Все мечтают съездить летом на юг. Многие мечтают сделать это на машине. Конечно, это же здорово: вы останавливаетесь, где хотите, гуляете, где хочется. Можете переночевать в каком-нибудь маленьком городке или в деревне на сеновале (если, конечно, разрешат). С давнего советского времени поездка на юг на машине была чем-то недоступным для одних и чем-то бесконечно привлекательным для других, когда люди несмотря ни на что ехали за 1000 километров в сторону моря. Раньше, кстати, ни кондиционеров, ни круиз-контролей не было. Сейчас мы разбалованы, а наши дедушки и бабушки проезжали по полторы тысячи километров за «Жигулях» и «Запорожцах». Но что-то я отвлеклась.
В прошлом году мы снова ездили на юг на машине. Скажу сразу, что это была не Россия. И объясню почему. Три года назад мы были на машине в Сочи, и я вам скажу, больше туда не поедем, по крайней мере по собственной инициативе. За все время отдыха мы оставили там столько денег, что на могли бы шиковать на них в Турции в четырех- или даже в пятизвездочном отеле!
За нормальные деньги можно снять только номер в советской гостинице с мебелью и сервисом уровня 60-х годов. Все более-менее адекватное стоит от 10 тысяч рублей. Как вариант — частный сектор. Если повезет, вы действительно хорошо проведете там время. Но частники работают по-своему и никаких договоров не заключают. Случись что — во всем придется разбираться вам самому.
Так вот, мы открыли для себя новое направление: Украина. Но так как наш конкурс посвящен автопутешествию по России, расскажу, как мы добираемся до границы с Украиной: это целый день езды по территории России летом!
Для тех, кому интересно, почему Украина, объясню: в плане сервиса, отношения, цен и чистоты это почти Европа. Я имею в виду летний отдых. Во всех крупных украинских городах появились новые отели за 3000—4000 рублей в сутки с завтраком и парковкой. Там хороший ремонт, работают приятные люди, где-то даже есть бассейн. В общем, есть сотни причин, чтобы съездить сюда.
Выезжаем из Москвы мы обычно рано утром: это интереснее, ответственнее и если будний день, то намного быстрее, мимо традиционных пробок. В дорогу берем много воды без газа, двухлитровый термос с чаем, бутерброды, вареные яйца и сухофрукты. Так как мы обычно стараемся преодолеть маршрут от Москвы до границы с Украиной за один день, этого вполне хватает.
Нигде по дороге кушать не останавливаемся. Придорожные кафе внушают серьезные сомнения. Разве что на выезде из Москвы иногда берем пару бутербродов и кофе в «Макдональдсе».
Основных дороги две: через Киев (самая популярная) и через Харьков (менее загруженная, но не такая качественная в плане состояния дорожного покрытия).
Если вам нужно поскорее к морю, ваш вариант, конечно — Киевское шоссе. Понятная прямая дорога до границы с Украиной, в целом хорошее покрытие и много указателей. Скорее всего, не заблудитесь даже без навигатора.
Хотя навигатор я советую просто настоятельно: в каждом городе, особенно в Киеве, хочется поездить-посмотреть. Чтобы делать это качественно и быстро и не высовываться каждый раз из машины с вопросами: «Как проехать?», купите перед поездкой самый простой прибор за 3-5 тысяч рублей и обязательно с картами Украины!
Так вот, граница с Украиной на Киевском шоссе не самая простая: там можно простоять и четыре часа (как у нас уж было), и к этому нужно быть готовым — пока едете по российским дорогам до границы, заметно устанете. Лучше всего оставить чай и несколько бутербродов до этого момента.
Далее, после границы, лучше доехать до Киева и переночевать там. А на следующий день — пять часов езды по прекрасной шестиполосной трассе до Одессы. Или до любого другого приморского города.
Дороги до Украины в России на четверку, причем на слабенькую. Это касается и полиции, которая любит устраивать засады своим соотечественникам, причем не самые приятные и далеко не самые адекватные. Скажем так, несправедливые. Конечно, можно попытаться «договориться на месте» (с украинским ГАИ, кстати, та же ситуация), можно попросить квитанцию — как уж вам нравится.
Если вы все-таки решили ехать до Харькова, это тоже интересная идея. Дорога до пересечения украинской границы, разумеется, хуже, чем Киевское шоссе. В основном, двухполосная, и обгонять там — почти всегда экстрим. Зато, как правило, менее загружен пограничный пункт.
По пути в Харьков вы можете проезжать, например, Курск. Город интересный, можно погулять там час.
Настоятельно не рекомендую ночевать в Белгороде и Курске. Лучше потерпите до границы, пройдите ее и остановитесь в гостинице в Харькове — там вам понравится значительно больше! Всем удачи!
Ира Пакратова