Полина М.
Полина М.

Главный автор и модератор контента

Добавлено 4 августа 2025 г.
Обновлено 4 августа 2025 г.

Геймдев: как стать востребованным разработчиком игр в 2025

Геймдев: как стать востребованным разработчиком игр в 2025

Наверняка большинство геймеров хотя бы раз задумывались над работой в игровой индустрии. Далее рассказываем, какие профессии есть в этой сфере, какую из них выбрать, как найти проект — в общем, раскрываем все важные моменты, о которых стоит знать. Если у вас еще нет навыков геймдева, получить их можно на курсах от Yandex. Сэкономить на них поможет промокод Яндекс Практикум.

3 шага к выбору специализации: где вы нужны прямо сейчас

Геймдев ассоциируется с программистами. Но, кроме них, в индустрии есть другие профессии, самые важные из которых — это геймдизайнер и художник. Разберем эти специализации подробнее.

Программист VS художник VS геймдизайнер: сравниваем зарплаты и входной порог

Программист — это самая востребованная специализация в геймдеве. Ведь игра — это, по сути, программа. Входной порог в профессию сравнительно высокий: как минимум нужно знать тот или иной язык программирования. Конечно, его можно изучить самому, но это трудно, поэтому не обойтись без профильного образования или хотя бы курсов. При этом программист в среднем самая высокооплачиваемая профессия в индустрии.

Геймдизайнер — это человек, отвечающий за концепцию игры. Он определяет общий нарратив, главных персонажей, стиль, геймплей, дизайн уровней, но сам не реализует это — воплощением идей на практике занимаются программисты и художники. Вход в профессию не так сложен, но для нее важны опыт, насмотренность и креативность: все-таки геймдизайн — это в первую очередь творчество. Оплата труда геймдизайнера зависит от его репутации, популярности и игры. Специалист на инди-проекте может получать совсем немного, а гонорары Кодзимы — несколько миллионов долларов.

Художник занимается воплощением визуала игры: рисует персонажей, объекты, дорабатывает текстуры. На многих проектах сейчас идет уклон в сторону героев, потому что для окружения используют готовые ассеты движка. Помните: художник в геймдеве — это не про творчество (хотя оно тоже есть), а про воплощение идей геймдизайнера. Придется работать по четкому техническому заданию, многие версии рисунков будут браковать. Для работы на позиции нужно очень хорошо рисовать. Зарплата у художников ниже, чем у программиста и игрового дизайнера.

Топ-5 редких ниш: VFX, нарративный дизайн, оптимизация под VR

Помимо программистов, геймдизайнеров и художников, в индустрии есть другие специализации, более редкие. Вот топ-5:

  • VFX-дизайнер. Отвечает за визуальные эффекты в игре, а также за захват движения с помощью технологии motion capture, если для анимации используют людей.

  • Нарративный дизайнер. Занимается проработкой сюжета игры, взаимодействия игрока с окружающим миром, персонажами, подачей повествования.

  • Оптимизатор под VR. Это геймдизайнер, который приспосабливает игру под очки виртуальной реальности (у них свои специфические требования к визуалу).

  • Звукорежиссер. Отвечает за звуковое сопровождение игры: от эффектов до саундтрека.

  • Дизайнер баланса. Изучает результаты тестирования продукта и делает так, чтобы геймплей был максимально сбалансированным.

В этот топ вошли далеко не все профессии в геймдеве, которые не на слуху, — это лишь малая часть.

Железобетонное портфолио: что показывать работодателю

У разработчика должны быть проекты в портфолио — это повышает шансы на успешное трудоустройство. Но где их взять и как показать комьюнити? Разберемся в этом.

3 обязательных проекта: мод, джем-игра, скрипт для движка

Самый простой способ получить проект в портфолио — мод на игру с открытыми исходниками. Модификация должна быть масштабной, показывать ваши знания и навыки. Если все ограничивается сменой костюма персонажа или добавлением 1–2 дополнительных предметов, такой вариант не подойдет.

Второй путь — геймджем, то есть сбор разработчиков для создания игры за ограниченное время. Для начинающих это хороший способ показать себя и продемонстрировать способность эффективно работать в команде.

Умение изменять программный код движка — важный навык для программиста в геймдеве. В чистом виде готовое ПО никто не использует — крупные студии переписывают его под себя. Поэтому в портфолио можно положить собственный скрипт на популярный движок — Unreal, Unity или какой-то другой.

Опционально в портфолио можно положить свой инди-проект. Необязательно сложный — это может быть простая пиксельная игра. Такой ход не только поможет в трудоустройстве, но и способен сделать вас известным в гейминг-сообществе, как это произошло с 2 разработчиками Smoothie Galaxy, которые стали популярны в кругах любителей инди после релиза дебютного «рогалика». Другой пример — Signalis, который «выстрелил» в Steam и принес славу своим создателям, делавшим его почти на энтузиазме.

Где выкладывать: itch.io > ArtStation > GitHub с читаемым кодом

Если делаете проект специально для портфолио, разместите его в открытом доступе на специальном ресурсе:

  • для программистов — на GitHub с читаемым кодом;

  • для художников — на ArtStation;

  • если уже есть готовая игра — на itch.io.

Это поможет сделать себя более узнаваемым в сообществе и получить проекты, которые делались не «в стол», а действительно публиковались.

Движки 2025: учить Unreal, Unity или Godot?

Обязательное требование к специалисту по разработке игр — умение работать с распространенными движками:

  • Unreal. Это движок для полноценных десктопных проектов. Его выбирают большинство студий из-за сравнительно простой работы и огромного числа готовых ассетов.

  • Unity. Этот универсальный движок в последнее время используют для мобильных игр, однако в десктопных проектах его тоже можно встретить — в основном в инди-разработке.

  • Godot. Этот движок не предлагает больших возможностей, но он бесплатный, поэтому его часто используют в инди-проектах — как правило, двухмерных или пиксельных, хотя есть и исключения.

Хотя бы минимально уметь пользоваться движком должен даже геймдизайнер — без понимания его работы ему будет трудно руководит разработкой, тестировать новые идеи и внедрять их на практике.

AAA-студии: С++ и Blueprint (Unreal Engine 4–5)

Крупные студии при разработке проектов ААА используют в основном движок Unreal Engine (UE) 4 или 5-й генерации, написанные на C++. 6-я версия еще не вышла, но тоже будет на С++. Если планируете устраиваться в такие компании, нужно знать этот язык, чтобы вносить изменения в UE. 

Также надо владеть Blueprint. Это внутренний язык внутренний язык визуального программирования в движке UE. Он задействуется в разработке. Хотя движок написан на С++, игры пишут именно на Blueprint. 

Мобильный геймдев: C# + Unity DOTS

Если планируете работать в мобильном геймдеве, обязательно знание C# — языка движка Unity, который используется при создании большинства игр для смартфонов. Также на нем делают некоторые инди-проекты, среди них Ori, Cuphead, Wasteland 2, другие известные и не очень тайтлы.

Инди: Godot + GDScript для быстрого прототипирования

Если хотите разрабатывать инди-игры на Godot, придется выучить GDScript — собственный язык программирования движка. Синтаксис напоминает Python, поэтому его знание будет плюсом. Имейте в виду: GDScript применяется только в Godot, поэтому его использование ограничивается малобюджетными инди-проектами.

Нетворкинг, который работает

В трудоустройстве разработчикам помогает нетворкинг. Чтобы представить себя и завести знакомства в индустрии, можно воспользоваться несколькими инструментами: геймджемами, Discord-сообществами, митапами. Разберем каждый подробнее.

Геймджемы с трудоустройством

На геймджеме можно показать свои навыки и умение работать в команде. Но они могут стать не только еще одной позицией в портфолио — некоторые мероприятия проводят потенциальные работодатели, чтобы набрать новых разработчиков. Мониторьте такие ивенты и старайтесь участвовать в них. Если даже не получится попасть в геймдев-компанию, заведете новые связи и покажете себя.

Discord-сообщества: где дают фидбек по портфолио

Чтобы найти работу в геймдеве, нужно знакомиться и общаться с другими разработчиками. Лучше делать это в Дискорд — тем есть много профильных сообществ, где можно завести новые связи и получить фидбэк по портфолио. 

Митапы: как представить себя без опыта

В IT митап играет важную роль — это инструмент нетворкинга, получения знаний и даже досуга. Поэтому участвовать в таких мероприятиях для новичков — мастхев. Там вы сможете узнать что-то новое, познакомиться с интересными людьми, обзавестись связями, которые помогут найти работу. 

Стажировка: инструкция по захвату места

Итак, вас пригласили на собеседование. Поговорим, как его успешно пройти, попасть на стажировку и не провалить ее.

Тестовые задания: какие ошибки убивают шансы

В геймдеве прием на работу обычно начинается с небольшого тестового задания. Важно успешно сдать его, чтобы заинтересовать потенциального работодателя. Вот типичные ошибки новичков:

  • Стремление показать как можно больше навыков. Много умений — хорошо, но важно решать конкретную задачу, а не пытаться продемонстрировать все свои скиллы.

  • Невнимательное изучение тестового задания. При выполнении задания новички часто не обращают внимания на незначительные на первый взгляд детали, которые важны.

  • Неправильный выбор способа решения задачи. Задание надо выполнить максимально эффективным способом.

Эти рекомендации больше подходят для IT-специалистов в геймдеве, но для других профессий они тоже годятся.

Soft skills: что спрашивают на собеседовании, кроме кода

Как и на другой работе, в геймдеве важны софт-скиллс:

  • умение искать и обрабатывать информацию;

  • коммуникабельность, способность найти общий язык с другими;

  • навыки работы в команде, объяснения и делегирования задач.

Напрямую о них редко спрашивают, но могут попросить пройти тест или задать непрямой вопрос, который поможет понять, есть ли у кандидата soft skills. К этому надо быть готовым — если нет развитых soft skills, есть риск отказа.

Карта роста: junior → middle за 18 месяцев

Итак, вас взяли, вы прошли стажировку. Следующая цель — карьерный рост с junior до middle. Вот советы, которые помогут пройти его максимально быстро:

  • Учитесь. Делайте это самостоятельно или проходите курсы.

  • Будьте самостоятельны. Решайте задачи без копания в документации.

  • Развивайтесь. Не бойтесь брать более сложные задачи.

В развитии помогает составление плана: решите, чего вы хотите достичь, какого уровня дохода и самореализации ждете, определите предпочтительное место работы и должность, наметьте поэтапные меры, которые примете к реализации желаемого.

Тренды, без которых вас не возьмут

Игровая индустрия постоянно меняется, в ней регулярно появляются новые тренды, без знания которых нельзя быть успешным разработчиком. Вот некоторые из них.

Нейроинструменты: генерация ландшафтов в Midjourney + доработка

Сейчас рутинные процессы в геймдеве поручают нейросетям. Пример: проработка ландшафтов в играх с открытым миром. Без умения использовать искусственный интеллект в разработке будет сложно. 

Но есть тонкая грань: не все компании готовы передать ИИ значительную часть работы — созданные с его помощью сетапы бросаются в глаза и вызывают критику игроков, что видно по фидбэку на ряд бюджетных китайских проектов 2024-2025 годов. Поэтому нужно уметь не только генерировать текстуры, изображения, другой контент, но и дорабатывать его, вносить что-то индивидуальное, какую-то изюминку.

Кроссплатформенность: сборка под PS и нейрошлемы

Сейчас большинство игр выпускают сразу на нескольких платформах:

  • ПК;

  • консоли;

  • шлемы VR.

Нужны навыки по портированию проекта на разные устройства. С ПК и полноформатными консолями обычно не бывает проблем — у них одинаковая архитектура и сопоставимое железо. А вот порты на девайсы вроде Switch или подготовка тайтлов для нейрошлемов связаны с определенными нюансами, которые нужно знать.

LiveOps: как поддерживать игры-сервисы

LiveOps — аббревиатура от live operations, что в переводе с английского означает «действия в реальном времени». Это меры по оптимизации игры и добавлению нового контента после релиза. LiveOps характерен для онлайн-проектов и мобильных тайтлов, для которых регулярно выходят обновления. Специалистам геймдева важно уметь делать патчи, которые не «ломают» игру.