Этот материал нам помогли подготовить Анна Владимировна Замыслова, кандидат педагогических наук, руководитель Детского сада «Школа Сотрудничества», и герои мультсериала «Улётная доставка» тучка Эдди и Тетушка Кототуча. Мы узнаем, что необходимо сделать для того, чтобы ребенок учился с интересом и удовольствием, а не приходил из школы грустный.
«Готов ли ваш ребенок к первому классу?» — этот простой вопрос может сбить с толку родителя будущего первоклассника. И хотя мы все понимаем, что каждый ребенок особенный и уникальный и развивается в своем собственном темпе, существуют определенные навыки и знания, которые, по мнению большинства педагогов и экспертов по развитию, необходимо знать и применять для правильного развития ребенка.
Готовность к школе – это не про что, чтобы научить ребенка читать и писать. Это комплексная система формирования личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению, что проявляется в морфофункциональной зрелости мозга, а именно в уровне развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер. Образовательные программы, темп, интенсивность, уровень необходимой сосредоточенности и вовлеченности ребенка на уроках во всех школах разные. То, что подходит ребенку ваших друзей и родственников, или школа, в которой успешно обучаются ваши старшие дети, может оказаться совсем не тем учебным заведением для вашего сегодняшнего первоклассника. Программа обучения должна оказаться в «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с учителем. В противном случае он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Первый класс — настоящий серьезный шаг во взрослую жизнь. Это захватывающее время, полное обучения и возможностей.
Столько всего интересного впереди! Улетно!
Ожидается, что дети будут обладать определенным набором навыков на каждом этапе образовательного пути. В детском саду многие приобретают как академические, так и социальные навыки с помощью таких методов, как обучение в игровой форме. Но когда ваш ребенок пойдет в начальную школу, ему придется привыкнуть к другой структуре, правилам и графику обучения.
А это непросто!
Познавательный интерес, стремление узнавать новое – основополагающие составляющие готовности к школе. Развитие мотивации не предшествует обучению, а происходит неразрывно с ним. Дошкольнику предлагаются задания, которые вызывают его естественный интерес, а при возникновении объективных трудностей на помощь приходят «авансы успеха»: «У тебя получится», «Только ты сможешь это сделать», «Нам без тебя не справиться, потому что ты…». Если ребенок в дошкольном возрасте научился ощущать реализацию своего потенциала и получать отложенные результаты своего труда, то ему будет легче оставаться сфокусированным на уроках и заданиях, которые уже не так естественно интересны, разнообразны и просты.
Наличие учебной мотивации – необходимое условие успешного обучения!
Управление своим поведением, саморегуляция, выполнение требований учителя, контроль над своими эмоциями и умение сдерживаться, адекватная реакция на критику, способность принять победу и поражение – важнейшие компоненты школьной зрелости, связанные с уровнем развития произвольного поведения. К произвольности также относится умение пойти первым на контакт, познакомиться, договориться, разрешить споры путем переговоров, общаться на равных с партнером, причем как со сверстником, так и со взрослым, проявляя уважение, терпение и эмпатию.
Навыки читать и писать, грамотная речь, опыт решения математических, в том числе и логических, задач без сомнения сделают жизнь первоклассника проще. Но это далеко не всё. Для успешного обучения в школе особенно важно владение простыми операциями классификации и обобщения. Они позволяют сравнивать различные предметы, выделять в них общее, одновременно учитывая их различия. И, как следствие, успешно справляться с заданиями.
Не удивляйтесь, но обучаемость ребенка зависит от процесса обобщения. Дело в том, что она включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы; второй – перенос усвоенного правила на аналогичные, но не тождественные задачи. Именно второй этап невозможен без этого умения. Если ребенок научится обобщать, у него будет формироваться умение выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.
Успешное освоение программы по чтению в 1 классе напрямую связано с уровнем сформированности фонетико-фонематического аспекта речи. Фонематический слух — способность слышать отдельные звуки в слове — является одной из главных составляющих программы. Если же этот слух сформирован недостаточно, ребенок будет неизбежно допускать ошибки в чтении, пропускать и переставлять буквы и слоги на письме.
Так что не спешите ругать ребенка за невнимательность! Возможно, ему нужно просто немного помочь!
Развитый фонематический слух – залог успешного школьного обучения, гарант правильно выполненных заданий и контрольных работ, а следовательно, хороших оценок и, как результат, удовольствия от учебы.
Помимо уровня интеллектуального развития нельзя недооценивать и уровень развития общеучебных умений: слышать и удерживать в уме инструкцию, планировать стратегию своей деятельности, следовать алгоритму.
Как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой…
Полезен и опыт публичных выступлений, где, выступая в роли докладчика, ребенок выдерживает логику и структуру своего высказывания, удерживает внимание тех, кто его слушает, подбирает материал.
Главное – не переволноваться!
Пусть обучение будет в радость и для ребенка, и для родителей!