Полина М.
Полина М.

Главный автор и модератор контента

Добавлено 28 августа 2025 г.
Обновлено 28 августа 2025 г.

Как вернуть интерес к учебе: руководство для родителей ребенка

Как вернуть интерес к учебе: руководство для родителей ребенка

Если у ребенка нет интереса к занятиям и он приносит плохие оценки, это не значит, что с ним все потеряно. Даже самым равнодушным к учебе ребятам можно помочь восстановить мотивацию и развить в них любовь к «граниту науки». Иногда для этого достаточно сменить школу и преподавателей. Например, использовав промокод Фоксфорд, можно не только записать ребенка на курсы по подготовке к ЕГЭ и занятия с репетиторами, но и полностью перевести его на дистанционное обучение в Домашней школе Фоксфорда. В ней уделяют особое внимание тому, чтобы сделать учебу интересной и комфортной для детей.

Или, если у школьника возникают проблемы с отдельными предметами, можно ограничиться дополнительными занятиями по этим дисциплинам. Например, промокод Умскул дает скидку как на подготовительные курсы к госэкзаменам, так и на курсы и занятия с репетиторами по разным предметам. На них используют элементы игры и мотивируют ребят розыгрышами ценных призов.

Но это не единственные способы помочь ребенку. Рассмотрим, по каким причинам дети теряют интерес к учебе, какими стратегиями могут пользоваться родители, чтобы вернуть им мотивацию, и каких ошибок стоит избегать мамам и папам.

Почему гаснет интерес: 5 ключевых причин

Для начала важно понять, почему ребенок потерял желание учиться. А причин может быть масса: от психологических и физических до отсутствия понимания, зачем нужно корпеть над синусами и строением клетки, если в будущем, по мнению ребенка, это не пригодится.

Психологические барьеры: стресс, тревога, страх ошибок

Интерес к учебе часто снижается из-за того, что ребенок испытывает сложные эмоции. Например, он может бояться строгих учителей, переживать, что не оправдает слишком высокие ожидания родителей, или чувствовать себя потерянным, когда близятся экзамены и выбор профессии.

Успеваемость может снижаться из-за стресса от попадания в новый коллектив при переводе в другую школу. Также распространенная причина учебы спустя рукава — страх быть отверженным. Особенно если в классе не любят отличников или если близкие друзья учатся плохо и гордятся своими двойками и прогулами. Наконец, подростку может быть не до учебы из-за безответной влюбленности.

Пробелы в знаниях и потеря уверенности

Дети могут попросту не понимать предмет либо иметь пробелы в знаниях.

После долгого перерыва в учебе, например после каникул или болезни, ребенку бывает сложно снова влиться в учебный процесс.

Кроме того, школьник может потерять уверенность в себе, а с ней и какое-либо желание учиться. Например, такое может случиться после ряда плохих оценок, которым он сам был не рад и за которые его еще и отчитали в школе и дома. Кроме того, многие дети смущаются из-за изменений, которые происходят в их теле, чувствуют себя недостаточно красивыми по меркам сверстников. От этого также пропадает желание быть активными на уроках или вообще ходить в школу.

Отсутствие связи учебы с реальными целями

Другая частая причина отсутствия мотивации — непонимание ребенком, зачем ему изучать некоторые предметы, если он не планирует их использовать в своей будущей работе. Например, зачем ему гуманитарные дисциплины, если он уже решил в будущем стать программистом.

Более того, многие дети вообще не видят смысла в том, чтобы прилагать усилия к учебе в школе. Основной ролевой моделью для них сегодня являются блогеры, и им кажется, что для того, чтобы быть успешным в жизни, необязательно иметь даже базовое образование. Достаточно снимать смешные рилсы, а для этого не нужно знать законы термодинамики или исторические даты.

Конфликты в школе или дома

Особенно сильно на успеваемости сказываются конфликты. Ребенку, который подавлен из-за буллинга со стороны одноклассников, будет не до учебы. Тем более всякая мотивация учиться может отпасть, если возникают разногласия и противостояния с преподавателями или кто-то из педагогов откровенно его невзлюбил.

Напряженная обстановка в семье также может сыграть свою роль. Если родители постоянно критикуют и скандалят по поводу оценок, а не поддерживают, это гасит какой-либо интерес к учебе и, более того, вызывает желание делать им наперекор. Или, если родители постоянно ругаются между собой либо собираются разводиться, дети могут тяжело переживать такие моменты и запустить учебу.

Физиологические факторы (усталость, СДВГ)

Возможно, нагрузка на ребенка слишком высока и у него нет сил и времени на качественную учебу. Если школьника каждый день ждут кружки, спортивные секции, музыкалка, дополнительные занятия и домашние обязанности, вполне вероятно, что он устал и выдохся.

Кроме того, у ребенка может оказаться недиагностированное расстройство поведения и психического развития, например СДВГ. Такие дети гиперактивны, импульсивны и невнимательны, им крайне сложно сосредотачиваться и изучать новый материал. Они плохо распоряжаются временем, часто не завершают задания и отличаются забывчивостью. И все это уже не от лени и отсутствия мотивации, а из-за особенностей функционирования их мозга.

Стратегии возврата мотивации: от давления к сотрудничеству

Заставлять ребенка учиться, давить на него и угрожать — плохая стратегия, которая в лучшем случае не будет действовать, а в худшем — усугубит ситуацию. Если же сотрудничать с ребенком и постараться его заинтересовать, можно постепенно вернуть его интерес к учебе.

Диагностика вместо критики: как выявить истинную причину

Чтобы помочь ребенку, нужно сначала выяснить причину его проблем с учебой.

Выразите свое искреннее беспокойство, постарайтесь спокойно по-дружески поговорить и вместе проанализировать что пошло не так, а также что конкретно можно предпринять.

Например, если ребенку скучно, предложите интересные интерактивные занятия, если устал — уменьшение нагрузки и больше времени для отдыха. Если он боится стать изгоем в классе, помогите ему увидеть ценность школьных знаний и поднять уверенность в себе, сменить окружение на ребят, которые относятся к учебе позитивно.

Учимся ставить цели вместе: от школьных заданий к личным проектам

Еще одна эффективная стратегия — вместе ставить учебные цели с дедлайном, а также мотивировать ребенка к их выполнению приятными бонусами. Например, можно поставить перед ребенком задачу прочитать за лето все книги по списку внеклассного чтения, хорошо написать очередную контрольную или окончить четверть без двоек/троек.

В качестве приза за выполнение цели можно предложить что-то, что ребенок очень хочет. Например, брендовую вещь, новый гаджет или поездку с друзьями в парк развлечений. При этом важно оговорить санкции, которые наступят, если ребенок не выполнит свою часть договора: например, ему купят более простой телефон или он не сможет пойти гулять.

Интеграция интересов: как связать хобби и учебные предметы

Чтобы ребенку было интересно вникать в науки, можно найти, как связать его хобби и школьные предметы. Например, если он не любит читать, но увлечен космосом, подберите ему книги на эту тему. Если у ребенка проседает иностранный язык, но он любит кино, смотрите фильмы на этом языке с субтитрами или находите в оригинале интервью его любимых заграничных актеров, певцов или спортсменов.

Если школьник любит экспериментировать с разными материалами, показывайте, как химия применима в повседневной жизни. Если он фанат технологий, обращайте внимание на то, как в них используется физика и математика. Связывайте путешествия с географией, спорт — с биологией — вариантов масса.

Цифровой баланс: учеба vs гаджеты

Специалисты бьют тревогу: увлечение гаджетами и новыми технологиями снижает интерес детей к учебе. Бесконечное листание соцсетей, просмотр видео и онлайн-игры вызывают так называемую цифровую зависимость даже у взрослых, тем более это серьезно влияет на детей. Кроме того, многие школьники используют ChatGPT и поисковики, чтобы выполнить домашнее задание. У них нет мотивации учиться, ведь можно получить быстрый ответ.

Поэтому, чтобы вернуть мотивацию, родителям важно устанавливать разумные правила и ограничения использования гаджетов и нейросетей. У детей должно быть время поскучать. Но для того, чтобы эти правила возымели действие, важно, чтобы родители показывали личный пример. Дети должны видеть, что вы сами разумно используете гаджеты и вас можно застать с книгой в руках.

Возрастные особенности: тактика для дошкольников, школьников и подростков

В младшем, среднем и старшем школьном возрасте есть свои особенности воздействия на мотивацию ребенка к учебе.

5–7 лет: учеба через игру и любопытство

Многим маленьким детям нравится учиться: им интересно все новое, и они с удовольствием берутся за школьные задания. Главное — не отбить у них желание и поддержать их любопытство. Для этого прежде всего не стоит отвергать сына или дочь, когда они приходят показать вам свои прописи, рассказать стих или поделиться тем интересным, что они узнали. 

Кроме того, чтобы малышам было интересно, обучайте их в форме игры. Делайте квесты и викторины, устраивайте домашние спектакли или научные исследования. Водите ребенка на познавательные мероприятия, например в музеи со специальными детскими программами, в планетарии, на занимательные опыты. А если нужны дополнительные занятия, также выбирайте интерактивные и построенные по игровому принципу.

8–12 лет: развитие самостоятельности и ответственности

Подрастая, дети часто теряют свой первый запал и начинают отлынивать от учебы, но это именно тот момент, когда нужно помочь ребенку развить самостоятельность и ответственность за свою учебу. Важно оставить разумный контроль, но дать школьнику свободу решать, когда он будет делать уроки.

Если подросток постоянно откладывает работу над ДЗ, можно помочь ему организовать свой график. Но, если из раза в раз он начинает получать двойки за неготовность к уроку, важно оговорить, что, если ситуация будет повторяться, он столкнется с последствиями. Например, не сможет пойти на развлечение, которого так хотел, будет ограничен в карманных деньгах или времени в видеоиграх.

13+ лет: поиск смыслов и уважение автономии

Старшеклассники стремятся к максимальной автономии от родителей и активно задаются вопросами о том, кто они и чего они хотят. В этот период важно помочь подростку понять, зачем лично ему нужно учиться, как это поможет ему в будущем. Узнайте, чем именно ребенок хотел бы заниматься, каковы его планы и мечты, и покажите ему, как усилия, которые он сегодня приложит в учебе, приблизят его к достижению целей.

Обратите внимание старшеклассника на то, что навыки, которые он сейчас приобретает в школе, пригодятся ему в любой сфере. Например, математика научит его логически мыслить и анализировать, гуманитарные предметы расширят кругозор и сформируют красивую речь. А ежедневные усилия в учебе в целом помогут выработать дисциплинированность и способность доводить дела до конца. Эти умения нужны, чтобы быть успешным не только в работе, но и в социуме — они делают человека более привлекательным для окружающих.

Когда нужна помощь со стороны: сигналы для обращения к специалистам

Когда, несмотря на все усилия, не получается вернуть ребенку интерес к учебе, стоит обратиться к экспертам в этом вопросе: психологу, нейропсихологу или репетитору.

Зачем нужен психолог и как его выбрать

Если родителям сложно понять мотивы ребенка и донести до него важность учебы или он испытывает сильный стресс и тревожится, можно записаться к психологу. Специалист поможет школьнику понять свои эмоции и справиться с ними, деликатно выявит глубоко скрытую причину его нежелания учиться и окажет ему необходимую поддержку. Он, как старший друг и коуч, может помочь ребенку взглянуть на ситуацию под другим углом, чтобы возродить его желание учиться.

В зависимости от ситуации и запроса можно обратиться к школьному или частному психологу либо в центр психологической помощи. Но при выборе специалиста важно проверить, чтобы у него было профильное образование, он специализировался в детской психологии и имел опыт работы с детьми и подростками. Также желательно, чтобы у него были хорошие рекомендации, свидетельствующие, что он умеет найти подход к ребенку и расположить его к себе.

Нейропсихолог: когда дело не в лени, а в особенностях мозга

Стоит обратиться к нейропсихологу, если ребенок уже на протяжении долгого времени гиперактивен, у него есть проблемы с вниманием, памятью и эмоциями, сложности в обучении или поведении. Врач проведет диагностику и определит, не вызваны ли такие симптомы психофизиологическими нарушениями и расстройствами, в частности СДВГ.

Если дело действительно окажется не в лени или стрессе, а в особенностях развития мозга, могут быть назначены медикаментозное лечение и поведенческая терапия. Их сочетание поможет ослабить проявления синдрома, повысить мотивацию школьника и увеличить его учебную активность.

Роль репетитора: восполнение пробелов

Если ребенок сильно отстал по школьной программе, он не понимает отдельные предметы или ему скучно заниматься, подключите репетитора.

Будет ли школьник знать и любить предмет, очень часто зависит от личности преподавателя. Имеет значение, умеет ли учитель доступно доносить мысль и заинтересовать ребят. Поэтому, если выбрать хорошего специалиста, который применяет к обучению новый подход, есть все шансы восстановить мотивацию и успеваемость.

Чего избегать: 4 родительские ошибки, убивающие мотивацию

Родители, сами того не осознавая, порой отбивают у детей желание учиться или вообще ходить в школу. Желая дать ребенку хорошее образование, они могут слишком давить на ребенка. Например, требовать чрезмерно высоких результатов, жестко критиковать за каждую тройку, перегружать ребенка дополнительными занятиями. Также плохая идея — пугать ребенка тем, что, если он не возьмется за ум, будет работать уборщиком, или критиковать при нем школу и преподавателей.

Но, помимо этого, есть еще 4 грубые ошибки, совершая которые родители достигают обратного эффекта.

Сравнение с другими

Если вам сказать, что вы готовите так себе, вот поучились бы у свекрови, или что вы недостаточно зарабатываете, не то что муж подруги, это скорее вызовет обиду и гнев, чем замотивирует к действию. Дети чувствуют то же самое. Хуже сравнения с сыном знакомых может быть только унизительное публичное сравнение, когда вы делаете это перед родственниками или друзьями.

Вместо этого лучше найти за что похвалить и предложить помощь в том, что не получается.

Наказания учебой

Когда ребенок в чем-то провинился, некоторые родители практикуют наказание учебой. Например, могут заставить весь вечер читать книгу либо записать школьника на дополнительные занятия с посылом «чтобы не было времени делать глупости». Это формирует у ребенка четкую ассоциацию, что учеба — это наказание, соответственно, мотивации учиться у него не будет.

Лучше в качестве наказания ограничивать ребенка в развлечениях, карманных деньгах и желанных покупках.

Тотальный контроль

Если родитель, как надзиратель, контролирует каждый шаг, проверяет каждое домашнее задание и требует отчета по подготовке к урокам даже в средней школе, ребенок не научится самостоятельности и ответственности. У него не появится собственная внутренняя мотивация и осознанное отношение к учебе. Более того, тотальный контроль рано или поздно приводит к бунту.

Родителям важно участвовать в учебном процессе и помогать, где это необходимо. Но обязательно давать ребенку разумную свободу.

Обесценивание переживаний

Порой школьник может поделиться с родителями связанными с учебой страхами, переживаниями из-за плохой оценки или трудностями в общении со сверстниками. Худшее, что можно сделать, — это наказать его в такой момент за неуд или сказать: «Мне б твои проблемы».

Также часто встречаются ситуации, когда ребенок с радостью и гордостью показывает родителям выполненный им проект или полученную оценку, а в ответ получает равнодушие или обесценивание. После такого пропадет желание стараться.

Важно быть внимательными к переживаниям ребенка: с интересом выслушивать его, принимать и разделять его чувства. Поддерживайте его во время неудач, хвалите и поощряйте даже за самые маленькие успехи.

Источники вдохновения: книги, курсы и полезные ресурсы

Возрождать интерес ребенка или подростка к учебе — это большая работа. Но родители не оставлены без помощи: есть множество дополнительных ресурсов и инструментов, которыми они могут воспользоваться.

Книги по детской психологии и педагогике

Бывает сложно поставить себя на место ребенка. Родители забывают, что были такими же, и часто упускают из виду, что развивающиеся мозг и психика ребенка функционируют не так, как у взрослых. Это становится причиной завышенных ожиданий и конфликтов. Чтобы лучше понимать своего ребенка, говорить с ним на его языке и знать, как лучше его поддержать, полезно исследовать книги по детской психологии и педагогике.

Онлайн-платформы с игровым обучением

Один из самых простых способов заинтересовать ребенка нелюбимыми предметами — записать его на интерактивные индивидуальные занятия или курсы. Там увлекательно объясняют темы на понятных детям примерах и используют в обучении современные технологии, а также элементы геймплея. Например, во многих онлайн-школах учебный процесс построен так, что, выполняя задания, ребенок словно проходит уровни игры, накапливает очки и получает награды. Как бонус, ребята попадают в среду замотивированных к учебе школьников.

Сообщества родителей для обмена опытом

В родительских чатах, группах в соцсетях и на форумах можно попросить совета у мам и пап, которые сталкивались с подобными сложностями. В том числе там могут порекомендовать хороших детских психологов, неврологов, репетиторов и онлайн-школы с новаторским подходом к обучению. 

Не опускайте руки, если ребенок не хочет учиться: постарайтесь узнать причину и предложить ему помощь.