Недавно в планы столичных властей вмешались кинематографисты во главе с продюсером Игорем Толстуновым: проложили на выезде из Москвы, в районе Каширского шоссе, новую ветку метрополитена. Длиною, правда, всего в 117 метров. И на этом пространстве под прицелом кинокамер умудрились устроить величайшую трагедию в истории метрополитена: в тоннели переполненной подземки хлынула вода из Москвы-реки. В 2012 году этот ужас увидят зрители «во всех уцелевших кинотеатрах» — так гласит постер нового фильма. Слоган полон иронии, ведь на следующий год мистики прочат едва ли не конец света.
Раз кинодеятели во всем мире активно фантазируют на эту тему, свой, отечественный, вариант мини-апокалипсиса решили предложить и создатели «Метро». Последняя картина в жанре фильм-катастрофа была снята в нашей стране 25 лет назад, называлась она «Прорыв» и рассказывала о реальном наводнении при строительстве ленинградской подземки. Интересно, что оператором того фильма был Сергей Астахов, он же работает и над новым проектом — с выдуманной, к счастью, историей. По воле судьбы всего шесть человек, оказавшихся в тисках стихии, будут бороться за выживание, остальные погибнут. Как и полагается в триллерах, все эти люди связаны между собой тесными узами. Например, герой Сергея Пускепалиса вынужден спасать не только дочь, но еще и любовника своей собственной жены (его играет Анатолий Белый*). В более комфортных обстоятельствах эта встреча обернулась бы банальным мордобоем, а вот глубоко под землей приходится гасить эмоции и протягивать руку помощи ближайшему врагу.
Съемки в экстремальных условиях стали испытанием на прочность для самих актеров. Помимо тоннеля на Каширском шоссе, куда свезли списанные вагоны из настоящего метро и били-крушили-топили их нещадно, часть сцен снималась на студии имени Горького. В специальном бассейне построили декорации заброшенного бункера, где оказались герои картины. Гигантские водопады обрушивались на актеров дубль за дублем. Чтобы никто не подхватил простуду, артистов облачили в гидрокостюмы телесного цвета. Надевая их, приходилось хорошенько намыливаться — и только потом втискиваться в тесные «гидрики». Но если тело можно было защитить гидрокостюмом, то нервы давали сбой в самые неподходящие моменты.
В одной из сцен герои находятся по шею в воде и вынуждены дышать через узкую щель, которая выходит на поверхность. Понятно, что это имитация катастрофы, все отработано до мелочей, рядом режиссер Антон Мегердичев, администраторы, спасатели, врачи, но у Анатолия Белого* все равно впервые в жизни случился приступ острой клаустрофобии. «Да, были моменты, когда неожиданно мне становилось очень жутко», — признается актер. С похожими проблемами столкнулись актрисы Елена Панова и Катерина Шпица. Приходилось прерывать съемки и давать возможность актерам походить по твердой земле, чтобы прийти в себя. «Понимаешь, что реальность вымышленная, но перестаешь контролировать свой страх», — делится Катерина. Единственным, кто стойко переносил водные процедуры, оказался йоркширский терьер-полукровка Петя.
По сценарию его хозяйка погибла в аварии и дочка главного героя (Анфиса Медведева) забирает собаку с собой. Четвероногому актеру пришлось выдержать серьезный кастинг. Петя, как и остальные претенденты, проходил экзамен «на замачивание». Собак разных пород поливали водой и фотографировали, чтобы понять, насколько эстетично смотрятся в кадре их мокрые морды. Выяснилось, что многие породы, чуть подмокнув, уже смахивают на облезлых крыс. Лишь Петя вызывал умиление, подходил он и по размеру, и по уровню дрессировки. Кстати, у песика был дублер. Точнее, дублерша. Терьера Нюру специально постригли под Петю, и в некоторых сценах она плавала вместо него. Сделано это было по рекомендации зоопсихологов — оказывается, маленькие собачки отличаются неустойчивой психикой, и, чтобы избежать стресса, при серьезных нагрузках нужно давать животным отдохнуть.
А чтобы съемочная группа не простаивала зря (люди все же более устойчивы к испытаниям), Петю подменяла подружка. Милая мохнатая физиономия в кадре будет давать передохнуть и зрителям, ведь в некоторых сценах задействовано до 50 «трупов» из поролона. «У нас нет задачи устроить безумный трэш из моря крови и изуродованных тел, хотя этого будет предостаточно, — говорит режиссер Антон Мегердичев. — Мы поместили своих героев в очень жесткие обстоятельства, чтобы показать, как могут меняться люди в экстремальной ситуации. Надеемся, будет страшно… интересно».