Почему Людмила Касаткина много лет не разговаривала с Ларисой Голубкиной

Неизвестные факты из жизни актрисы.
Записала Анжелика Пахомова
|
18 Мая 2017
Людмила Касаткина
В фильме «Укротительница  тигров». 1954 г.

«Мне до сих пор снится страшный сон, что нужно входить в клетку с тигром», — признавалась Люся Касаткина, хотя прошло уже несколько десятилетий с тех съемок. Вольер был огражден прозрачным стеклом, но одна тигрица умудрилась его разбить. Дрессировщик вбежал в клетку, отбился от тигрицы палкой и вытащил Люсю. После этого она сказала: «Делайте со мной что хотите! Но следующего раза не будет! Я не хочу сыграть эту роль посмертно…» — рассказывает режиссер Андрей Житинкин.

Когда Люся звонила мне, я просто таял, — рассказывает режиссер Андрей Житинкин. — Я был очарован ее уникальным голосом — молодым, несмотря на Люсин восьмой десяток. Иногда мы разговаривали долго, и тогда она рассказывала что-то о своей жизни. Что-то такое, о чем вообще никто не знал. Например, о своих отношениях с Высоцким. Касаткина и Высоцкий — странное сочетание, эти два имени никто и никогда не ставил рядом. А между тем Люся высмотрела его еще в молодости, когда мало кто догадывался, какого уровня звездой ему предстоит стать. И она же была первым слушателем многих его песен. А потом, когда началась «Таганка», Касаткина не пропускала ни одного его спектакля. Иногда ей приходилось специально для этого лететь на один день в Москву со съемок. Высоцкий ей очень нравился и как актер, и как мужчина… Если уж совсем начистоту, Люся была в него много лет влюблена.

Людмила Касаткина  с режиссером Андреем Житинкиным. 2006 г.
С режиссером Андреем Житинкиным. 2006 г.
Фото: Александр Куров/ТАСС

Только не подумайте лишнего: я не о романе Высоцкого и Касаткиной говорю. Романа не было. Браку Люси с режиссером Сергеем Колосовым, продлившемуся 60 лет, до самой их смерти, ничто не угрожало. Их настолько невозможно было представить друг без друга, что друзья даже сложили две фамилии в одну: Колосаткины — это стало их общим прозвищем. Колосов свою Люку обожал. И, кстати, тратил на нее все свои гонорары, особенно любил покупать ей платья. Она собирается на какое-то мероприятие, а муж говорит: «Люка, это платье недостаточно праздничное. Ты — известная актриса! И тебя должно быть видно издалека».

Владимир Высоцкий с Татьяной Конюховой в фильме «Карьера Димы Горина». 1961 г.
«Высоцкий, у которого было множество романов, именно в Касаткиной нашел человека, которому можно излить все. Ее телефон много лет служил ему тайной службой спасения» Владимир Высоцкий с Татьяной Конюховой в фильме «Карьера Димы Горина». 1961 г.

Естественно, при таком к ней отношении Колосов был ревнив. Но вот Высоцкий был единственным мужчиной, на которого это не распространялось. Муж покорно передавал Люсе трубку, когда звонил Володя. Просто Высоцкий, у которого было множество романов, жены сменяли одна другую, именно в Касаткиной нашел человека, которому можно излить все, ее телефон много лет служил ему тайной службой спасения. У него ведь часто случались проблемы, депрессии. И Люся в любое время дня и ночи в эти проблемы включалась. Помогала с визами или с лекарствами, да с чем угодно! Потому что, когда Высоцкий еще только набирал славу, она уже была при могущественном муже-режиссере, известная актриса, она могла помочь. 

А когда Высоцкий уже сам имел все, что только можно (вспомним, что он первый среди артистов стал ездить на «Мерседесе»), у него начались трудности другого характера. Его травили, ему завидовали. Высоцкий жаловался Людмиле: «Представляешь, я иду по театру, и со мной ни один человек не здоровается!» Он очень тяжело это переживал. А потом с ним начало происходить самое страшное. «Никакая помощь ему уже не была нужна, — рассказывала Люся. — Он просто угасал. И сделать ничего нельзя было: он уже оказался в точке невозврата». Думаю, она мне рассказала далеко не все и многие тайны Высоцкого унесла с собой. Она была настоящий друг!

Людмила Касаткина
«Люся не была красавицей и знала это. Чуть позже комплексов ей добавил оператор, сказав: «Я не могу вместить в кадр ее лицо! Не влезает!» С тех пор Люся боялась крупных планов»
Фото: Фото из личного архива Алексея Колосова

Ну а наша с ней дружба началась с совместной работы. Мы еще не были знакомы, когда я заметил ее в зрительном зале на спектаклях в «Табакерке». Раз пришла, второй, третий. У меня в спектаклях играл тогда еще совсем молодой Сережа Безруков. У него уже появилась своя аудитория — женщин, ходивших на все спектакли с Сергеем, мы за глаза называли «безрукавка­ми». Бывало, даже падали в обморок в кульминационные моменты — несколько раз мы вызывали в театр «скорую». Это были, конечно, в основном молодые девушки. И вдруг на наших спектаклях стала то и дело появляться Касаткина. Я даже шутил: «К кому же она ходит? Не иначе как тоже влюблена в Безрукова?» Но, конечно, дело было не в этом, хотя Сергей ей как актер очень нравился. Но главное — Люся хотела быть в курсе, что делают молодые.

Людмила Касаткина с Андреем Поповым в фильме «Укрощение строптивой». 1961 г.
«После «Укрощения строптивой» все признали Люсин актерский талант. Правда, в этот момент ее чуть не уволили из театра — из-за неблагонадежных родственников. Ее младший брат сидел в тюрьме» С Андреем Поповым в фильме «Укрощение строптивой». 1961 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

А потом, когда я стал главным режиссером Театра на Малой Бронной, она приходила уже туда и снова смотрела мои спектакли. И вот я наконец решился поговорить с ней о совместной постановке. Пригласил Касаткину в мой кабинет, а там стоял старинный, красного дерева шкаф. Она говорит: «Андрей, посмотрите, в какой я форме». И, привстав на цыпочки, бросает вертикальный батман, так что нога достала до верхушки шкафа. В ее-то возрасте — и такая растяжка! Кстати, когда-то в юности Касаткина серьезно занималась хореографией и даже выходила в танце маленьких лебедей на сцену Большого театра. Балетное прошлое до старости давало о себе знать. Я предложил поставить в ее «родном» Театре Российской армии пьесу «Школа любви» по роману Колина Хиггинса «Гарольд и Мод». Она там танцевала, била чечетку, делала упражнения, забиралась на трехметровый стог… Ну а пока мы работали над этой постановкой — подружились.

Когда-то мне рассказывали о ее якобы тяжелом характере. В Театре Российской армии многие тоже так думали, но я сам ничего подобного не заметил. В наш спектакль нужна была вторая героиня, конфликтовавшая с героиней Люси. Я предложил: «Пусть это будет Голубкина». — «Да вы что?! — удивился директор театра. — Они с Касаткиной не ладят! Это же две наши примы, конкурентки». Иду с пье­сой к Голубкиной. Она читает… «Ты что, хочешь, чтоб я играла эту сумасшедшую старуху?» — «Нет, главную роль я вам не предлагаю. Вы будете играть современную, сильную, темпераментную женщину. А эту старуху будет играть Касаткина». — «Кто?! Да она не выйдет со мной на одну сцену!» — «Выйдет…» И что вы думаете, на репетиции они постепенно разговорились и потом никак не могли вспомнить, а чего они, собственно, не поделили-то? Что такого между ними произошло? А ничего! Просто их постоянно пытались поссорить, одной передавали одно, другой — другое…

Людмила Касаткина с Павлом Кадочниковым в фильме «Укротительница тигров». 1954 г.
«На съемках «Укротительницы...» Касаткина освоила профессию мотогонщицы так хорошо, что ее пригласили участвовать в настоящем цирковом номере» С Павлом Кадочниковым в фильме «Укротительница тигров». 1954 г.

На 4 сантиметра выше Венеры Милосской

В Театре Российской (тогда еще — Советской) армии Касаткина сделалась примой далеко не сразу. В 1947 году ее, вчерашнюю выпускницу ГИТИСа, пригласил туда Колосов, еще ходивший в женихах (ему ведь долго пришлось Люсю обхаживать). Он сам недавно устроился в этот театр, где блистали Зельдин, Добржанская, чуть позже молодой Баталов. Люся стала советоваться со своим педагогом и услышала: «Ты такая маленькая, потеряешься на их огромной сцене». Сцена там действительно как футбольное поле! Ее строили с расчетом, чтобы танк мог въехать. И в одном спектакле на сцене возвели бункер Гитлера в натуральную величину. В общем, Люся предложение Колосова принять не спешила — она хотела в «Сатиру», куда ее не взяли. В другом театре ей предложили бессловесную роль повешенной. Сказали: «Личиком не вышла, не героиня. Но нам сейчас нужна актриса с красивыми ногами — чтобы висела, а ноги были видны».

Люся не была красавицей и знала это. Чуть позже комплексов ей добавил оператор, снимавший ее пробы на роль младшей сестры в фильме Хейфица «Большая семья», сказав: «Я не могу вместить в кадр ее лицо! Не влезает!» С тех пор Люся боялась крупных планов. Ну да, у нее было широкоскулое лицо. Еще ее беспокоил очень маленький рост, 159 сантиметров, при не хрупкой, так скажем, фигуре. Из-за этого она с юности приучила себя к огромным каблукам, просто изуродовала под них ногу — так, что даже дома не могла ходить в тапочках. Кстати, переживать из-за роста она перестала, когда ей кто-то сказал, что Венера Милосская вообще 155 сантиметров. «А я на 4 сантиметра выше!» — радовалась Люся.

На прослушивании в Театре армии тоже не все были за нее. Неко­торые говорили: «Это же ребенок, товарищи! Зачем она нам?» Но театр-то военный, и начальствовал над ним генерал по фамилии Паша. И он сказал: «Вот у нас на балу в спектакле «Давным-давно» среди дам одни старухи! И мы их называем «барышнями». А у Касаткиной хотя бы юное личико. Надо брать». Это была знаменитая постановка «Давным-давно», в которой Шурочку Азарову играла Добржанская. Люсю туда ввели в массовку, и она была счастлива. Потом играла в разных «нужных» советских спектаклях молодых бессловесных героинь, как-то играла узбечку: ей надевали черный парик, делали смуглое лицо. Первая заметная ее роль — Марья Антоновна в «Ревизоре». Ну а потом уже и «Укрощение строптивой» случилось, после которого все признали Люсин актерский талант. Правда, как раз в этот момент ее чуть не уволили из театра — из-за неблагонадежных родственников.

Людмила Касаткина с мужем, режиссером Сергеем Колосовым. 1960-е гг.
«Колосов Люсю обожал. Их настолько невозможно было представить друг без друга, что друзья даже сложили две фамилии в одну: Колосаткины — это стало их общим прозвищем» С мужем, режиссером Сергеем Колосовым. 1960-е гг.
Фото: Фото из личного архива Алексея Колосова

У Люси младший брат сидел — ему дали десять лет за воровство. Она не отрекалась от брата, ездила со своей мамой в колонию, но по понятной причине не распространялась об этом. Такие вещи при поступлении в театр нужно было указывать в анкете. Касаткина не указала, графу «есть ли родственники, отбывающие наказание в местах лишения свободы» просто пропустила. Но кто-то узнал. Времена-то сталинские, такие вещи строго преследовались. Было устроено собрание: «Касаткина укрывает брата-уголовника! Позор, надо увольнять!» Ее спас главный режиссер Попов: «Товарищи, ну не стала же она хуже играть от того, что ее брат сидит! И потом, что значит «укрывает»? Он уже давно пойман и осужден».

