Трудно поверить, но прародитель того, с кем у многих народов мира ассоциируются зимние праздники, — Санта-Клауса — пришел… с жаркого юга. Из Малой Азии. Здесь, в городе Мира в провинции Ликия в III—IV веках нашей эры жил и делал свои добрые дела архиепископ Николай. Считалось, что особо он покровительствует мореплавателям, беднякам и детям.
Одна из наиболее известных легенд о нем гласит: некий обедневший человек, которому нечем было кормить трех своих дочерей, решился с отчаяния сделать из них представительниц древнейшей профессии. Узнав об этом, Николай в ночь накануне Рождества подбросил в дымоход лачуги несчастного три мешочка с золотом, которые попали прямо в чулки дочерей, сушившиеся у печки (по другой версии, там стояли башмаки бедняжек).
Наутро, обнаружив неожиданное богатство, отец изменил свои планы и, вместо того чтобы способствовать грехопадению дочерей, удачно выдал их замуж. Подоплека этой истории канула в Лету, а традиция класть детям на счастье подарки в чулочки и ботиночки дожила до наших дней. Николай Мирликийский скончался в 40-е годы IV века и после смерти был канонизирован. Похоронили его в Демре, на территории нынешней Турции. На месте, где он покоился, была построена церковь, которая и по сей день называется «Баба Ноэль Килизе» — церковь Батюшки Рождество. Но самих останков там уже нет: в 1087 году итальянские легионеры выкрали мощи святого Николая и перевезли их к себе на родину, в город Бари.
Легендарный архиепископ стал объектом поклонения всех христиан Западной Европы. А позднее голландские переселенцы привезли обычай ожидать на Рождество появления Синтер Клааса, как они его называли, в Америку. Хотя прижилась там эта традиция не сразу: лишь в 1822 году поэт Клемент Кларк Мур написал стихотворный цикл «Приход святого Николаса», ставший необыкновенно популярным. В стихах описана встреча мальчика с этим добрым волшебником в преддверии рождественского праздника.