленить глубокие замыслы создателей непросто, в том числе и из-за множественных форм подачи. К тому же, наверное, надо быть очень подготовленным зрителем, интересующимся историей. Как заверил Андрей Назаров, в его пьесу вошло только то, что имело место на самом деле. 

Кстати, в 1939 году, к 60-летию «вождя народов», Михаил Булгаков по заказу тогдашнего завлита МХАТа Маркова написал пьесу «Батум» – примерно на ту же тему: как молодой Сталин приобщал к марксизму рабочих в Закавказье. Поскольку исторический материал тот же, в обеих пьесах – Булгакова и Назарова – есть и похожие эпизоды, и те же действующие лица. Руководитель группы рабочих Сильвестр Ломджария, в доме которого жил Сталин, его сын Порфирий и дочь Наташа, рабочие (поименно), губернатор, жандармы… Цыганка, которая гадала Сталину по руке. История, как Порфирий хотел убить мастера, который над ним издевался. Пожар на складах Ротшильда. 390 уволенных с завода рабочих. Прокламации, которые печатались своими силами. Любовь Наташи к Сталину. И «Мравалжамиер» –многие лета…

Но пьесы, конечно, всё-таки разные и их интересно сравнивать. (Допустим, Бэллы Шанталь у Булгакова нет.)

Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. Горького

Кстати, история пьесы Булгакова интересна. Она была одобрена на всех уровнях. И МХАТ уже начал готовиться к постановке, спеша успеть к юбилею Сталина. Даже специальная группа уже выехала в Батум для сбора дополнительного материала. И тут… вождь лично запретил пьесу, заметив: «Все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине»

Потом говорили, что в том периоде биографии Сталина, видимо, слишком много «белых пятен»... 

Впрочем, Эдуард Бояков уверен, что «Чудесный грузин» приживется в репертуаре. Он обещал продолжать работу над ним, оттачивая характеры персонажей. И заверил, что «осенью это будет уже другой спектакль». 

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Овен: совместимость с другими знаками зодиака в любви, браке и дружбе
«Овны имеют сильный лидерский характер и стремятся быть первыми в различных сферах жизни, включая работу, спорт и, конечно же, семейные отношения. Поэтому Овнам подходит партнер, который признает их первенство, подчеркивает значимость и поддерживает в этом. В семейной жизни Овнам нравится, когда нет конфликтов из-за власти и всем понятно, кто в доме хозяин», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог