Людмила Гурченко: Почему Рязанов «вырезал» ее из «Жестокого романса»?

«Никто не знает, что Людмила Марковна снималась в фильме «Жестокий романс». Но так и не появилась на экране...
Елена Костина
|
10 Августа 2017
Людмила Гурченко с Александром Михайловым в фильме «Любовь и голуби». 1984 г.
С Александром Михайловым в фильме «Любовь и голуби». 1984 г.

«Съемки дались Людмиле Марковне с огромным трудом, у нее пропал весь гардероб, пришлось шить заново… А потом все сцены, отснятые с Гурченко, Рязанов просто выбросил из фильма. Людмила Марковна переживала ужасно, для нее словно кусок жизни полетел в корзину», — рассказывает художник по костюмам Наталья Иванова.

В первый раз костюмы Людмиле Марковне я делала для фильма «Рецепт ее молодости» по пьесе «Средство Макропулоса». Она сама попросила режиссера пригласить меня на эти съемки — ей меня порекомендовала художник по костюмам Ганна Владимировна Ганевская, которая работала с Гурченко на «Идеальном муже» и «Любимой женщине механика Гаврилова», но на этот раз была занята. Людмила Марковна захотела посмотреть, что я из себя представляю, и пригласила меня на студию, где что-то в тот момент озвучивала. Помню, я пришла и ждала ее в коридоре. И тут из тон-студии вышла ко мне такая немножечко мышка — в сером беретике, в сером пальтишке… 

Из того нашего первого разговора я запомнила только одну ее фразу: «Потом о вас будут говорить, что она одевала Гурченко». Мы договорились, что эскизы костюмов я принесу ей домой, Людмила Марковна тогда жила в Безбожном переулке, еще с Костей Купервейсом и своей мамой Еленой Александровной. Гурченко встретила меня очень радушно, провела по квартире: «Это комната мамочки, здесь мы с Костей, там у нас гостиная», показала всю свою коллекцию раритетов, которую начала собирать с канделябра Петровской эпохи, украшенного хрусталем, — так называемой жирандоли. 

Людмила Гурченко с Жанной Прохоренко и Георгием Вициным в фильме «Женитьба Бальзаминова».  1964 г.
С Жанной Прохоренко и Георгием Вициным в фильме «Женитьба Бальзаминова». 1964 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Людмила Марковна рассказывала: «Я на весь свой гонорар за «Карнавальную ночь» купила не платья, не шубу, а вот этот антикварный канделябр». Помню, я удивилась, ведь в двадцать лет мало кто интересуется такими вещами. Еще мне у нее дома запомнилась собачка Бабочка породы карликовый пинчер, которую Гурченко обожала. Мы пили чай, Бабочка сидела у хозяйки на коленях. Людмила Марковна от бутерброда откусит — и тут же Бабочке даст…

Мои эскизы и наброски Гурченко одобрила: «Мне нравится силуэт, мне нравится эта длинная лиса до пола, шляпа и всё-всё-всё». Потом мы с ней оговорили ткани, тогда же на прилавках ничего не было, шили в основном из креп-сатина, креп-шифона и креп-жоржета, а перья брали из обычной подушки, подкрашивали и сажали на резиновый клей. 

Для финала фильма Людмила Марковна захотела черный мужской костюм непременно в широкую белую полоску. Вот попробовал бы кто-нибудь достать полосатую ткань для мужского костюма в 1982 году! Но мы придумали, как выкрутиться, — вышили эти белые полоски на черной ткани. Прострочили белыми нитками. Вообще, у Людмилы Марковны там все костюмы были сложные: тяжелые платья, вышитые бисером, шляпы, парики, а еще корсет, чулочки и обязательно высоченные каблуки. Это при том, что у Гурченко нога была сломана — известная история, как после съемок фильма «Мама» кость ей пришлось собирать из осколков. 

Людмила Гурченко с Александром Абдуловым в фильме «Рецепт ее молодости». 1983 г.
«У самой Гурченко тоже были свои рецепты вечной молодости. После съемок Людмила Марковна сразу же отправлялась в гостиницу — она берегла себя, свое лицо, свои силы, свою энергию и никогда не участвовала в наших тусовках» С Александром Абдуловым в фильме «Рецепт ее молодости». 1983 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Даже просто стоять на шпильках было все еще невероятно тяжело, а тут на каблуках нужно было и ходить, и танцевать. Помню, как Людмила Марковна входила в павильон — всегда при полном параде и всегда с улыбкой, это был просто ангел! Потом уже, в перерыве, она могла позволить себе присесть, прикрыться пледиком, я давала ей удобные туфельки, чтобы она немного отдохнула, пока ее не позовут в кадр.

Как-то репетировали танец героини с кордебалетом: Гурченко вся прекрасная-распрекрасная, а за ней выстроились сумасшедшей красоты дамы, одетые в переливающиеся платья с разрезами, с огромными воротниками, на руках у них были высокие перчатки… Людмила Марковна посмотрела на них, пошла к режиссеру Гинзбургу и тихонечко сказала: «Мне уже не восемнадцать лет, я их не одолею. Надо, чтобы кордебалет выглядел как старики». И мы перешивали костюмы для кордебалета — женщины у нас были в седых париках и балетных пачках, мужчины с палочками, они теперь смотрелись как старые клоуны и клоунессы. И среди этой жуткой рухляди — вечно молодая героиня, которой уже триста лет, а выглядит она на тридцать пять. Это было правильное драматургическое решение.

Людмила Гурченко
«Девушка с гитарой». 1958 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

У самой Гурченко тоже были свои рецепты вечной молодости. Часть фильма мы снимали во Львове, и группа после смены, как это часто бывает в экспедициях, веселилась до глубокой ночи. Одна только Людмила Марковна сразу же отправлялась в гостиницу — она берегла себя, свое лицо, свои силы, свою энергию и никогда не участвовала в наших тусовках. 

Даже на свадьбу к Лене Ярмольнику не пошла, а так совпало, что Леня с Оксаной расписывались во Львове в те же дни, когда мы там снимали. Ярмольник дружил с Сашей Абдуловым, который тоже снимался в «Секрете ее молодости», и вместе с Сашей пригласил на свадьбу всю киногруппу, в полном составе. Никому и в голову не пришло отказаться, и только Гурченко как ни в чем не бывало отправилась к себе в номер и отдыхала там.

Что касается диеты, у Людмилы Марковны ее просто не было. В обычные дни она любила поесть, причем не отказывала себе ни в пирожных, ни в жирном сыре. Могла положить себе все это на тарелку в любое время суток, режима — завтрак-обед-ужин — она не придерживалась. Но вот когда начинались съемки, Людмила Марковна почти совсем переставала есть. Во всяком случае, никогда ничего не ела на съемочной площадке, хотя ее мама всякий раз давала ей с собой какие-то котлеты, жареную курочку, но они так и оставались нетронутыми. Даже не предполагаю, куда Людмила Марковна все это девала…

Людмила Гурченко с Олегом Янковским в фильме «Полеты во сне и наяву».  1982 г.
«Из тон-студии вышла ко мне такая немножечко мышка — в сером беретике, в сером пальтишке… Из того нашего первого разговора я запомнила только одну ее фразу: «Потом о вас будут говорить, что она одевала Гурченко» С Олегом Янковским в фильме «Полеты во сне и наяву». 1982 г.

Не знаю уж, можно ли сказать, что мы с Гурченко дружили… Но она меня приняла, приглашала на все дни рождения. У нее был свой, довольно ограниченный круг друзей — не только из мира кино. В него, например, неизменно входила директор санатория, в котором Людмила Марковна регулярно отдыхала. А коллеги-актеры на праздновании дня рождения Гурченко год от года менялись. Как-то, помню, приходил Коля Фоменко, в которого Гурченко была немного влюблена. 

Устраивалось все или дома, или в Доме актера, или в любимом ресторане Гурченко на Тверском бульваре. Она меня часто туда звала. «Здесь, — говорила она, — все официанты выглядят как любовники». Иногда и я ее куда-то приглашала, с кем-то знакомила. Людмила Марковна была очень довольна, когда я ее привела к легендарной закройщице Надежде Генриховне. В своем деле та была гений, на всю Москву одна такая. Людмила Марковна приносила ей, допустим, купальник и говорила: «Хочу из этого кофточку», — получалось великолепно. Я же продолжала делать ей костюмы для кино.

Сколько прекрасных нарядов было сшито для «Жестокого романса»! Мало кто знает, что Людмила Марковна там снималась, и безумно жаль, что никто так и не увидел ее в этом фильме. Ведь изначально Эльдар Рязанов снимал эту картину по двум пьесам Островского — «Бесприданница» и «Без вины виноватые». И Гурченко играла актрису Кручинину. Рязанов придумал, что Кнуров, герой Алексея Петренко, влюблен в Кручинину и спонсирует спектакль «Дама с камелиями». И вот на сцену в роли Маргариты Готье выходила Кручинина — Гурченко, а в роли Армана Дюваля — Аркадий Счастливцев по прозвищу Робинзон, тот самый, которого сыграл Жора Бурков. 

Людмила Гурченко с Михаилом Светиным и Евгением Евстигнеевым в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». 1981 г.
«Когда начинались съемки, Людмила Марковна почти совсем переставала есть. Хотя ее мама всякий раз давала ей с собой какие-то котлеты, жареную курочку, но они так и оставались нетронутыми» С Михаилом Светиным и Евгением Евстигнеевым в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». 1981 г.
Фото: LEGION-MEDIA

На съемках театральных сцен можно было умереть со смеху, потому что Бурков в образе Армана — это что-то! А у Людмилы Марковны в этой сцене было совершенно сумасшедшее платье. Его, как и все костюмы, мы делали в спешном порядке: надо знать Рязанова, он был такой «парень-шухер». Объяснит, какой нужен костюм, и тут же выясняется, что съемка уже завтра. И вот группа отправилась в Кострому, а я в Москве шила костюмы и туда их отправляла. 

Однажды звонит мне из Костромы ассистентка: «Встретила поезд, а где платья Гурченко? Их нет! Все остальные костюмы на месте, а ее пропали!» Только спустя несколько месяцев, когда съемки уже закончились, платья Людмилы Марковны случайно обнаружились на «Мосфильме» в пожарных ящиках. Как они туда попали — загадка. А тогда мне пришлось срочно восстанавливать весь ее гардероб. Помню, ночью собирала антикварные вещи конца XIX — начала XX века в костюмерном цехе: какие-то кружевные накидки, что-то пришлось дошивать-перешивать, а потом везти в Кострому. 

Людмила Марковна все померила и говорит: «Знаешь, а эти костюмы мне даже больше нравятся». Только все было напрасно. Потому что история Кручининой в картину не уместилась, и этот блок, целиком отснятый, просто выбросили. Людмила Марковна переживала ужасно, для нее словно кусок жизни полетел в корзину.

Людмила Гурченко с Ольгой Мелиховой в фильме «Отпуск за свой счет». 1981 г.
С Ольгой Мелиховой в фильме «Отпуск за свой счет». 1981 г.

Потом у Рязанова мы с ней еще работали на «Старых клячах». Партнерши у Гурченко были все как на подбор, с характером — что Крючкова, которую многие режиссеры второй раз отказываются снимать, что Ахеджакова, что Купченко... Светлана Крючкова, например, приходила каждое утро в костюмерную и говорила: «Я всю ночь не спала. В соседнем номере курили, а ко мне из-под двери шел дым». С ней часто случалось что-то подобное. А вот Купченко тогда, наоборот, была очень легкой, веселой, общительной, постоянно хохотала. 

Она в кого-то влюбилась и оттого пребывала в приподнятом настроении. Но ни одна из этих трех актрис не желала выглядеть на экране смешно и нелепо, как нужно было в первой части. Они все требовали, чтобы платье подчеркивало талию, и категорически отказывались надевать коричневые хлопчатобумажные чулки. И только Гурченко легко согласилась и на старушечьи чулки, и на седые волосы, и на «гнилые» зубы. Мы из нее сделали продавщицу, такую «дура-дура-дура я» — в розовых наушниках, кричащей мини-юбке, жутких ботах. Вещи я брала в секонд-хенде, Людмила Марковна посмотрела и говорит: «Все годится». 