И ведь это в театре еще не докопались до главного «компромата» — что у Люси отец был раскулачен. В 1928 году, лишившись хозяйства, Касаткины не стали дожидаться, когда их самих сошлют в Сибирь, успели сбежать в Москву. Первые годы они здесь буквально нищенствовали, скитались по знакомым, пока не получили комнату в подвале с маленьким окошком. Потом выяснилось, что в этой комнате у князей, которым раньше принадлежал особняк, была «хламная», то есть там держали разные ненужные вещи и мусор. Понятно, что в Люсиной семье советскую власть недолюбливали. И сама она, повзрослев, ни под каким видом не хотела вступать в партию. Прямо не отказывалась, но всякий раз находила предлог: «Сейчас я рожу, а потом вступлю», «Сейчас в фильме снимусь, а потом вступлю!». Так и дотянула до 90-х.

Но все же в конечном счете от переезда в Москву Люся безусловно выиграла. Среди Касаткиных было много творчески одаренных людей. Но, например, у отца Люси это выражалось в том, что он хорошо пел и играл на балалайке. Все-таки возможности деревни с возможностями города несравнимы. Вот и Люсин дед еще до революции уехал в Москву, служил кучером у адвоката, а в свободное время посещал любительский драмкружок. Ну а Люсю больше всего привлекал балет. Вот она и поступила на хореографическое отделение Московской оперной студии имени Шацкого. С ее удивительной пластикой ее охотно взяли. Но в 15 лет от вечного недоедания у нее началось малокровие, пошли обмороки. И из студии Люсю исключили. Врачи вообще посоветовали ей побольше лежать и ни в коем случае не простужаться. Но тут Люся увидела, как дворовые пацаны играют в хоккей. Тогда эта игра в СССР только входила в моду, еще не было никакого инвентаря, но как-то играли. И Люся пошла, познакомилась с ними, и ее взяли в дворовую команду. Она стала играть в хоккей, обливаться холодной водой, закаляться и укрепила организм.

Людмила Касаткина
«Иногда Люся сама придумывала себе испытания. Готовясь к фильму «Помни имя свое», она решила, что, раз играет лагерницу, сама должна нечто подобное пережить. И поехала в Освенцим на несколько дней» В фильме «Помни имя свое». 1974 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Летом 1941 года Люсю отправили на каникулы к бабушке под Можайск. И тут началась война… Она ждала, что за ней приедет мать. Но от той все не приходило известий. Потом стали распространяться слухи, что немцы подходят к Можайску. Тогда Люся взяла мешок и пошла пешком к станции. Она шла целую неделю с другими беженцами. Иногда над ними пролетали вражеские самолеты и расстреливали толпу. В общем, Люся увидела войну. К счастью, на станции в огромной толпе она встретила свою мать, которая ехала за ней в деревню. Вместе они добрались до Москвы и оттуда уже не выезжали. И это сыграло свою роль в судьбе Люси. Сейчас это может показаться удивительным, но культурная жизнь в столице и во время войны не замирала: работали Дома пионеров, какие-то кружки. И вот Касаткина стала посещать студию художественного слова, а окончив школу в 1943 году, пошла на экзамены в ГИТИС, который как раз вернулся из эвакуации. В общем, Люся нашла себя в жизни. А уж когда умер Сталин, она и вовсе вздохнула свободно. Правда, говорят, что буквально за несколько дней до его смерти Люся вошла в список лауреатов Сталинской премии за какую-то из своих театральных ролей. Но все эти награждения были тут же отменены, так что она так ничего и не получила.

Тигры снились ей в кошмарах

Широкой публике, как это обычно и бывает, Люся стала известна не по театру, а по кино. Ее «Укротительницу тигров» показали в десятках стран мира. Мало того, Касаткина очень понравилась всем на фестивале в Канне. За ней так бегали поклонники, что даже порвали платье. Люся, не привыкшая к столь бурному проявлению чувств, сначала подумала, что ее освистывают, хотела убежать. Но какая-то заграничная актриса ей сказала: «Что ж ты дикая такая? Это же успех!»

Людмила Касаткина с  Владимиром Басовым в фильме «Принцесса цирка». 1982 г.
«Когда-то мне рассказывали о ее якобы тяжелом характере. Многие тоже так думали, но я сам ничего подобного не заметил» С Владимиром Басовым в фильме «Принцесса цирка». 1982 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Съемки в этом прославившем ее фильме оставили у Люси самые тяжелые воспоминания. Подписывая трудовой договор, она там ни слова не видела о работе с животными. К тиграм — только дублер! Но в советском кино было обычным делом нарушать технику безопасности. В один прекрасный день Люсе сказали, что завтра ради крупных планов она должна войти в клетку. Зашив в одежду образок (а Касаткина с детства была верующей, хоть и скрывала это), она как-то заставила себя приехать на съемки. Никакого героизма не было. Дрессировщик Эдер ее буквально силой в клетку впихнул, вручил шамберьер и приказал наступать на тигра. Именно так снималась та самая знаменитая сцена, где героиня дрессирует зверя и якобы совсем его не боится. Но тигр сам стал дрессировать Люсю, а когда она ударила палкой, махнул хвостом и сбил ее с ног. 

Хорошо еще, что ее успели быстро оттуда вытащить. Так закончилось первое вхождение. Во второй раз вольер оградили прозрачным стеклом, чтобы обезопасить актрису. Поняли все-таки, что это не шутки. Но одна тигрица умудрилась разбить стекло. В таких случаях животных поливают холодной водой. Но, как это абсолютно всегда у нас бывает, шланг не сработал. Эдер кричал: «Дайте воду!» — но не докричался и в итоге сам вбежал в клетку, отбился от тигрицы палкой и вытащил Люсю. После этого Касаткина сказала: «Делайте со мной что хотите! Но третьего раза не будет! Я не хочу сыграть эту роль посмертно…» Ей было 80 лет, когда она мне призналась: «До сих пор вижу этот страшный сон, что нужно входить в клетку с тигром». Такова реальная история этих съемок…

При этом Люся еще обдумывала предложение поработать в цирке! Конечно, не дрессировщицей, хотя ей и это предлагали. А мотогонщицей — для роли в «Укротительнице…» она же освоила и мотоцикл: изначально там предполагалась одна сцена, где это было нужно. А в советском кино как? Ради одного кадра — три месяца тренировок на полигоне, потом в городе, среди машин. И вот Люся вырулила на проезжую часть, набрала скорость и… не смогла вовремя затормозить. Она испугалась, увидев трамвай, свернула на тротуар и упала. Но ее это не остановило. 

Людмила Касаткина с мужем Сергеем Колосовым и сыном Алексеем. 2004 г.
«Люся говорила: «Хорошая актриса — всегда плохая мать, совместить эти вещи невозможно». Хотя, насколько я могу судить, она была для сына Алеши замечательной матерью» С мужем Сергеем Колосовым и сыном Алексеем. 2004 г.
Фото: Михаил Клюев

Цирковые говорили, что у нее стальной, цирковой характер и тот определенный тип бесстрашия, который бывает далеко не у всех людей. И вот один цирковой артист, с которым она познакомилась при подготовке к фильму, однажды попросил Люсю заменить в номере на мотоцикле его беременную жену, которой надо только родить, а потом она снова выйдет. Люся была потрясена, что у цирковой артистки нет даже декретного отпуска. В общем, она отработала несколько номеров, вошла во вкус и уже начала подумывать о том, чтобы совмещать кино и цирк. Но вскоре что-то произошло, во время своего номера Касаткина упала и получила серьезную травму. После чего мама взяла с нее слово, что больше Люся не сядет за руль мотоцикла. Впрочем, работы у нее и без цирка вскоре стало много…

