Виктор Авилов
актер театра и кино
Виктор Авилов
Фото:
Виктор Авилов
актер театра и кино
Полное имя: Виктор Васильевич Авилов
Дата рождения: 08.08.1953
Место рождения: п. Востряково (Россия)
Дата смерти: 21.08.2004 (51 год)
Знак зодиака: Лев
Новости со звездой: 1

Биография

Виктор Васильевич Авилов родился 8 августа 1953 года в подмосковном поселке Востряково. Его родители были рабочими, папа был шофером, а мама работала на стройке. Виктор вырос на улицах поселка, был обычным парнем с рабочей окраины столицы. После окончания школы поступил в Московский Индустриальный техникум (ныне – университет) и окончил его, получив специальности «шофер-профессионал» и «монтаж и наладка систем контроля и автоматики». После института он, как положено, отслужил в армии (1972-1974) и, вернувшись домой, стал работать на стройке шофером (впоследствии также работал наладчиком в различных НИИ).
Его театральная «карьера» началась случайно, в 1974 году, когда 24-летний энтузиаст-режиссер Валерий Романович Белякович создал в Востряково самодеятельную актерскую труппу из местной молодежи. Виктор пришел в труппу за компанию со своим другом детства Сергеем Беляковичем, а уже в 1975 «востряковцы» дебютировали с «Женитьбой» Н.В. Гоголя (Авилов в роли Кочкарева) и играли яркий спектакль «Уроки дочкам» по И.А. Крылову и Вл. Сологубу (роли Семена и Бояркиной). В 1977 «востряковцы» Беляковича объединились с его же «тюмовцами» (актеры Театра юного москвича при Дворце пионеров на Ленинских горах) и новой труппе было выделено помещение на проспекте Вернадского в Юго-Западном округе.
Так началась история столичного «Театра-студии на Юго-Западе»: режиссер и его молодежная труппа своими руками и за свои деньги (работая на любых доступных работах) выстроили первое помещение театра, собрали нехитрый реквизит, сами занимались обслуживанием помещения, вместе творили и жили, создавали «театральные» семьи (младшая сестра Авилова – Ольга Авилова-Задохина стала ведущей актрисой труппы, женой актера Александра Задохина; сам Авилов женился на актрисе театра Галине Галкиной, их дочь Ольга ныне – ведущая актриса театра). В очень «неформальной» для вт. пол 1970-х обстановке возникали спектакли театра, которые сразу стали культовыми в театральных кругах, а к сер. 1980-х стали известны во многих странах мира. Московский Театр на Юго-Западе был создан оригинальным авторским видением режиссера Беляковича как театр с нестандартной (анти-академической) актерской школой: «…они были вне ограничений, рамок, условностей. Неистовые таланты, стихийные, неожиданные, оригинальные и предельно органичные, всегда новые, разные, дерзновенные, способные к абсолютному перевоплощению, доскональному совпадению с материалом, текстом, образом, временем, причем любым!»
Талант Виктора Авилова был заметен с первых же сыгранных им ролей. Белякович вспоминает : «Он не знал преград, был универсален, мог сыграть абсолютно все и сыграл все, что возможно!... Монолог второстепенного персонажа… в его устах звучал не менее убедительно, чем текст главного героя шекспировской трагедии». Критики сравнивают Авилова с русскими классическими актерами и с авангардистами начала 20 века, называют его и продолжателем актерской линии В. Высоцкого. Для зрителей встреча с этим актером была поистине уникальным опытом: феноменальная, словно бы специально для актерства созданная внешность, странный голос, слышавшийся, кажется «на всех частотах», «ужасающе» совершенная пластика. Эти «внешние» черты (востребованные впоследствии кинематографом) лишь подчеркивали поразительную внутреннюю гибкость и тонкость - настоящую способность к перевоплощению, и, конечно, сразу ощущались гипнотическое обаяние и мощнейшая энергетика этого необычного человека (по свидетельствам знакомых и близких, Авилов интересовался эзотерикой и мистикой, имел экстрасенсорные и целительские способности). Критик Марина Давыдова писала о нем: «Он играл в комедиях, фарсах, трагедиях, психологических драмах, абсурдистских пьесах. Играл патетических злодеев, благородных героев, мятущихся страдальцев. И не просто абы каких злодеев и героев. Это были лучшие роли мирового репертуара...Авилов воплотил в себе — не в творчестве своём даже, а именно в себе, как таковом, — очень редкий ныне тип не просто гения, но гения романтического».
Среди ярких ранних спектаклей Авилова - «Старые грехи» (1979) по ранним рассказам А.Чехова-А.Чехонте (1979, роли - альфонс Шампунь, дьячок Ефим, Дубов, Лесник, Дездемонов и др.). В 1980-м зрителям был представлен трагический «Мольер» (по пьесе «Кабала святош» и книги «Жизни господина де Мольера» (ЖЗЛ) М.Булгакова), ставший легендарным и программным спектаклем театра. По мнению режиссера, зрителей, критиков именно в роли Мольера Виктор Авилов предстал как настоящий мастер и большой русский актер, он играл эту свою главную роль на протяжении 24 лет. В 1980-х культовыми ролями Авилова стали также Беранже из спектакля «Носороги» Э. Ионеско (1982), Хлестаков из гоголевского «Ревизора» (1984) и, конечно, шекспировский Гамлет (с 1984): постановку Беляковича признали лучшей зарубежной постановкой шекспировской трагедии за послевоенные годы на Международном Эдинбургском театральном фестивале (1987) и с исполнителя главной роли была снята гипсовая маска. Среди других ролей этого периода – Иван Петрович и Собачкин из «Владимира
III степени по Н.В.Гоголю (1981), Ихарев, Швохнев и Утешительный в гоголевских «Игроках» (с 1981), Генрих и Ланцелот в спектакле «Дракон» Е.Шварца (с 1981), Прокопий Лагутин, Князев и Бронька Пупков в постановке «Штрихи к портрету» по рассказам В. Шукшина (с 1983), маркиз Форлипополи из комедии «Трактирщица» К. Гольдони (с 1989), Лузлиф Харпер из спектакля «С Днем Рождения, Ванда Джун!» по пьесе К.Воннегута (с 1986), Варравин из «Трилогии» по пьесам А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» (с 1988) и мн. др. Актер выходил на сцену почти в каждом московском представлении театра, театр также активно гастролировал за рубежом.
С конца 1980-х в родном театре актер сыграл несколько больших ролей - Калигула а одноименном спектакле по А.Камю (с 1989), Меркуцио в «Ромео и Джульетте» У.Шекспира (с 1993), Актер в постановке «На дне» по А.М. Горькому (с 1996) и, по мнению многих, лучший в истории театра Воланд в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова (с 1993).
Авилов также играл главные роли в независимых театральных проектах – в спектаклях «Дон Кихот» А.Дындыкина (реж. Тереза Дурова, роль Дон Кихота, 2001), «Парфюмер» П. Зюскинда (реж. Вадим Тухватуллин, роль Гренуя, 2002), «Туда и обратно» по Дж. Р. Толкиену (реж. Олег Лещинер, роли предводитель гоблинов, дракон Рыжий Смог, 2002) и др.
На экранах Авилова увидели в 1987 году в эпизодической роли сельской драмы «По траве босиком» (реж.А. Васильев), в 1988 году он сыграл также небольшую роль в детективном мини-сериале «Большая игра» (роль Фрэнка По). В этом же году в популярной ленте Г. Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф» (мини-сериал, по А. Дюма) Авилов сыграл главную роль графа Монте-Кристо и мгновенно стал знаменит. Его Монте-Кристо был депрессивен и глубоко мистичен и разительно несхож с традиционным обликом благородного мстителя. Юнгвальд-Хилькевич дал актеру еще и роль Мордаунта, сына леди Винтер (Миледи) из другой своей экранизации Дюма – «Мушкетёры двадцать лет спустя» (мини-сериал, 1992). В этой казалось-бы комедийно-приключенческой ленте Авилов поистине трагичен, Мордаунт - это и нелепое чудовище в облике человека, и одновременно, бесконечно любящий и нежный сын, отдавший жизнь, чтобы отомстить за убийство матери. Авилов создал очень актуальный образ отца главного героя в яркой «перестроечной» драме А. Матешко «Зеленый огонь козы» (1989). В одном из первых исторических детективов в постсоветском кино, популярном сериале «Петербургские тайны» Авилов изобразил загадочного немецкого доктора Катцеля (1994-1998). Сам актер считал своей большой удачей роль Арбенина в телефильме по драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (реж. И.Мамышева, 1990). Но, для кинозрителей Виктор Авилов - это прежде всего Платон Андреевич, Господин Оформитель из мистической драмы Олега Тепцова «Господин оформитель» (1987, в прокате с 1988, по рассказу А. Грина «Серый автомобиль», музыка С. Курехина). Эта картина, «первый российский мистический триллер» - вечная история Галатеи и Пигмалиона, трагедия таинственного Мастера иллюзий, погубленного своим ожившим гениальным творением.
Актер снялся также в комедиях «Любовь к ближнему» (гл.роль, 1988), «Искусство жить в Одессе» по И.Бабелю (1989), «Танцующие призраки» (1992), «Тараканьи бега» (реж. Р. Гай, роль бандита Риши, 1993); драмах «Смиренное кладбище» (реж.А. Итыгилов, 1989), «Гражданское пари» (1990), «Сделай мне больно» (1993), «Синоптик» (реж. Е. Пашинцева, гл. роль, 2002); в военной драме «Сафари №6» (гл. роль, 1990), мистической драме «Антифауст» (Россия-Германия, реж. Г.Фризен, роль падшего ангела Гильберта, 1993), исторической драме «Золотая голова на плахе» (роль Мейерхольда, 2004); приключенческой картине «Экстрасенс» (1992), в боевике «Волчья кровь» (реж. Н. Стамбула, 1995), сериалах «Зимняя вишня-2» и «Зимняя вишня-3» (реж. И. Масленников, 1990, 1995), «FM и ребята» (2001), «Русские амазонки» (2002), «Хиромант» (последняя роль в кино, 2005); в детских фильмах «Василиса» (2000), «Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства» (реж. В.Ткачев, роль кузнеца Хвата, 2004).
С середины 1990-х у актера возникли проблемы со здоровьем, в 1995 он пережил прободение язвы и две клинических смерти, в 1999-2000 лечился от туберкулеза, но все-же он сумел вернуться на сцену. Спустя четыре года его здоровье снова ухудшилось, он испытывал страшную боль (диагноз «рак 4-й степени»), но продолжал выходить на сцену, играя по 15-20 спектаклей в месяц. Актер умер 21 августа 2004 года в Новосибирске, похоронен на Востряковском кладбище в Москве, на его могиле – памятник работы засл. художника России Д.Н. Тугаринова.

Годы жизни: 08.08.1953-21.08.2004

Семья

Первая супруга – Татьяна (Авилов женился по приходе из армии на женщине старше себя. Вскоре развелся (вт.пол. 1970-х)
Вторая супруга – Галина Галкина, Заслуженная артистка России, актриса театра «Московский театр на Юго-Западе» (знакомы с детства, играли на одной сцене более 20 лет. Свадьба в январе 1983. Развод в нач. 1990-х)
Третья супруга – Лариса, работала на Одесской киностудии (вместе с нач. 1990-х. Брак с 1996 года (по словам Ларисы)
Дети от второго брака:
Дочь – Анна Авилова (апрель 1983)
Дочь – Ольга Авилова (апрель 1987), ведущая актриса театра «Московский театр на Юго-Западе»

Звания

▪ Заслуженный артист РФ (1993)

Награды

▪ «Лучшая зарубежная постановка шекспировской трагедии за послевоенные годы» на Международном Эдинбургском театральном фестивале, Великобритания – роль Гамлета в спектакле «Гамлет», реж. В. Белякович, «Театр на Юго-Западе» (1987)
▪ В списке «Лучших актеров года» журнала «Экран» за роль графа Монте-Кристо в фильме «Узник замка Иф» (1989)

Фотографии