
За тысячи лет до того, как Фродо и Сэм прошлись по своему знаменитому маршруту до горы Ородруина, а Саурон грозился уничтожить все живое в Средиземье, зло уже угрожало миру. Темный властитель Моргот развязал войну, в которой объединенным силам людей, эльфов и гномов едва удалось победить и низвергнуть его в пучину тьмы. Спустя годы Галадриэль, чей брат погиб в борьбе с орками, продолжает разыскивать следы Саурона, военачальника Моргота, который, как она считает, скрылся, чтобы нарастить силы перед новой бойней. И находит, как ей кажется – или же это все паранойя, а окружающие, празднуя мир во всем мире, правы? Тем временем в деревне хартфутов, предков хоббитов, с небес на землю (буквально) падает странный человек, владеющий могущественными волшебными силами, и то тут, то там возникают свидетельства того, что Галадриэль была права и зло не дремлет.

Решение Amazon, которым принадлежит одноименный видеосервис, где транслировался сериал по Толкиену, почистить рецензии и оценки своего нового творения на агрегаторе IMDB (который тоже принадлежит им), можно назвать беспрецедентным – как и сам факт существования подобного сериала. Мало в какие шоу вкладывают целый миллиард долларов ($250 миллионов за права + $750 миллионов на производство), и можно попытаться понять компанию, которой обваливают оценки, городя частокол из «единиц», часто просто на основании того, что в шоу есть темнокожие эльфы и гномы. Скажем тут в качестве дежурных фраз:
а) в книгах Толкиена ни слова про доминирующий цвет кожи и тех, и других (зато ортодоксы могли бы прикопаться к отсутствию бород у женщин-гномов, но цвет кожи важнее);

б) то, что эльфы, живущие под палящим солнцем, обладают при этом аристократичной бледностью, не останавливает сторонников теории, что гномы под землей не могли иметь такой цвет кожи «из-за недостатка мелатонина».
На этом расовые претензии к шоу объявляем закрытыми, а обвал оценок – приметой времени (аналогичное явление случилось с сериалом «Анна Болейн», сейчас его рейтинг на IMDB выправился до заслуженных 5,7 баллов). Что же с самим шоу, если абстрагироваться от цвета кожи? Первые серии не дают сложить полное впечатление, потому что после просмотра пилота хочется петь соловьем – хорошист-ремесленник Хуан Антонио Байона знает свое дело и делает красоту, которой хочется любоваться. Первые ощущения – восторг, радость, подзабытое чувство настоящей сказки. Костюмы, декорации, великолепная музыка и работа со светом – даже компьютерная графика смотрится, как будто это и не графика вовсе, что не очень-то характерно для ТВ-проекта. Сразу чувствуется и размах, и продюсерская щедрость. Есть большая уверенность, что так будет до самого финала.

С тем, что касается внутреннего наполнения, все чуть хуже, но все равно достойно. Шоураннеры Джон Д. Пэйн и Патрик МакКей, почти дебютанты в жанре, ощутимо лажают там, где за них все дотягивают визуалом. История развивается неторопливо, характеры выписываются медленно, в основном словами, что ощущается, как будто масштабная увертюра к чему-то большему. Шоу не хватает темпа, энергии, жизни. Если убрать всю внешнюю роскошь, останется в меру эпичная болтологическая драма с некоторым количеством событий, которые идут одно к другому. Зато, в отличие от того же «Дома Дракона», местные персонажи влюбляют в себя сразу же – несмотря на слегка топорные диалоги, обязательный пафос и литературность. С этой задачей справляется и сериал – ему это сделать непросто, учитывая всенародную любовь к фильмам и книгам, но свои поклонники у него найдутся обязательно. А самые консервативные фанаты будут и дальше спать с книгами в обнимку – их право!
