«Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века

Говорят, что среднестатистический россиянин сейчас посещает театр один-два раза в год. Выйдя с...
Репродукция картины «Петербург. Большой театр»
Репродукция картины «Петербург. Большой театр». Неизвестный художник, первая четверть XVIII века
Фото: Vostock Photo Archive

Без компании в театр обычно не приезжали. Если мужчине подобное еще могли простить, то даме — никогда. Недаром появление Анны Карениной в театре в сопровождении «известной всем княжны» и незначительного друга лишь упрочило ее положение «неприличной женщины». Замужних женщин, как правило, в театр сопровождали мужья, а девушка могла прийти с матерью, замужней сестрой или другим членом семьи. Но не со случайным знакомым и уж тем более не просто в компании подруг.

Перемещаться по залу во время концерта, оперы или балета было нормой. Также в любой момент во время представления могли раздаться аплодисменты, если публике понравилась какая-то партия. Публика хлопала и между частями, и во время исполнения, и в конце, обычно не дожидаясь даже заключительного аккорда. Аплодировали, кстати, только мужчины. Они могли себе позволить и крики «браво», могли встать, рукоплеща. А вот женщинам выражать эмоции не позволялось. Они чаще всего не хлопали — во всяком случае, не делали это энергично и уж тем более не кричали «браво».

Кстати, сила эмоций публики зависела от того, в какой театр вы бы пришли. Александринский был довольно демократичен. Билеты были более доступны по цене, так что сюда могли прийти и купеческая семья, и студенты. Петербургская аристократия с пренебрежением относилась к русскому драматическому театру, предпочитая Михайловский, где чаще всего давали французские пьесы. И сюда могли прийти простые люди, но они не встречались с представителями высшего света. Входы для более демократичной публики, за партером, и для знати были разные. Для них были организованы раздельные гардеробы, туалетные комнаты и буфеты.

Серьезный спектакль обязательно «разбавляли» водевилем

Рассадка зрителей в театре строго соответствовала статусу и положению в обществе. Теоретически бедный мещанин мог купить дорогой билет и появиться в партере, но его появление там вызвало бы большие вопросы. Все понимали, кому где положено находиться.

Первый ярус лож над бенуаром — бельэтаж — занимали аристократия и высшие должностные лица двора. Как правило, все ложи были семейными, абонировались на весь сезон. Знакомым из высшего света могли уступить ложу на вечер, в нее могли пригласить друзей. Передние места в ложах всегда предоставлялись дамам. При этом они избегали высоких причесок и снимали шляпы. Мужчины либо сидели в задних рядах, либо стояли, готовые в любой момент принести даме воды или поднять платок. Кстати, времяпрепровождение в ложах, пока шел спектакль, у нас и в Европе разнилось. В Италии, например, это были кабинеты со шторками, где хозяева привольно проводили время: играли в шахматы, ели, пили, обсуждали новости. В России во время представления в ложах воспрещалось есть. Но в антракте сюда приносили фрукты и напитки. Дамы могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении мужчины, ни в коем случае не в одиночестве. Так что фраза из старых фильмов наподобие «Проводите меня к княгине Мягкой» вовсе не фигура речи. Дам в буквальном смысле приходилось провожать, идущая по фойе в одиночестве девушка — это немыслимо.

1 2 3 4 5 6 7
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог