«Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века

Говорят, что среднестатистический россиянин сейчас посещает театр один-два раза в год. Выйдя с...
«Портрет Прасковьи Ивановны Шереметевой»
«В Фонтанном доме в Петербурге ее игрой наслаждался император Павел I. Он подарил актрисе драгоценный перстень». Репродукция картины Николая Аргунова «Портрет Прасковьи Ивановны Шереметевой», 1803 год
Фото: Vostock Photo Archive

Но была ложа, где и гардеробы, и туалеты, и буфет были отдельными. Это императорская, или царская, ложа. Она находилась в каждом театре для посещений высочайших особ. Возле нее были специальные апартаменты: несколько комнат (в том числе отдельная туалетная), аванложа, а через специальное окошко можно было видеть часть закулисья. Это абсолютно приватные помещения, куда не было доступа никому. Правда, иногда царская семья приглашала в ложу родственников или представителей высшей аристократии. Появиться в императорской ложе рядом с государем было невероятно почетным.

Члены императорской семьи регулярно посещали главные театральные сцены столицы. Причем чем дальше шло время, тем прочнее искусство входило в жизнь государей. Впоследствии выбор репертуара одобрялся высочайшими особами. Или выбор актрисы на роль героини. Стало модным оказывать покровительство актрисам, почти все великие князья имели своих фавориток. Когда семья императора выезжала в пригородные резиденции, то театральный сезон продолжался и там, только на различных площадках императорских резиденций. Давали спектакли в Петергофе, Царском Селе. Артисты получали солидное денежное вознаграждение к юбилеям, дорогие подарки от высочайших особ. Существовали даже пенсии для тех, кто оставил сцену. Так что иногда актерские судьбы складывались и счастливо. Но мы говорили об императорских театрах. А были ведь еще и другие.

Крепостная артистка Жемчугова получила перстень от императрицы

В XVIII веке в России возникло явление, которого не было нигде в Европе, — крепостные театры. Происходило это отчасти из-за того, что многие помещики жили в отдаленных губерниях. Молодость их, служба прошли в столицах, и в искусстве они понимали толк. Однако посещать театры не могли, разве что изредка навещали уездный город, уровень театра которого оставлял желать лучшего. Вот и создавал такой дворянин свою «труппу» актеров из крепостных. А среди них порой оказывались настоящие таланты. Некоторые меценаты подходили к своему увлечению серьезно. Девушки и парни из крестьянских семей обучались у лучших мастеров, носили роскошные платья, учились манерам. Находились среди них те, кто рассматривал такую учебу как шанс получить образование, относился к своему делу с любовью. Да только от развитого ума еще горше осознавали они свою участь. Актеры не могли выбирать ни репертуар, ни партнеров, ни свою судьбу.

Самым известным был крепостной театр графа Шереметева. Вернувшись из заграницы, он задумал создать собственный театр по французскому образцу. Построил настоящее здание со сценой и кулисами, заказал специальное оборудование, занавес и простейшие спецэффекты, на тот момент считавшиеся новшествами. Обучать актеров он решил с детства и отобрал из крестьян талантливых детей. Учителя у них были серьезные. По сути, этим детям давали дворянское образование — учили танцу, пению, манерам, правильной речи. Граф ставил целью довести «сколько можно до лучшего совершенства необработанность назначенных к театру людей». Одной из этих воспитанниц была Прасковья Ковалева. Талантливая, одаренная, она потрясла своей игрой приглашенную на один из спектаклей Екатерину II. Императрица пожаловала актрисе перстень с собственной руки.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог