Все знают, что историк моды является страстным, фанатичным собирателем старинной одежды. Гигантской коллекции Александра Васильева позавидует любой музей мира. Время от времени маэстро устраивает уникальные выставки в самых разных точках земного шара. На этот раз экспозиция открылась в Москве на ВДНХ. Название говорит само за себя: «100 лет моды в России». Чего только не увидишь в павильонах: какими были подвенечные платья в двадцатых годах. Что носили самые стильные дамы предвоенной поры, о чем мечтали модницы 70-х и 80-х.
Васильеву чаще всего задают два вопроса. Первый: откуда к нему поступают все эти вещи? Конечно, историк моды почти все свое свободное время проводит в поисках на блошиных рынках и в антикварных лавках. Но немало вещей ему дарят. Так, например, на открытие выставки приехала Нелли Закирова, вдова известнейшего музыканта Георгия Гараняна. Она привезла с собой любимый концертный пиджак мужа красного цвета. Георгий Арамович всегда считался большим модником и даже в годы тотального дефицита одевался с шиком, по-американски, как истинный джазмен.
Второй вопрос, которым мучают Васильева, формулируется приблизительно так: «Где же хранятся все эти экспонаты его коллекции?» Ответ: в трех странах (Франции, России и Литве). Огромная часть находится в большом хранилище в одном из музеев Вильнюса.
Среди экспонатов на выставке можно найти немалое количество нарядов и аксессуаров знаменитых актрис, певиц, балерин. Все они являются абсолютными раритетами: и сабо на деревянной подошве Натальи Фатеевой, и кожаная сумка Людмилы Касаткиной, и соломенные шляпки Ольги Лепешинской, и лаковые сапоги Татьяны Шмыги.
Один из нарядов, в котором певица Татьяна Анциферова спела на церемонии закрытия Олимпиады-80 шлягер «До свидания, Москва», уже точно вошел в историю.
Ярко-желтый костюм из набивного шелка, отделанный воланом, в конце 80-х знаменитой балерине Майе Плисецкой подарил Пьер Карден. Так что экспонаты можно с уверенностью назвать бесценными.
В каждом из десятилетий Александр нашел и свои модные символы. Так, визитной карточкой сороковых можно назвать габардиновый плащ. Без него не обходился ни один уважающий себя модный мужчина. Одним из несомненных хитов 70-х стали украшения из янтаря.
Красная шапочка Ольги Аросевой оказалась на выставке соседкой красной фетровой шляпы Людмилы Гурченко. А рядом с ними пристроились яркие туфли Майи Плисецкой. Теперь, когда хозяйки этих предметов гардероба уже ушли в мир иной, их вещи приобретают все большую и большую ценность.