Этот материал нам помогли подготовить: Валентина Красникова — мама 17 детей, общественный деятель, автор тренингов и книг, основательница Школы «МегаМамы», женский коуч, эксперт федеральных каналов, и герой мультсериала «Дракошия» — Дедушка Рубус. Мы узнаем, как правильно воспринимать неудачи и как помочь ребенку преодолеть страх сделать что-то не так, разберем причины, по которым можно и нужно давать детям ошибаться, и выясним, что же это такое – ошибки: повод для огорчения или уникальная возможность для роста?
Рассмотрим ситуацию на примере. Малыш тянется к красивой елочной игрушке, маленькая ладошка не справляется с гладким стеклом — и яркий шарик разбивается. Отношение к этому происшествию у ребенка сформируют реакция и действия мамы. Она может отругать его и сказать, чтобы он больше никогда не трогал игрушки и близко не подходил к елке. А может увести малыша в сторону, успокоить и объяснить, что праздничные украшения хрупкие, иногда бьются и нужно быть осторожным. В первом случае ребенок в страхе будет обходить елку стороной, во втором — поймет, как себя вести, чтобы больше такого не произошло.
На самом деле всё зависит от возраста вашего чада, уровня зрелости и серьезности ошибки. Например, не стоит позволять маленькому ребенку играть со спичками, но в случае ребенка постарше — вполне нормально дать ему «возможность» пролить молоко.
Знаете, какое самое главное отличие детей от взрослых? Дети не боятся ошибаться!
Чему учат ошибки?
Во-первых, терпению, потому что на их исправление нужно затрачивать время и ресурсы. Во-вторых, пониманию других, ведь идеальных людей нет. Когда ребенок ошибается, он осознает, что другой человек тоже может попасть в такую ситуацию. В-третьих, ошибки помогают расти и развиваться, а их адекватное восприятие избавляет от чувства вины и самобичевания, а также помогает победить страх.
Дети, как исследователи, нуждаются в свободе, чтобы пробовать и учиться на собственном опыте, это естественный и необходимый процесс. Если позволить им ошибаться, они узнают, что не все действия приводят к успеху, а это важно для формирования критического мышления. Ошибки учат преодолевать трудности, находить нестандартные решения, адаптироваться к новым ситуациям и принимать ответственность за свои поступки.
Вы когда-нибудь задумывались, почему родители разрешают своим детям делать то, что изначально кажется плохой идеей? На самом деле есть причины, почему это так важно – давать возможность совершать ошибки!
Страх ошибок убивает творческое мышление
Когда ребенок загнан в чрезмерно строгие рамки и должен действовать точно по инструкции, которая полностью исключает ошибки, в нем гаснут любые творческие порывы. А ведь эти порывы во взрослой жизни могли бы вырасти в гениальные изобретения. Согласитесь, всё, за что дается Нобелевская премия, – результат творчества и большого количества неудачных попыток.
Дети приходят в этот мир величайшими достигаторами! Только подумайте: они учатся говорить на новом языке и не боятся произносить слова, которые им еще не подвластны. Малыши пробуют ходить, сотни раз падают, снова встают и продолжают движение!
Боязнь ошибок вызывает страх перед обучением
Когда ребенок боится совершить ошибку, будь то выполнение домашнего задания или какое-то бытовое действие, для него безопаснее соблюсти привычный безошибочный алгоритм или не действовать вовсе. Но такая стратегия приводит к деградации личности. Для детей, которые привыкли действовать по наработанному шаблону, успехом будет «правильный» результат. А для детей, которые не боятся ошибаться, успехом станут новые открытия и полезные навыки. При этом первые относятся к ошибкам как к катастрофе, вторые – как к очередному шагу навстречу цели.
«Не ошибается тот, кто ничего не делает!»
Это касается как детей, так и взрослых. Детям важно видеть, что взрослые тоже ошибаются. Родителям надо на своем примере показывать ребенку, что это нормально, что из любой ошибки можно получить полезный опыт. Детям недостаточно слов, им нужны действия. Поэтому, когда мне задают вопрос о том, как воспитать уверенных, ответственных и послушных детей, я говорю: «Идя, ложась, вставая». Это непрерывный, долгий, сложный процесс постоянного взаимодействия с детьми и открытый диалог с ними.
Важно научиться исправлять ошибки
Когда ребенок приходит с какой-то проблемой, родители чаще всего выдают её готовое решение, поэтому у ребенка не возникает необходимости анализировать и придумывать что-то самому. Прежде чем давать советы, попробуйте «отойти в сторону» и задать ребенку наводящие вопросы о том, как он может самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию. Важно, чтобы ребенок сам нашел решение, пусть с помощью родителей, но это будет именно его достижение. Лучше набраться терпения, потому что малыш не сразу начнет действовать так, как, по мнению родителей, правильно. В долгосрочной перспективе такая практика приведет к тому, что из ребенка вырастет крепко стоящий на ногах человек, который не отступит перед проблемами и сможет принять «бой» с уверенностью в себе и своих силах.
Поддерживая активный процесс обучения через ошибки, можно воспитать самостоятельных, уверенных и креативных личностей, готовых к вызовам взрослой жизни. Поэтому так необходимо давать детям пространство для экспериментов!