Она совершенно не боялась появиться на экране в таком виде. Остальные же — ни за что! Ахеджакова секонд-хенд носить отказалась. «Это, — говорит, — с покойников». Я схитрила: «Все из Белого дома» (так мы называем наши склады на «Мосфильме»). Ахеджакова поверила и одну кофту даже полюбила. «Ой, — говорит, — прямо как от «Кензо». И в следующий раз уже спрашивала: «Где мое «Кензо»?» Во второй части героини преображаются, но по-настоящему эффектной эта метаморфоза получилась только у Гурченко. Мол, сравните, что было и что стало. 

Людмила Гурченко с Николаем Фоменко в фильме «Старые клячи». 2000 г.
«Диадему к роскошному золотому платью Гурченко мы сделали из искусственных пластиковых цветов, можно сказать — кладбищенских, просто покрыли их краской из баллончика. Ничего же тогда не было, приходилось исхитряться…» С Николаем Фоменко в фильме «Старые клячи». 2000 г.

Кстати, диадему к ее роскошному золотому платью мы сделали из искусственных пластиковых цветов, можно сказать — кладбищенских, просто покрыли их краской из баллончика. Ничего же тогда не было, приходилось исхитряться. А плащ пришлось шить из материала для корсетов…

Меня всегда удивляет, когда слышу, что Гурченко была конфликтной. Ничего подобного я не замечала. Помню, мы с ней как-то раз закурили в коридоре Театра эстрады (там снимались некоторые сцены «Старых кляч») — Людмила Марковна иногда позволяла себе сигаретку. И тут приходит уборщица и начинает ворчать: «Здесь нельзя курить». Гурченко сразу: «Ой, извините, пожалуйста! Пожалуйста, извините!» И мне потом сказала: «Знаешь, надо сто раз извиниться, если не права!» 

В ней совсем не было такого звездного «да вы знаете вообще, с кем разговариваете?». А уж ради дела Гурченко была вообще способна на любой подвиг. Решили они с Сережей Сениным (ее следующим мужем) снять фильм «Пестрые сумерки», нашли деньги, но совсем какие-то маленькие. А по сюжету требовался богато обставленный особняк. Брать реквизит напрокат — это же очень дорого. И вот Гурченко привезла на съемки целую машину антиквариата из собственного дома. Я и сама иногда даю свои вещи на съемки, но не в таких количествах и не такие ценные! Потому что обязательно что-то испортится, не убережешь… И вот одна очень дорогая ваза из уранового стекла разбилась — как же Людмила Марковна плакала! Еле-еле муж ее успокоил…

Людмила Гурченко
«В ней совсем не было такого звездного «да вы знаете вообще, с кем разговариваете?». И она готова была сто раз извиниться, если была не права...» В фильме «Аплодисменты, аплодисменты». 1984 г.

Сережа Сенин во всем ее поддерживал, для него было важно только одно: что хочет Люся? Находил деньги на антрепризы, договаривался со спонсорами о концертах. Последние лет восемь на каждый Новый год они уезжали в Таллин в какой-то клуб, Людмила Марковна там выступала. Ну и конечно, быт, магазины, готовка — все это было на Сереже. Приду к ним, он все приготовит и зовет к столу. Помню, Сережа поставил на стол английский заварочный чайник квадратной формы, я первый раз такой увидела, говорю: «Надо же, какой необычный!» Людмила Марковна тут же: «Сережа, перелей заварку. А ты, Наташа, этот чайник бери себе». 

И одежды своей она много мне дарила, у нас с ней тогда был один размер. Теперь что-то из этих вещей просто висит у меня в шкафу как память, не могу с ними расстаться, а что-то я отдала своей ученице Маше Юреско для картины «Людмила Гурченко», Маша там работала художником по костюмам. Думаю, Людмила Марковна была бы довольна, что героиня этого фильма в ее собственных платьях, ведь лучше ее в одежде мало кто разбирался…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
«Подставляйте кошелек»: астролог назвала знаки зодиака, которые попадут под денежный дождь с 18 марта
Что нужно сделать этим счастливчикам, чтобы не потерять заработанное.



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог