.

Владимир Теляковский: заложник мятежного театра

Молодой конногвардеец Владимир Теляковский сидел в кресле и лорнировал сцену...
Сцена из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» в постановке Мариинского театра, 1886 г.
Сцена из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» в постановке Мариинского театра, 1886 г. Фото: РИА Новости

Мягко отцепив от своего воротника братишкины пальцы и пообещав брызгающему слюной матросу спальное место, Владимир Аркадьевич подумал, что в должности директора императорских театров он делал примерно то же самое. В него готова была вцепиться пресса — и правая, и левая. В питерских театрах плелись замысловатые интриги, своих артистов продвигали члены императорской фамилии, и между ними, словно кот между мчащимися по Невскому каретами, метался несчастный директор — угодить всем было невозможно, кто-то обязательно станет его врагом. Так потерял должность князь Волконский, да и самому Теляковскому прочили отставку много раз: то Шаляпин публично споет запрещенную «Дубинушку», а директор откажется его увольнять, то обернется оглушительным скандалом питерская премьера балета «Волшебное зеркало». И все же ничего похожего на революцию 1905 года в императорских театрах в его жизни не было. Тогда братишка с «Гангута» постучался к нему в первый раз, а его роль исполнил корифей «Мариинки» Иосиф-Михаил Кшесинский.

Хозяйство у Теляковского было немалое: в Петербурге — Александринский, Мариинский и французский Михайловский театры, в Москве — Большой, Малый и Новый. За свои места артисты императорских театров держались крепко, но осенью 1905 года империя, проигрывающая войну крошечной Японии, зашаталась, начались забастовки, в обеих столицах постреливали, обыватели почувствовали себя революционерами. В прежние времена артисты драматической и балетной трупп обижались, если после выступлений в летнем Красносельском театре их подарки от министерства двора, серебряные безделушки, портсигары, конфетницы и подстаканники, оказывались хуже, чем у коллег. Теперь многие почувствовали себя борцами за свободу.

Так думал Владимир Аркадьевич, пробираясь домой по темному и опасному Каменноостровскому проспекту, обходя стороной подозрительных проходимцев и патрули. В 1905 году с московских улиц быстро исчезли городовые, в Петербурге стражи порядка продержались чуть дольше… Тогда всех пугала надвигающаяся анархия: хулиганы средь бела дня лупят на улицах приличных людей! Ссаживают с извозчиков дам! Еще вчера все шло своим чередом, а наутро стало казаться, что мир вот-вот разлетится ко всем чертям. Теляковский считал, что надо закрыть театры и подождать, пока все уляжется. Но начальство решительно воспротивилось — все должно идти как шло, за уступки никого не похвалят.

В Москве было беспокойнее, чем в Петрограде, — говорили, что революционеры назначили к взрыву Успенский собор, Государственный банк и Большой театр, поэтому Теляковский помчался в Первопрестольную. Надо было прибавить жалованье рабочим сцены и оркестрантам, пока те не потребовали этого сами и не забастовали.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker) Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker) актриса, певица, модель, кинопродюсер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй