Геймдев: как стать востребованным разработчиком игр в 2025

Наверняка большинство геймеров хотя бы раз задумывались над работой в игровой индустрии. Далее рассказываем, какие профессии есть в этой сфере, какую из них выбрать, как найти проект — в общем, раскрываем все важные моменты, о которых стоит знать. Если у вас еще нет навыков геймдева, получить их можно на курсах от Yandex. Сэкономить на них поможет промокод Яндекс Практикум.
3 шага к выбору специализации: где вы нужны прямо сейчас
Геймдев ассоциируется с программистами. Но, кроме них, в индустрии есть другие профессии, самые важные из которых — это геймдизайнер и художник. Разберем эти специализации подробнее.
Программист VS художник VS геймдизайнер: сравниваем зарплаты и входной порог
Программист — это самая востребованная специализация в геймдеве. Ведь игра — это, по сути, программа. Входной порог в профессию сравнительно высокий: как минимум нужно знать тот или иной язык программирования. Конечно, его можно изучить самому, но это трудно, поэтому не обойтись без профильного образования или хотя бы курсов. При этом программист в среднем самая высокооплачиваемая профессия в индустрии.

Геймдизайнер — это человек, отвечающий за концепцию игры. Он определяет общий нарратив, главных персонажей, стиль, геймплей, дизайн уровней, но сам не реализует это — воплощением идей на практике занимаются программисты и художники. Вход в профессию не так сложен, но для нее важны опыт, насмотренность и креативность: все-таки геймдизайн — это в первую очередь творчество. Оплата труда геймдизайнера зависит от его репутации, популярности и игры. Специалист на инди-проекте может получать совсем немного, а гонорары Кодзимы — несколько миллионов долларов.

Художник занимается воплощением визуала игры: рисует персонажей, объекты, дорабатывает текстуры. На многих проектах сейчас идет уклон в сторону героев, потому что для окружения используют готовые ассеты движка. Помните: художник в геймдеве — это не про творчество (хотя оно тоже есть), а про воплощение идей геймдизайнера. Придется работать по четкому техническому заданию, многие версии рисунков будут браковать. Для работы на позиции нужно очень хорошо рисовать. Зарплата у художников ниже, чем у программиста и игрового дизайнера.

Топ-5 редких ниш: VFX, нарративный дизайн, оптимизация под VR
Помимо программистов, геймдизайнеров и художников, в индустрии есть другие специализации, более редкие. Вот топ-5:
VFX-дизайнер. Отвечает за визуальные эффекты в игре, а также за захват движения с помощью технологии motion capture, если для анимации используют людей.
Нарративный дизайнер. Занимается проработкой сюжета игры, взаимодействия игрока с окружающим миром, персонажами, подачей повествования.
Оптимизатор под VR. Это геймдизайнер, который приспосабливает игру под очки виртуальной реальности (у них свои специфические требования к визуалу).
Звукорежиссер. Отвечает за звуковое сопровождение игры: от эффектов до саундтрека.
Дизайнер баланса. Изучает результаты тестирования продукта и делает так, чтобы геймплей был максимально сбалансированным.
В этот топ вошли далеко не все профессии в геймдеве, которые не на слуху, — это лишь малая часть.
Железобетонное портфолио: что показывать работодателю

У разработчика должны быть проекты в портфолио — это повышает шансы на успешное трудоустройство. Но где их взять и как показать комьюнити? Разберемся в этом.
3 обязательных проекта: мод, джем-игра, скрипт для движка
Самый простой способ получить проект в портфолио — мод на игру с открытыми исходниками. Модификация должна быть масштабной, показывать ваши знания и навыки. Если все ограничивается сменой костюма персонажа или добавлением 1–2 дополнительных предметов, такой вариант не подойдет.
Второй путь — геймджем, то есть сбор разработчиков для создания игры за ограниченное время. Для начинающих это хороший способ показать себя и продемонстрировать способность эффективно работать в команде.
Умение изменять программный код движка — важный навык для программиста в геймдеве. В чистом виде готовое ПО никто не использует — крупные студии переписывают его под себя. Поэтому в портфолио можно положить собственный скрипт на популярный движок — Unreal, Unity или какой-то другой.
Опционально в портфолио можно положить свой инди-проект. Необязательно сложный — это может быть простая пиксельная игра. Такой ход не только поможет в трудоустройстве, но и способен сделать вас известным в гейминг-сообществе, как это произошло с 2 разработчиками Smoothie Galaxy, которые стали популярны в кругах любителей инди после релиза дебютного «рогалика». Другой пример — Signalis, который «выстрелил» в Steam и принес славу своим создателям, делавшим его почти на энтузиазме.
Где выкладывать: itch.io > ArtStation > GitHub с читаемым кодом
Если делаете проект специально для портфолио, разместите его в открытом доступе на специальном ресурсе:
для программистов — на GitHub с читаемым кодом;
для художников — на ArtStation;
если уже есть готовая игра — на itch.io.
Это поможет сделать себя более узнаваемым в сообществе и получить проекты, которые делались не «в стол», а действительно публиковались.
Движки 2025: учить Unreal, Unity или Godot?

Обязательное требование к специалисту по разработке игр — умение работать с распространенными движками:
Unreal. Это движок для полноценных десктопных проектов. Его выбирают большинство студий из-за сравнительно простой работы и огромного числа готовых ассетов.
Unity. Этот универсальный движок в последнее время используют для мобильных игр, однако в десктопных проектах его тоже можно встретить — в основном в инди-разработке.
Godot. Этот движок не предлагает больших возможностей, но он бесплатный, поэтому его часто используют в инди-проектах — как правило, двухмерных или пиксельных, хотя есть и исключения.
Хотя бы минимально уметь пользоваться движком должен даже геймдизайнер — без понимания его работы ему будет трудно руководит разработкой, тестировать новые идеи и внедрять их на практике.
AAA-студии: С++ и Blueprint (Unreal Engine 4–5)
Крупные студии при разработке проектов ААА используют в основном движок Unreal Engine (UE) 4 или 5-й генерации, написанные на C++. 6-я версия еще не вышла, но тоже будет на С++. Если планируете устраиваться в такие компании, нужно знать этот язык, чтобы вносить изменения в UE.
Также надо владеть Blueprint. Это внутренний язык внутренний язык визуального программирования в движке UE. Он задействуется в разработке. Хотя движок написан на С++, игры пишут именно на Blueprint.
Мобильный геймдев: C# + Unity DOTS
Если планируете работать в мобильном геймдеве, обязательно знание C# — языка движка Unity, который используется при создании большинства игр для смартфонов. Также на нем делают некоторые инди-проекты, среди них Ori, Cuphead, Wasteland 2, другие известные и не очень тайтлы.
Инди: Godot + GDScript для быстрого прототипирования
Если хотите разрабатывать инди-игры на Godot, придется выучить GDScript — собственный язык программирования движка. Синтаксис напоминает Python, поэтому его знание будет плюсом. Имейте в виду: GDScript применяется только в Godot, поэтому его использование ограничивается малобюджетными инди-проектами.
Нетворкинг, который работает

В трудоустройстве разработчикам помогает нетворкинг. Чтобы представить себя и завести знакомства в индустрии, можно воспользоваться несколькими инструментами: геймджемами, Discord-сообществами, митапами. Разберем каждый подробнее.
Геймджемы с трудоустройством
На геймджеме можно показать свои навыки и умение работать в команде. Но они могут стать не только еще одной позицией в портфолио — некоторые мероприятия проводят потенциальные работодатели, чтобы набрать новых разработчиков. Мониторьте такие ивенты и старайтесь участвовать в них. Если даже не получится попасть в геймдев-компанию, заведете новые связи и покажете себя.
Discord-сообщества: где дают фидбек по портфолио
Чтобы найти работу в геймдеве, нужно знакомиться и общаться с другими разработчиками. Лучше делать это в Дискорд — тем есть много профильных сообществ, где можно завести новые связи и получить фидбэк по портфолио.
Митапы: как представить себя без опыта
В IT митап играет важную роль — это инструмент нетворкинга, получения знаний и даже досуга. Поэтому участвовать в таких мероприятиях для новичков — мастхев. Там вы сможете узнать что-то новое, познакомиться с интересными людьми, обзавестись связями, которые помогут найти работу.
Стажировка: инструкция по захвату места

Итак, вас пригласили на собеседование. Поговорим, как его успешно пройти, попасть на стажировку и не провалить ее.
Тестовые задания: какие ошибки убивают шансы
В геймдеве прием на работу обычно начинается с небольшого тестового задания. Важно успешно сдать его, чтобы заинтересовать потенциального работодателя. Вот типичные ошибки новичков:
Стремление показать как можно больше навыков. Много умений — хорошо, но важно решать конкретную задачу, а не пытаться продемонстрировать все свои скиллы.
Невнимательное изучение тестового задания. При выполнении задания новички часто не обращают внимания на незначительные на первый взгляд детали, которые важны.
Неправильный выбор способа решения задачи. Задание надо выполнить максимально эффективным способом.
Эти рекомендации больше подходят для IT-специалистов в геймдеве, но для других профессий они тоже годятся.
Soft skills: что спрашивают на собеседовании, кроме кода
Как и на другой работе, в геймдеве важны софт-скиллс:
умение искать и обрабатывать информацию;
коммуникабельность, способность найти общий язык с другими;
навыки работы в команде, объяснения и делегирования задач.
Напрямую о них редко спрашивают, но могут попросить пройти тест или задать непрямой вопрос, который поможет понять, есть ли у кандидата soft skills. К этому надо быть готовым — если нет развитых soft skills, есть риск отказа.
Карта роста: junior → middle за 18 месяцев
Итак, вас взяли, вы прошли стажировку. Следующая цель — карьерный рост с junior до middle. Вот советы, которые помогут пройти его максимально быстро:
Учитесь. Делайте это самостоятельно или проходите курсы.
Будьте самостоятельны. Решайте задачи без копания в документации.
Развивайтесь. Не бойтесь брать более сложные задачи.
В развитии помогает составление плана: решите, чего вы хотите достичь, какого уровня дохода и самореализации ждете, определите предпочтительное место работы и должность, наметьте поэтапные меры, которые примете к реализации желаемого.
Тренды, без которых вас не возьмут

Игровая индустрия постоянно меняется, в ней регулярно появляются новые тренды, без знания которых нельзя быть успешным разработчиком. Вот некоторые из них.
Нейроинструменты: генерация ландшафтов в Midjourney + доработка
Сейчас рутинные процессы в геймдеве поручают нейросетям. Пример: проработка ландшафтов в играх с открытым миром. Без умения использовать искусственный интеллект в разработке будет сложно.
Но есть тонкая грань: не все компании готовы передать ИИ значительную часть работы — созданные с его помощью сетапы бросаются в глаза и вызывают критику игроков, что видно по фидбэку на ряд бюджетных китайских проектов 2024-2025 годов. Поэтому нужно уметь не только генерировать текстуры, изображения, другой контент, но и дорабатывать его, вносить что-то индивидуальное, какую-то изюминку.
Кроссплатформенность: сборка под PS и нейрошлемы
Сейчас большинство игр выпускают сразу на нескольких платформах:
ПК;
консоли;
шлемы VR.
Нужны навыки по портированию проекта на разные устройства. С ПК и полноформатными консолями обычно не бывает проблем — у них одинаковая архитектура и сопоставимое железо. А вот порты на девайсы вроде Switch или подготовка тайтлов для нейрошлемов связаны с определенными нюансами, которые нужно знать.
LiveOps: как поддерживать игры-сервисы
LiveOps — аббревиатура от live operations, что в переводе с английского означает «действия в реальном времени». Это меры по оптимизации игры и добавлению нового контента после релиза. LiveOps характерен для онлайн-проектов и мобильных тайтлов, для которых регулярно выходят обновления. Специалистам геймдева важно уметь делать патчи, которые не «ломают» игру.