Петр не расстраивался, решил: главное — расписать все как можно более детально. И для собственных приемов в Петергофе и Летнем саду составил инструкции, учитывающие все необходимые тонкости — вплоть до требования не ложиться спать в обуви.
Постепенно придворные вкусили прелести нового развлечения. В первую очередь балы оценили дамы, которым наконец-то было позволено выйти не просто в свет, а именно на свет из привычного предписанного заключения в собственных теремах. Следом и вельможи, среди которых имелось немало интриганов от природы или по необходимости, оценили возможность строить далеко идущие комбинации, организовывать коалиции и заводить связи в непринужденной и как бы ни к чему не обязывающей обстановке светского веселья. Пусть им недоставало еще знания правил этикета и владения изящными любезностями, но все это выстраивалось и усваивалось на ходу.
Детям знати было проще — их манерам учили с младых ногтей, к чему государь опять же приложил руку, всячески способствуя распространению кодекса под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Руководство объединяло необходимые правила поведения в семье и за ее пределами. Там были и наставления общего характера: «У родителей речей перебивать не надлежит» и конкретные советы —если зовет отец, надо отвечать «чего изволите, государь батюшка?», а вот отвечать «что, што, чего хочешь?» не следовало.
Вежливость, предупредительность, умеренность, скромность — вот что должно быть свойственно порядочному молодому человеку. Не хвастаться и не унижаться, не скаредничать и не швыряться деньгами, уважать старших, не сплетничать, говорить за глаза только хорошее, не осуждать умерших, не лениться, не быть слишком простодушным, заранее сообщая о намерениях конкурентам, учить иностранные языки, в том числе для того, чтобы прислуга не понимала, о чем говорят господа, и не могла доложить врагам.
Осанка, походка, застольный этикет — здесь было учтено все. Новое поколение детей петровского дворянства, в отличие от отцов, точно знало, что не следует вытирать рот рукой, облизывать пальцы, ковырять ножом в зубах, чавкать, чесаться, говорить с набитым ртом, болтать ногами на стуле и хватать еду руками с общего блюда. В том числе потому — «ибо так делают крестьяне».
Девицам приходилось сложнее — им в «Юности честном зерцале...» тоже предписывался ряд правил, пусть и в самом конце, зато много более строгих. Юношам было достаточно быть смирными, приветливыми и учтивыми, а вот девушкам надлежало являть смирение, стыдливость, целомудрие, молчаливость, страх перед Богом, милосердие и еще пару десятков ценных качеств — и непременно уметь краснеть, тем самым доказывая свою скромность и чистоту.
Этим молодым людям предстояло составить новую элиту — а потом их детям и следующим поколениям. Петр верил, что его идеалы они будут воплощать дальше, и оказался прав. А вот бывшая его супруга, опальная Евдокия Лопухина, проклявшая задуманный царем город криком «Месту сему быть пусту!» — ошиблась. Граду Петрову доведется стать героем и местом эпохальных событий, родиной великих людей, символом силы духа, полета мысли и особого характера. Словно само имя основателя оберегало и вдохновляло его город.