Стивен Спилберг: «Надеюсь, у королевы Великобритании есть чувство юмора»

Эксклюзивное интервью с режиссером, чье имя давно стало нарицательным.
Татьяна Розенштайн — специально для «7Д»
|
22 Июня 2016
Стивен Спилберг
Стивен Спилберг
Фото: Fotodom.ru

«Каждая картина напоминает брак. Именно женитьбу, а не роман. Я долго и мучительно думаю, готов ли потратить годы своей жизни на ту или иную историю. Вот еще почему я иногда по 10—12 лет не снимаю уже объявленные картины. Пытаюсь от них сбежать. Но если уж решаюсь, то, пока полностью не освобожусь от истории, не успокоюсь», — говорит 69-летний Стивен Спилберг, в очередной раз удививший всех новым фильмом. Ведь на этот раз легендарный режиссер взял и снял сказку...

— Мистер Спилберг, в вашем новом фильме «Большой и добрый великан» одно из действующих лиц — английская королева. Но и она сама, и ее окружение у вас выглядят не самым лучшим образом… Это вас не смущает?

— Ну мы же снимали сказку. Я очень надеюсь, что у королевы замечательное чувство юмора.

— А почему вы вдруг решили снять сказку? Ваши ранние картины были приключенческими. Затем вас увлекли исторические и политические фильмы. И вот теперь — абсолютно диснеевская история о 10-летней девочке-сироте, которая заводит дружбу с добрым великаном и спасает мир от недобрых великанов…

— Понимаете, у меня богатое воображение, а в последних картинах совсем не было возможности им воспользоваться. «Боевой конь», «Шпионский мост», «Линкольн» — в этих фильмах мне нельзя было пренебречь исторической правдой, увлечься фантазией. Вот я и подумал — а не пора ли вернуться к созданию своих собственных миров, ведь у меня до сих пор неплохо это получалось. У сказок есть удивительная особенность. Они делают из нас хороших, положительных, любопытных, доверчивых людей. Повседневная реальность может принести разочарование, а сказки — веру и надежду. Нам всем нужен оптимизм, нужно верить, что с нами может произойти что-нибудь хорошее. И мне нравится поддерживать эту веру в себе и в других. Даже странно, что до «Большого и доброго великана» мне не доводилось работать с компанией Walt Disney, хотя со всеми остальными студиями в Голливуде я сотрудничал. Мне кажется, я рожден именно для диснеевских историй. Ведь, можно сказать, Уолт Дисней меня вырастил.

— Как это?

— Мне было лет семь, когда родители начали регулярно водить меня в кино. А наибольшее доверие вызывали у них почему-то картины Уолта Диснея. Они даже не подозревали, что лучшие из его фильмов могут стать довольно болезненным опытом для ребенка младшего школьного возраста. Вспомните хотя бы сказки братьев Гримм. Помню, как я сидел в темноте в кинотеатре и потел от страха. Потом эти истории преследовали меня неделями. По ночам снились кошмары. А родителям казалось, что у их сына просто чрезмерно чувствительная психика. Но когда я немного подрос, сказки Диснея и впрямь стали для меня любимым зрелищем. Особенно мне нравились «Фантазия», «Дамбо», «Белоснежка и семь гномов» и «Золушка». Мне симпатична идея о том, что добро противостоит злу и в конце концов его побеждает. Кто-то из детей верит в Санта-Клауса. Но Санта-Клаус никогда не приходил в мою семью — по религиозным мотивам, мы ведь не христиане. Я же твердо верил в Диснея и его способность исполнять желания, а главное — спасти меня от «темного царства».

На плече великана (Марк Райлэнс) — главная героиня фильма «Большой и добрый великан» Софи (Руби Барнхилл)
На плече великана (Марк Райлэнс) — главная героиня фильма «Большой и добрый великан» Софи (Руби Барнхилл)

— «Большой и добрый великан» чем-то похож на «Инопланетянина». В нем тоже две одиноких души, забытых в несправедливом и жестоком мире, наконец встречаются и начинают жить по своим правилам…

— Сценарий «Инопланетянина» написала жена Харрисона Форда и моя очень близкая подруга Мелисса Мэтисон. И сценарий к «Большому и доброму великану» я тоже решил именно ей доверить. Мы дружили семьями, наши дети росли практически вместе. К сожалению, эта работа стала для Мелиссы последней… (Мелисса была второй женой Харрисона Форда, родила от него двоих детей, они развелись в 2004 году, а в 2015-м она умерла от рака. — Прим. ред.) Нам очень ее не хватает… Но изначально история «Большой и добрый великан» принадлежит писателю Роальду Далю — он опубликовал свою книгу в 1982 году, то есть в то же время, когда я снимал «Инопланетянина». Эту книжку я множество раз читал своим детям. Начиная с Макса, моего первого сына (от первой жены — актрисы Эми Ирвинг. — Прим. ред.). И мне всегда вспоминалось мое собственное детство…

— Но вы, кажется, не были сиротой и не воспитывались в детском доме, как героиня этой истории — Софи?

— Нет, но и я был очень одинок. У меня не было друзей, потому что наша семья все время переезжала с места на место. К тому же нас считали чужаками, потому что мы не ходили в церковь по воскресеньям, а по пятницам отправлялись в синагогу. Соседские мальчишки надо мной издевались. В школе, а потом и в колледже было то же самое. И единственное, что всегда избавляло меня от грустных мыслей, — мои фантазии. Когда мне было 17 лет, родители решили развестись. Не то чтобы это известие стало полной неожиданностью. Мы — я и мои сестры — давно чувствовали, что этим все и закончится, но все равно оказались не готовы… Это событие оставило неизгладимый след в моей душе. До сих пор считаю, что браки создаются на небесах, однажды и на всю жизнь. Сам я, правда, женат во второй раз. То есть не образец для подражания. Видимо, поэтому семьи в моих ранних картинах всегда не очень-то счастливые. Отцы семейств в них часто отсутствуют. Либо их просто нет, либо они слишком заняты на работе, как мой отец. Дети же всегда одиноки, брошены, и им не хватает друзей.

Стивен Спилберг с Томом Крузом на съемках фильма «Война миров». 2005 г.
С Томом Крузом на съемках фильма «Война миров». 2005 г.
Фото: OutNow

— Известна история, как вы впервые попали в Голливуд — просто вам удалось незамеченным пробраться на студию. И вы там бродили по всем площадкам, смотрели, как снимают кино, пока вас не выгнали. Но свой первый фильм вы ведь сняли еще до этого, так ведь? На 8-миллиметровую камеру, совсем без денег...

— Да, и в этом опять-таки замешаны мои родители. Однажды мать подарила отцу 8-миллиметровую камеру для любительских съемок. Отец брал ее с собой в отпуск и особенно любил съемки из окна машины. Но то, что им было снято, мало напоминало окрестности Аризоны. Это скорее было похоже на какую-то сплошную коричневую массу. Однажды я спросил, не могу ли поснимать вместо него. С этого все и началось. Попытка сделать что-то лучше, чем отец, превратилась в настоящую страсть, а потом и в профессию.

— Ваши друзья в один голос твердят, что вы умудряетесь оставаться большим ребенком — при всех ваших регалиях и всемирной славе...

— Я очень рад, что обо мне так думают близкие люди. Потому что, знаете, я верю — дети ближе к истине, чем взрослые. Они всегда остаются сами собой. Взрослые многое теряют в процессе социализации и приспособления к окружающему их обществу. Иногда им нужно слишком много слов, чтобы выразить самые простые мысли. А порой взрослые просто не способны объяснить, чего хотят. Дети же — хотя язык у них еще не так развит — всегда четко знают, чего хотят, и могут все прекрасно объяснить. Обожаю работать с детьми. С ними я и сам чувствую, что подхожу близко к истине.

— Как вы нашли исполнительницу на главную роль Софи в «Большом и добром великане»?

— Мы посмотрели около 300 девочек. Но подошла именно Руби Барнхилл. Она из Чешира, что на северо-западе Англии. Героиня картины — сильная девочка, которая не лезет за словом в карман и не дает себя в обиду. Такой оказалась и Руби. Когда я работаю с ребенком, мне нужно быть уверенным, что у меня может завязаться с ним дружба. Оказалось, что Руби хочет стать режиссером. Так у нас появились общие темы для разговоров. На площадку Руби каждый день приносила свою собственную камеру и приводила пару друзей — в перерывах она снимала свой фильм. Эта девочка, уверен, далеко пойдет.

— Как удается заставить детей сделать то, что вам нужно?

— От природы дети более талантливые актеры, чем взрослые. Они более естественны. Правда, если их к себе не расположить, не найти к ним подход, чем-то испугать или оттолкнуть, то вы ничего от них не добье­тесь. Они попросту замкнутся в себе. У детей отличная интуиция. А у меня есть золотое правило. Я не разговариваю с ними свысока, как учитель или строгий родитель. И никогда не веду беседы о планах и задачах, а просто обсуждаю, что они чувствуют в настоящий момент, как видят своего героя. Я вообще не даю им понять, что мы работаем. Преподношу съемки как забавную игру. Кроме того, создаю максимально комфортные условия. Прекрасные обеды, везде лежат сладости, а в перерывах дети могут поиграть.

Стивен Спилберг с Харрисоном Фордом и Кейт Бланшетт на съемках фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». 2008 г.
«Однажды мать подарила отцу 8-миллиметровую камеру для любительских съемок. А я спросил, могу ли поснимать вместо него. С этого все и началось» С Харрисоном Фордом и Кейт Бланшетт на съемках фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». 2008 г.
Фото: OutNow

— Есть ли какие-либо ограничения в использовании детей на съемках?

— Их очень много. Например, Руби нельзя было работать больше шести часов в смену. Каждый день, кроме выходных, она ходила в школу и проводила там не менее четырех часов. Перед съемками врачи должны были подтвердить, что она в полном порядке. И вообще медики постоянно держали руку на пульсе, время от времени проверяли состояние ее здоровья. У детей на съемках много перерывов, гораздо больше, чем у взрослых. Мне повезло, что Руби прекрасно поладила с Марком Райлэнсом (в фильме он играет доб­рого великана). Они прекрасно проводили время — гоняли мяч, играли в баскетбол или настольный теннис. Я уже упоминал, что Руби никогда не приходила на площадку одна. Ее сопровождали несколько друзей и семилетняя сестра. И та почему-то прозвала меня Чизбургером, видимо, так она расслышала мою фамилию — Спилберг. Она и в целом не очень-то со мной церемонилась. Иногда мне казалось, что я не режиссер, а воспитатель, и не фильм снимаю, а присматриваю за детьми.

— Судя по всему, у вас и среди взрослых актеров появился любимчик. Я имею в виду Марка Райлэнса, того самого британца, который сыграл в вашем фильме «Шпионский мост» разведчика Абеля и сразу же получил «Оскар»! Он театральный актер, и вы его долго-долго уговаривали, он не хотел в Голливуд ехать, сниматься вообще не хотел. А вот теперь Райлэнс снялся у вас в «Большом и добром великане», и, говорят, вы еще в двух проектах собираетесь его задействовать.

— Если я чем-то и горжусь всерьез, так это умением подбирать актеров, проводить кастинг. Найти правильного актера — гораздо важнее, чем режиссура как таковая. Марк и его виртуозная игра, умение перевоплощаться сводят меня с ума. Это актер с безграничными возможностями! То есть вот буквально — для него не существует границ вообще. Да что там, я даже не в состоянии описать, как я им восхищаюсь. И как мне повезло, что я его встретил. И еще больше повезло, что мы подружились. Знаете, за 46 лет в кинобизнесе не так уж много людей я впустил в свою жизнь. Марк стал одним из них. Вот считается, что в моем возрасте уже нельзя ничему новому научиться. Неправда. Такие актеры, как Марк, Том Хэнкс, Дэниел Дэй-Льюис, продолжают учить меня терпению, а именно — уметь ждать актерского момента истины, не торопить никого. Главная задача режиссера — создать такую атмосферу и обстановку, чтобы актерам было не страшно падать. В переносном смысле, конечно. Чтобы у них напрочь отсутствовал страх перед публичной неудачей. И терпеливо ждать вместе с ними удачи.

Стивен Спилберг и Джулия Робертс на съемках фильма «Капитан Крюк». 1991 г.
Стивен Спилберг и Джулия Робертс на съемках фильма «Капитан Крюк». 1991 г.
Фото: EAST NEWS

— Скажите, а вы по-прежнему волнуетесь, когда беретесь за камеру?

— Да, всякий раз испытываю чувство неуверен­нос­ти и страха. Но я считаю, что это довольно полезно для человека, работающего в кино. Страх — это мое топливо. Каждая картина напоминает брак. Именно женитьбу, а не роман. Я долго и мучительно думаю, готов ли потратить годы своей жизни на ту или иную работу. Заставит ли меня именно эта история с нетерпением ждать следующего утра? Вот еще почему я иногда по 10—12 лет не снимаю уже объявленные картины — пытаюсь от них сбежать. Но если уж решаюсь, то пока полностью не освобожусь от истории, которую снимаю, не успокоюсь. При этом во время работы над проектом я вообще не сплю, меня мучает жесточайшая бессонница. Но знаете, что интересно? Самые лучшие идеи и находки посещают меня в моменты наибольшего отчаяния. Когда мне кажется, что я вообще ничего не знаю и не понимаю. Уверенность — самый мой страшный враг, и так было всегда.

— Бросив в свое время Калифорнийский университет ради того, чтобы начать снимать кино, вы вернулись туда через 33 года и все-таки получили ученую степень бакалавра искусств. Откройте секрет, зачем вам, к этому времени уже великому и неповторимому Стивену Спилбергу, это понадобилось?

— Я это сделал из-за своих детей. Каждый раз, чтобы оправдать свою лень, они говорили: «Посмотри на отца, он так ничего и не окончил!» или «Видишь папу? Он стал знаменитым режиссером и нигде не учился!». Я устал от этих издевательств. И чтобы положить им конец, записался в тот самый университет, который некогда бросил, и окончил его. Ради поучительного примера для своих детей. Я всегда с большим уважением относился к учебе. Не то чтобы я верил, что образование может принести доход. Сами по себе знания не являются залогом успеха или материального благополучия. Но образованные люди по-другому воспринимают окружающий мир. Если хотите, как-то шире и красочнее. Вот я и преподал хороший урок своим детям. Дома я снова шеф, никто надо мной не смеется, и все мои дети получили прекрасное образование.

Том Хэнкс рассказывал, что вы с ним запойные читатели. И постоянно обмениваетесь книгами.

— Литература очень помогает в жизни. Раньше я читал перед сном своим детям, теперь — внукам. Они живут не с нами, но рядом, по соседству. И каждый раз, когда я прихожу к ним в гости, уже у порога начинаю напевать песенку (поет): «Выбери книжку, выбери книжку, выбери кни-и-и-и-жку!» И тогда они наперегонки бегут к книжной полке, хватают то, что любят, и стрелой летят обратно. Каждый из них пытается добежать первым, чтобы именно его книгу я стал читать. Потом мы усаживаемся на диване с тремя-четырьмя томиками. Бывают даже дни, когда мы успеваем их все прочитать.

Стивен Спилберг с Томом Хэнксом и Леонардо Ди Каприо на съемках «Поймай меня, если сможешь». 2002 г.
«Единственное, что могло бы отвратить меня от профессии, — это если бы я потерял интерес к жизни» С Томом Хэнксом и Леонардо Ди Каприо на съемках «Поймай меня, если сможешь». 2002 г.
Фото: OutNow

— Внуки, наверное, вами страшно гордятся…

— Я — гордый отец семерых детей и дедушка. У меня уже четыре внука. Последняя внучка родилась всего лишь месяц тому назад. Я часто ее навещаю, чтобы покормить из бутылочки и поменять подгузники. Мои дети, как это всегда и бывает, не слишком слушают своих родителей, считают нас безнадежно отсталыми и надоедливыми. Кому интересен отец, который снимает сказки? Вот если бы я почаще снимал триллеры или истории о супергероях, тогда стал бы для них суперотцом. (Смеется.) Но я не жалуюсь! У нас тоже бывают такие моменты, которые я называю «моментами истины». Например, во время премь­еры моей картины на Международном Каннском кинофестивале в этом году со мной была моя младшая дочь — Дестри. Ей исполнилось 19 лет. Во время просмотра «Большого и доброго великана» она расплакалась, а после благодарила меня за то, что я на два часа вернул ей детство. Она так нежно на меня смотрела, как только может смотреть дочь на отца, которого безгранично любит.

— Интересно, что вы назовете, если я спрошу о самом важном вашем достижении в жизни?

— Во-первых, моя встреча с Кейт (С Кейт Кэпшоу Спилберг познакомился на съемках второго фильма об Индиане Джонсе, и в 1991 году они поженились. — Прим. ред.), которая произошла более тридцати лет тому назад. Во-вторых, то, что мы вырастили с ней прекрасных детей. Когда дети были маленькими, я слишком много работал, но это не мешало мне каж­дые выходные проводить с ними. Исключением мог­ли быть лишь периоды, когда я снимал где-то далеко от дома. Святая святых для нас — ежедневные ужины в кругу семьи. Ради них я мог остановить съемку и раньше уйти с работы. Еще я каждое утро провожал детей в школу. Даже сейчас, когда дети подросли, окончили колледжи, обзавелись своими собственными семьями, они по-прежнему в центре моего внимания. Семья — самое лучшее, что у меня есть, и никакое кино не может ее заменить. Именно моя семья — самое большое мое достижение.

— Судя по количеству уже официально заявленных вами новых проектов — и в кино, и на телевидении, — о творчестве вы тоже забывать не собираетесь. Смешно даже говорить с вами о пенсии…

— Никогда об этом не думал. Ни одной секунды! Слишком сильно я люблю этот сумасшедший и нереальный бизнес. Наверное, единственное, что бы могло отвратить меня от профессии, — это если бы я потерял всех членов моей семьи и, следовательно, интерес к жизни. А так, я родился сказочником и рассказчиком. У меня еще в запасе много разных историй.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая