— Да я не знаю вас, я артист!
Но тот не унимался:
— Как же, мы сидели вместе. Друзей не признаешь?!
На мое счастье из гостиницы вышел Владислав Стржельчик. Его бандит, конечно, узнал. Владислав Игнатьевич подтвердил, что я актер БДТ. Мужчина остолбенел, а я ретировался. На следующий день после спектакля мне передали две бутылки шампанского и корзину роз. Я понял — это извинения от бывшего зэка.
Но вернемся к съемкам. Есть еще один детский фильм, о котором я вспоминаю с большим трепетом, — «Старая, старая сказка». Начиналась работа непросто. Марину Неелову, которой было тогда двадцать лет и она еще училась в театральном институте, не хотели утверждать на роль Принцессы. Мол, финтифлюшка какая-то, никто ее не знает. Но режиссер Надежда Кошеверова не отступала: «Только она, и точка!» Мы с Олегом Далем тоже сказали, что без Марины сниматься не будем. И в итоге начальство сдалось: «Под вашу ответственность». Даль ей помогал и был ею доволен. Марина сообразительная была.
С Далем я работал тогда не в первый раз. Мы познакомились на «Жене, Женечке и «катюше» Владимира Мотыля. Олег был уже известным артистом, хотя и младше меня. Мы подружились, вместе играли в футбол. Съемочная группа просила: «Жора, ты как старший товарищ смотри за Олегом». Не секрет, что он много пил. А меня Даль немного побаивался — я был крепким, окончил физкультурный техникум и мог запросто врезать. Конечно, никогда с ним не дрался, старался переключить друга на тот же спорт. Выпьет Олег рюмочку, посмотрю на него со значением — он выходит из-за стола.
А спиртного ему было нельзя категорически: Даль не мог остановиться, поэтому и попадал в разные истории. Но в группе был один провокатор — Мишка Кокшенов, он его постоянно соблазнял. Нальет и поднесет, а Олег был мягким, не умел отказать. В итоге однажды так накуролесил, что угодил в милицию, ему светил настоящий срок. Не скажу, что там было: коллеги нет, а его память пусть остается светлой. Но мы все чуть ли не на коленях умоляли секретаря обкома партии Калининграда, где проходили съемки, отдать нам Даля на поруки. Дело замяли с большим трудом.
Я не вправе осуждать Олега. Жизнь его здорово надломила. Он настороженно относился к людям, был молчаливым. Уход любимой жены Нины Дорошиной и то, что его недооценили как актера, что он не пришелся ко двору в «Современнике» — все это сказывалось. А фильм «Женя, Женечка и «катюша» вообще прошел вторым экраном. Таково было решение чиновников от культуры. «Это пацифистское кино», — сказали нам. Ну не мог главный герой картины про войну быть недотепой в очках! Это только потом выяснялось, что в хрупком мальчике есть и смелость, и сила духа, и любовь.