Как два акробата, балансирующих на протянутом через пропасть канате, Каллас и Дель Монако в лихорадочном опьянении борьбой проделывали друг перед другом свои смертельные номера, ежеминутно рискуя сорваться. А ничего не подозревавшие зрители лишь все яростнее рукоплескали их сражению…
Рина не помнила, как досидела до конца спектакля. Едва занавес закрылся, на сцену выбежал взбешенный маэстро Вотто, дирижировавший «Нормой» в тот вечер:
— Вы оба зарвались! — сквозь зубы бросил он взмокшим солистам, метавшим друг в друга убийственные взгляды.
— Просто здесь нет истинных кавалеров, способных дать даме возможность показаться одной, — с трудом переводя дух, процедила Мария.
— И не рассчитывай! Это пока еще серьезный театр, а не сборище твоих вассалов и кавалеров, — усмехнулся Марио.
Заметив, как по лицам хористов при этих словах побежала ехидная улыбка, Каллас потеряла над собой контроль: с каким-то утробным звуком бросившись к Дель Монако, она вцепилась своими остро отточенными ногтями в шикарную тогу Поллиона в тот самый момент, когда восторженная публика валом повалила на сцену.
На следующий день не было ни одной итальянской газеты, которая не коснулась бы этого скандала, и Рина вздохнула свободно, зная, что Рубикон перейден: с женщиной, которая покусилась на его карьеру, Марио никогда не стал бы иметь ничего общего.
...Дверь палаты тихонько скрипнула, и Рина увидела молодого полицейского офицера, державшего в руках небольшую картонную коробку.
— Синьора, здесь вещи, что были в машине...
Я должен завизировать у вас опись...
Рина быстро пробежала глазами список: дорожный саквояж, пальто, шляпа, папка с документами... Быстро поставив роспись в конце листа, Рина взяла в руки кожаную папку с вытесненным на ней гербом Венеции... «Настоящий договор является предварительным соглашением, подтверждающим намерение синьора Марио Дель Монако приобрести здание в городе Венеции, известное как Палаццо Дарио…»
Полицейский, сунув полученную опись в нагрудный карман, застегивал пуговицу.
— Скажите, сержант, как произошла авария?
— Нам не удалось выяснить это окончательно, синьора...
Госпожа Филиппини утверждает, что у ее машины сам собою на ходу открылся капот и, потеряв обзор, она протаранила машину вашего мужа. Его счастье, что он всего лишь врезался в отбойник, а не вылетел на встречную полосу. Иначе все могло бы кончиться гораздо хуже.
И козырнув, сержант вышел.
Секунду подумав, Рина рванула пополам зажатые в руках листы. Потом, перегнув обрывки, сделала то же самое еще раз.
— Рина...
Слабый голос Марио, раздавшийся от кровати, заставил ее поспешно спрятать руки за спиной...
— Рина, ты была во всем права. Нам не нужен этот дворец... Тем более что, похоже, моя нога в ближайшее время попросит больше денег, чем сможет принести мой голос..
И Марио слабо улыбнулся ей. Переведя дыхание, Рина метнула разорванную купчую в корзину под раковиной и, стараясь не задеть трубок и проводов, опутавших мужа, обвила его шею руками… Восемь месяцев спустя все еще прихрамывавший и похудевший на пятнадцать килограммов Марио Дель Монако вновь вышел на сцену.
Это случилось в городе Торре-дель-Лаго, где проходил ежегодный фестиваль имени Пуччини. Марио солировал в той самой опере «Тоска», в честь героя которой его когда-то назвали родители. Он поклялся себе, что во что бы то ни стало снова поднимется на те оперные вершины, с которых его так безжалостно сбросила прихоть судьбы и проклятие Палаццо Дарио. Это возвращение дорого обошлось артисту. Чтобы унять нередко мучившую его боль в ноге и взбодрить садившийся от этой боли голос, он придумал собственный бальзам для связок, состоявший из крепчайшего кофе пополам с коньяком, и, несмотря на противодействие Рины и своего кардиолога, упрямо выпивал до литра этой адской смеси за один спектакль.
Однако настало время, когда силы все же оставили его: в 1975 году певец покинул сцену. Умер Марио Дель Монако от инфаркта в 67 лет.