32-й Московский кинофестиваль держит зрителей и кинодеятелей в напряжении. Уже отсмотрена добрая половина «Основного конкурса», «Перспектив» и часть работ из специальной документальной программы. Ленты из Южной Кореи и Чехии сменяли фильмы из США, Болгарии, Германии и Франции. Выделить лидера пока не удается: кому-то нравится латиноамериканская трагедийность, другие находят «русский след» в мировом кино.
И все же некоторые фильмы выделяются в обойме «Конкурса». Так, ярким событием фестиваля стала премьера картины Ирены Павлазковой «Как рай земной», где прототипами отдельных героев стали реальные люди.
Впрочем, в реалистичности «Рая» нет ничего удивительного: сценарий написала Тереза Боуцкова, дочь известного чешского диссидента Павла Когоута. В результате драматург Вацлав Гавел оказался прообразом главного героя фильма — писателя и диссидента Яна Павла. Кстати, Гавел стал одним из первых зрителей фильма: «Говорят, улыбался. Хотя я лично с ним об этом не разговаривала», — призналась Ирена.
По сценарию события в жизни юной легкомысленной барышни, умудрившейся стать матерью двух дочерей, разворачиваются во времена ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году. То есть накануне печально известной «пражской весны». Меняя ухажеров одного за другим, и, в поисках настоящего мужчины дойдя до диссидента-литератора, вертихвостка Марта случайно оказывается в центре политической борьбы.
Но рассказ о ней не закончится с выводом советских танков. Завершается фильм 11 лет спустя — в 1977-м году, когда была подписана «Хартия-77» в защиту прав человека.
Павлазкова сумела живописать страшные страницы истории своей страны не только в черных тонах. Оказалось, что режиссеру присущи чувство юмора, легкость в изображении и умение находить необременительный выход для своих героев из любой ситуации. Более того, Ирене удалось предложить зрителю уникальный, неповторимый акцент: «Почти 20 лет в чешском кино не было сказано ни слова о тех событиях. Эта тема только начинает появляться в кинематографе, политической темы в чешском кинематографе избегали.
А о судьбе диссидентов я, пожалуй, единственная сняла картину».
Мало того, что Павлазкова умудрилась сделать качественное кино на тему «судьба человека», это еще и прекрасное напоминание современным зрителям о тех, кто сумел сохранить достоинство в то нелегкое время. «Конечно, я знала, что прототипами были выдающиеся личности. Это меня очень обязывало, но мы со сценаристкой договорились не делать портретов — мы создавали новые образы для кино. Мы показали, что это были люди со своими ошибками, со своими слабостями, но в тоже время принципиальные, борющиеся за правду, за свободу. Действительно герои».
Тема, затронутая в фильме, любимицу чешского кинозрителя актрису Вилму Цибулкову коснулась лично.
«Я жила недалеко от немецкой границы, и во времена «пражской весны» по нашей деревушке то и дело ходили танки», — рассказала чешская кинодива. Сегодняшнее чешское общество Цибулкова разделяет на несколько групп. Самые молодые — те, чье рождение пришлось на последние годы оккупации. «Они начали интересоваться этой темой только сейчас. А свидетелей происходящего можно разделить еще на две категории. Это те, кто не хочет копаться в прошлом. И такие, кто постоянно возвращается к тем событиям, пытаясь разобраться в них. К последней группе отношусь и я».
Картина Ирены Павлазковой заканчивается песней Карела Готта «C’est la vie» – «Такова жизнь». Что вполне подходит для фильма с названием «Как рай земной».