Майк Ньюэлл мечтал стать театральным режиссером, но принялся мастерить нескончаемый поток телесериалов на британском телевидении. Дебютной работой Ньюэлла в большом метре стал фильм «Человек в железной маске». Но признания критиков Майк добился после выхода драмы «Танец с незнакомцем», в основу которой легла биография Рут Эллис: последней женщины, повешенной в Британии в 1950-е годы. Мировая же известность пришла к Ньюэллу в 1994 году после того, как он снял лирическую комедию «Четыре свадьбы и похороны».
Нужно ли говорить, что с тех пор каждый новый проект режиссера привлекал к себе внимание.
Не стала исключением и новая работа Ньюэлла — экранизация романа «Большие надежды» самого читаемого британского писателя Чарльза Диккенса. Собственно, одноименный фильм — практически линейный пересказ событий, описанных литератором полтора столетия назад. О том, как мальчик-сирота по имени Пип, придя на могилу к матери, однажды столкнулся с беглым каторжником Мэгвичем (Рэйф Файнс) и оказался способен проявить к тому милосердие.
Этот незначительный поступок переменит жизнь Пипа, но уже выросшего и превратившегося в юношу (Джереми Ирвин). А до того ему еще придется познакомиться с мало вменяемой, но неприлично богатой мисс Хэвишем (Хелен Бонем Картер) и ее приемной дочерью Эстеллой (Холлидей Грейнджер). И, благодаря непростому общению с ними, понять, что больше всего на свете ему хочется стать самым нужным миру человеком — джентльменом.
Что ж, самые заветные мечты имеют свойство сбываться. Жаль, что Пипа никто не научил поговорке «бойся своих желаний».
Потому что горькая расплата ждет наивного, обаятельного, чистого умом и сердцем молодого человека в Лондоне. С другой стороны, как еще вырасти юноше и превратиться в настоящего человека, кроме как набиванием шишек на собственном лбу. Пройдя свой непростой путь, эту премудрость прекрасно уяснил для себя некогда сам Диккенс, не скрывавший, что «Большие надежды» — автобиографическое произведение. Слегка романтизированное, с налетом сказочности — ради легкости уяснения материала читателем, но, по большей части, задокументировавшее мироощущение писателя.
И здесь надо сказать, что одно из главных и самых сильных впечатлений от работы Ньюэлла заключается в том, что ему удалось полностью уместить роман Диккенса в фильм.
Что режиссер не упустил ни одной линии, ни единой важной и судьбоносной сцены. Всем героям нашел актеров под стать, отражающих, передающих их характеры, и поместил каждого в идеально диккенсовские обстоятельства. Начиная с Бонем Картер и Файнса, каждый актер научился гармонично сосуществовать с эстетикой эпохи, с принципиально иной манерой поведения, отношений, представлений.
Два часа — не слишком большой по нынешним меркам формат для фильма. Он становится тем более незначительным, когда полностью погружаешься в далекий, совершенно иной, но такой знакомый мир диккенсовских переживаний.
Когда, глядя на экран, забываешь о том, что время настоящего кино прошло, когда испытываешь настоящую радость от встречи с любимыми героями. На этой неделе фильм «Большие надежды» Майка Ньюэлла выходит на российский экран — подумать о старушке Англии самое время.