Ее мужу, Колосову, наконец позволили снимать кино. И он снял Люсю в четырнадцати своих фильмах («Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест» и так далее). Касаткина говорила: «Что там Пырьев с Ладыниной, Александров с Орловой, у них у всех, вместе взятых, не было столько фильмов, сколько у меня с Колосовым!» При этом прибавляла: «Он меня брал, потому что над другой актрисой не мог бы себе позволить так издеваться». На съемочной площадке первого советского сериала «Вызываем огонь на себя» заложили взрывчатку на глазок, без точного расчета. И, когда бахнуло, в актрису полетели куски какой-то жести. Со словами «Ложись!» осветитель сбил ее с ног, прикрыл собой. Снаряд пролетел над головой. И так — постоянно. Никому не приходило в голову ее беречь, даже обожавшему ее мужу. У наших кинематографистов вечно же какие-то «обстоятельства». Зиму снимают летом, и наоборот…

Людмила Касаткина
«На последних спектаклях Люся иногда заявляла: «Нет, не выйду на сцену! Не могу». Но выглядывала из-за кулис в зал, видела, что зрители уже ждут... И брала себя в руки» 1970-е гг.
Фото: RUSSIAN LOOK

Иногда Люся сама придумывала себе испытания. Готовясь к фильму «Помни имя свое», она решила, что, раз играет лагерницу, сама должна нечто подобное пережить. Они с Колосовым поехали в Освенцим на несколько дней. Там было единственное хорошо сохранившееся, приспособленное для жизни помещение: кабинет коменданта лагеря. За окном — забор с колючей проволокой, сторожевые вышки. Вроде бы все как надо. Но Люсе этого оказалось мало, она упросила музейных работников разрешить ей провести ночь в бараке, приспособленном под музей памяти заключенных. 

Там в одной витрине — обувь погибших в лагере детей. Люся рассказывала: «Я всю ночь сидела и смотрела на эти ботиночки, и утром у меня прибавилось седых волос». Мне кажется, дети — это была для нее вообще больная тема. Люся говорила: «Хорошая актриса — всегда плохая мать, совместить эти вещи невозможно». Хотя, насколько я могу судить, она была для своего сына Алеши замечательной матерью. Понятно, что они с Колосовым постоянно куда-то уезжали и сын оставался на каких-то помощников, нянь… Но любить-то она его всей душой любила.

Люся вообще была очень теплой, настоящей, радостной. Помню, я ее спросил: «Какие цветы ваши любимые?» Она ответила: «Подсолнух! Он похож на меня. Такой же круглый, яркий, солнечный!» И это в ней не мог убить даже возраст…

В последний год Люся очень плохо себя чувствовала. Ее мучили приступы, спазмы дыхания… Иногда она говорила: «Нет, сегодня уже не выйду на сцену! Не могу». Но выглядывала из-за кулис в зал, видела, что зрители уже ждут… И брала себя в руки. Причем из-за кулис на сцену она шла тяжелобольным человеком. А возвращалась богиней и требовала шампанского в гримерку. Кстати, в зале, в первом ряду, на ее спектаклях всегда сидел один и тот же человек — ее муж, который и сам уже сильно болел. Ушли они практически одновременно, с разницей в одиннадцать дней. Сначала он, потом она. Они слишком любили друг друга, чтобы хоть ненадолго остаться в мире без второй половинки…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп с 19 марта по 4 апреля
«В китайской метафизике вторая часть марта 2024 года является очень противоречивым периодом, который «просит» нас быть тише, но «заставляет» быть громче. На самом деле это время большой проверочной работы над собой. Все обстоятельства заставляют нас проявлять грубую силу, а их большой замысел в том, чтобы открыть свое сердце и дать себе стать собой, при этом быть сильным, быть услышанным, быть заметным в легкости и простоте», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог