Дочь Елизаветы Никищихиной: «Невольно по наследству от мамы мне досталась установка: жить нужно страдая»

Говорят, Елизавету Никищихину сгубил алкоголь. Это неправда. Мама ушла, потому что стала не нужна театру, который был ее самой сильной любовью.
Мы с мамой. Когда у нее все ладилось в театре, она была светлой, доброй, искрящейся Мы с мамой. Когда у нее все ладилось в театре, она была светлой, доброй, искрящейся Фото: из личного архива Е. Никищихиной

И они договорились с Львовым-Анохиным, что Борис Александрович просто прочтет текст за Креона.

Мама была очень красивой в тот вечер: вышла на сцену в платье, которое прислал из Америки мой отец, — светло-сиреневом, в пол. Она играла так, что по лицу Львова-Анохина катились слезы.

Я поехала к бабушке, а мама с Женей повезли домой охапки цветов. Она была абсолютно счастлива. Но ночью раздался звонок в дверь и изменил все. К нам пришли с обыском: из разговоров я знаю, что поводом стала публикация повести Козловского «К’гасная площадь» на Западе.

В спальне висел портрет Бродского.

— Кто это? — спросил человек в штатском.

— Дедушка, — не моргнув глазом, ответила мама.

И оперативник потерял к портрету всякий интерес. Козловского забрали, и он семь месяцев отсидел в Лефортово. Мне мама говорила, что Женя уехал в командировку.

В это время в Театре имени Станиславского приглашенным режиссером ставил спектакли Анатолий Васильев. Именно он предложил маме вторую судьбоносную роль в ее жизни — Вассу Железнову.

Вассе было сорок восемь, маме — тридцать шесть. У роли была своя история: Железнову играли крупные, сильные женщины, например Вера Николаевна Пашенная, и казалось, Васса и Елизавета Никищихина — совсем разные типажи.

Но Васильев выбрал именно ее — наверное, на контрасте: за внешней хрупкостью разглядел несгибаемый характер. Правда, сначала мама даже думала отказаться, не понимала, чего хочет режиссер. К тому же перед Железновой она сыграла девочку Катю двенадцати лет в спектакле «Радуга зимой», для перевоплощения в Вассу ей надо было стать старше на тридцать шесть лет. Маме казалось, что ничего не получается и Анатолий Александрович не снимает ее с роли только из деликатности. Стиль работы Васильева был совершенно особенным, незнакомым. Лишь когда сошлись все составляющие — реквизит, свет, декорации, музыка, — мама почувствовала свою Вассу. Я слышала от знакомых, что собравшись уходить из театра, Васильев сказал: «Я бы забрал тебя с собой, Лиза, но не могу взять актрису, у которой муж сидит».

Дог Арман был моим любимцем. Между мной и мамой соседская такса Дог Арман был моим любимцем. Между мной и мамой соседская такса Фото: из личного архива Е. Никищихиной

Такие были времена. Мама осталась. В театр пришел сын Георгия Товстоногова Сандро, и с этого момента все у нее покатилось по наклонной. Новый режиссер словно не замечал актрисы Никищихиной. Когда я спрашивала ее коллег, почему так случилось, те пожимали плечами. Судя по иронии, с которой они говорили о Товстоногове, было очевидно: Сандро и близко не считали таким талантливым, как его отца. И с мамой у них взаимной симпатии не возникло, вот и все. А она молчала... Мама вообще никогда не отзывалась плохо о коллегах: либо восторженно, с любовью, либо — никак.

Помню, я вернулась из лагеря «Русский лес» для детей актеров, попрощалась с ребятами, села в метро и поехала домой. Вошла, а там ни Жени, ни собаки. Козловский ушел, не выдержав очередного маминого алкогольного срыва. Я ни в чем его не виню. Жене самому приходилось непросто.

Фильмы со звездами:

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Рианна (Rihanna) Рианна (Rihanna) певица, актриса
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй