Фердинанд Порше: У скорости в плену

Его мир съежился до размеров этой клетушки, в ней ему предстояло жить еще год. А что потом? Выпустят его или задержат?
Фердинанд Порше Фердинанд Порше Фото: Porsche AG

Небольшая комната — шесть на шесть метров, он измерил ее шагами. Стены, выкрашенные серо-голубой краской. Выходящее в глухую кирпичную стену окно, железная кровать, сосновый стол и жесткий венский стул — теперь его мир съежился до размеров этой клетушки, в ней ему предстояло жить еще год. А что потом? Выпустят его французы или задержат, выдумав какой-нибудь дурацкий предлог?

Вряд ли он долго протянет в таких условиях, но в этом есть справедливость: Гитлер сгонял в Германию рабочих из завоеванных стран, Геринг стаскивал в свой замок Каринхалле картины и статуи со всей Европы, солдаты рейха отправляли домой посылки с подарками, позаимствованными в чужих домах.

С какой стати победители должны вести себя иначе? Он — ценный трофей: вот уже 50 лет Фердинанд Порше проектирует машины, которые считаются лучшими в мире. В его послужном списке гибридный бензиново-электрический двигатель, изобретенный им в молодости, когда по улицам еще бегали автомобили-паровички. Бензиновый двигатель крутил генератор, тот питал четыре встроенных в ступицы колес электродвигателя, вся эта конструкция приводила в движение угловатую карету, носившую гордое имя «автомобиль Лонер-Порше» и развивавшую приличную по меркам 1899 года скорость — 40 километров в час.

Гибридный двигатель он изобрел мальчишкой, в 25 лет, имея за плечами школу и неполный курс технического университета, а сейчас об этой конструкции пишут все технические энциклопедии, ее называют «гениальным изобретением», «прорывом в будущее».

Позже он поставил его на самоходную артиллерийскую установку «Фердинанд», а в 1944 году — на свой сверхтяжелый танк «Маус», так и не пошедший в серию.

Компрессорный наддув, четырехтактные двигатели с оппозитным расположением цилиндров, полунесущий кузов, который можно было собирать из деталей, как конструктор, — Фердинанд Порше был гением автомобилестроения, в 1947 году это было так же очевидно, как и то, что его страна проиграла войну.

В свое время за него соперничали самые известные автомобильные фирмы Германии. В 1932 году Сталин предлагал ему возглавить всю автомобильную промышленность СССР. Порше отказался — положение главы независимого конструкторского бюро привлекало его куда больше. Сталин настаивал, и тогда он сказал русскому диктатору, что на советских дорогах машины, которые он любит и умеет делать, не нужны. По Москве на них еще можно ездить, но за ее окраинами они сразу застрянут в грязи.

Вот уже много лет автомобили Порше считаются воплощением надежности, быстроты и комфорта: в автомобильном мире знают, что из всех возможных решений он всегда выберет лучшее. Французам достался хороший приз — кто еще может вдохнуть новую жизнь в их изрядно прокисшие за годы оккупации, отставшие от мировой автомобильной моды «Ситроены»?

Стрелка лежащих на стуле часов приближается к цифре 7.

Пора подниматься: надо одеться и умыться, быстро проглотить завтрак, который ему принесут через несколько минут. Потом начнется рабочий день — он отправится в большую комнату с кульманами, за которыми работают конструкторы, поздоровается со всеми сразу, в ответ раздастся вежливый шелест: «Доброе утро, месье Порше!»

Его положение на заводах «Ситроен» ни на что не похоже. Французский суд дал Порше два года исправительных работ: он должен участвовать в разработке машины, на которую «Ситроен» делает большую ставку. «Ситроен 2CV» — вариация на тему его Volkswagen («народный автомобиль» — нем.), так и не пошедший в серию. Кто он здесь — руководитель проекта? Конечно же нет: чем может руководить осужденный?

«Ситроеном 2СV» занимается Анри Лефевр. Консультант? Для этой скромной должности от него слишком многое зависит. Главный конструктор «Ситроена», милейший Пьер Буланже, общаясь с ним, чувствует неловкость. Когда его привезли на завод под конвоем, Буланже сказал, что всегда считал герра Порше своим учителем, и попросил обращаться к нему запросто, по имени.

Ему разрешают свободно ходить по заводу, он может выйти за охраняющийся периметр и посидеть в кафе. Клетка, в которую его посадили, достаточно комфортна, но от этого она не перестает быть клеткой. Да это, в конце концов, не главное. Плохо быть осужденным за преступления, которые ты не совершал.

Он наскоро умылся, съел котлету с картофельным пюре, которую ему принесла мадам Берте, работающая в заводской столовой.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Олег Янковский Олег Янковский актер театра и кино, кинорежиссер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй