Ольга Аросева заставила Брежнева поволноваться

О любимой актрисе рассказывают ее близкие друзья.
Записала Анжелика Пахомова
|
13 Октября 2016
Ольга Аросева
В фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.

«Девочка, Сталин очень занят сейчас, но он просил тебе передать спасибо!» — сказали Оле. Она оставила подарок вождю — гортензию в горшке — охране и назвала свое имя: я, мол, дочка дипломата Александра Аросева. Когда Оля вернулась домой и все рассказала отцу, он завыл как зверь и стал рвать на себе волосы: «Что ты наделала! Что ты наделала!» — вспоминают друзья и коллеги Ольги Аросевой.

«Мы с мужем Анатолием Па­пановым были молодыми актерами Те­атра сатиры, когда к нам в театр пришла Ольга Аросева, — рассказывает актриса Надежда Каратаева. — Она казалась нам тогда простой девушкой, такой же, как и мы. Помню, летом мы вместе поехали отдыхать в Ялту и искали жилье подешевле, в частном секторе. И в итоге до моря ходили пешком по нескольку километров туда-обратно — денег не было даже на транспорт.

То, что Оля — девушка непростая, можно было заподозрить, когда пришедший в наш театр в качестве режиссера Плучек стал художественным руководителем. У Оли возникли к нему какие-то претензии, и она попыталась бунтовать. На гастролях в общей компании завела разговор о том, что Плучеку не нужно занимать должность худрука. А жили мы все в одной гостинице, и там двор-колодец, Плучек все и услышал. Тут же при всех с Олей и поговорил. «Вы считаете, что я не должен быть художественным руководителем… Может, вам самой просто не подходит этот театр?» Но ничего, обошлось… У них в итоге сложились нормальные отношения. Как потом выяснилось, Оля была «в таких золах печена в юности», что ей эти скандалы нипочем.

Ольга Аросева
С Верой Васильевой в спектакле «Пролитая чаша». 1952 г.
Фото: из личного архива Веры Васильевой

Девочкой она стояла на трибуне рядом со Сталиным, поскольку была дочерью высокопоставленного дипломата. Как-то, когда уже стало можно об этом говорить, Аросева рассказала нам эту совершенно потрясающую историю. В июле 1935 года отец взял ее с сестрами (всего девочек в семье было три) на авиапарад в Тушино. А надо сказать, Александр Аросев был не просто дипломат, он из старых большевиков, которые при царе сидели по тюрьмам и ссылкам, а когда произошла революция, заняли высокие посты. Сталин и Молотов были для Аросева не какими-то там недосягаемыми вождями, а соратниками, друзьями. И на трибуне он занимал место с ними рядом. 

А тут и дочки его удостоились этой чести. Сталин сам обратил внимание на симпатичных девочек, заговорил с ними. Спросил у Оли, сколько ей лет. И когда выяснилось, что они родились в один день, засмеялся: «Так мы вместе праздновать будем...» Все это было дословно зафиксировано корреспондентом газеты «Комсомольская правда» и опубликовано на следующий день на всю страну. И вот 21 декабря, в день рождения вождя, Оля пошла в цветочный магазин и выбрала подарок: гортензию в горшке. Потащила этот горшок к Боровицким воротам Кремля. Причем подарок этот был хорошо упакован. Можете себе представить, что подумали охранники Кремля, увидев, как девочка уверенно направляется с какой-то подозрительной ношей к Боровицким воротам! Разумеется, ей стали кричать: «Девочка, куда? Ложись! Стрелять будем!» Отобрали у нее сверток, распотрошили, вырвали цветок из горшка, стали обыскивать… 

Ольга Аросева с Виктором Шаховым в фильме «Яблоко раздора». 1962 г.
«Оля казалась нам простой девушкой, такой же, как и мы. Помню, мы вместе отдыхали в Ялте. Нашли жилье подешевле и до моря ходили по нескольку километров — денег не было даже на транспорт» С Виктором Шаховым в фильме «Яблоко раздора». 1962 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Но Оля с детства была человеком свободным, с понятиями о правах. Она возмутилась: «Пропустите! Меня Сталин на свой день рождения пригласил!» И так на них ее уверенный вид подействовал, что они сменили тон, даже извинились, сказали: «Девочка, Сталин очень занят сейчас, но он просил тебе передать спасибо!» Она горшок оставила охране и назвала свое имя: я, мол, дочка дипломата Александра Аросева. Когда Оля вернулась домой и все рассказала отцу, он завыл как зверь и стал рвать на себе волосы: «Что ты наделала! Что ты наделала!» Тогда ведь всего боялись…

Вплоть до 1933 года Оля жила с отцом за границей, в Праге. Там у Аро­сева случилась семейная драма. Мать Оли и ее сестер ушла, влюбившись в другого человека. Аросев ее отпустил, а детей оставил себе. Пятилетней Оле (кстати, отец сначала записал девочку Варварой, но мать переименовала ее в Ольгу) папа говорил, что мама в командировке... Но она довольно быстро обо всем догадалась. Оля признавалась нам: «Маленькая, я осуждала мать, но когда выросла, я ее поняла». Правда, надо сказать, что связь с матерью у Ольги никогда не прерывалась. Вместе с новым мужем та переехала в СССР, но периодически навещала детей в Чехословакии.

 Кадр из фильма «Берегись автомобиля». 1966 г.
«Олю невозможно было не заметить. В любой толпе она обращала на себя внимание живостью характера и особенной пластикой» Кадр из фильма «Берегись автомобиля». 1966 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Отец стал для Оли самым близким человеком. Все складывалось как в сказке: золотое детство в Европе, приемы со знаменитыми артистами, театры, настоящая культурная среда. Оля рассказывала, что жили они в съемном особняке, там был сад. Звучала классическая музыка, они устраивали домашние спектакли… Когда человек рос в такой атмосфере, потом из него, наверное, нельзя вытравить все это. Еще у Ольги было настоящее религиозное образование. Она рассказывала, что в ее пражской школе занятия начинались с молитвы. В общем, единственное, что с какого-то момента омрачило это безоблачное детство, — появление мачехи, танцовщицы Гертруды. 

Аросев познакомился с ней, когда его старшая дочь начала заниматься балетом. «Наши беды начались с того дня, как отец женился на чешке, — говорила Оля. — Тогда его сразу отозвали в Советский Союз». И маленькая девочка попала в Москву 30-х годов — совершенно иной мир. Конечно, они поселились не где-нибудь в коммуналке, а в элитном Доме на набережной, в четырехкомнатной квартире. И училась Оля в хорошей немецкой школе, пока эту школу не закрыли. Но после Праги даже роскошная квартира в Доме на набережной показалась ей тесной и бедной. Особенно угнетающее впечатление произвела на нее мебель с инвентарными номерами…

Ольга Аросева
«Брежнев не пропускал ни одного выпуска «Кабачка...». Когда Аросева заболела и две передачи вышли без нее, он заволновался...» С Борисом Рунге в передаче «Кабачок «13 стульев». 70-е гг.

Мачехе Оли и самой не понравилось жить в СССР, она была бы рада уехат­ь, но ей не разрешили. В отчаянии та устраивала скандалы. В доме сложилась невыносимая обстановка, и длилось это годами. Старшая сестра даже ушла жить к матери. Оля и другая сестра остались с отцом, но постоянно ссорились с мачехой. А отец в это время пропадал на работе, домой приходил только ночевать. Аросев ведь и на родине занял довольно высокий пост: он отвечал за контакты с иностранцами, за культуру. В частности, Оля рассказывала, по личному заданию Сталина вывез из Германии рукописи Энгельса и Маркса. Потом именно за «контакты с иностранцами» он и пострадал… Ольга привыкла, что в доме постоянно бывают известные, влиятельные люди. Что отец называет Ворошилова — Климушка, а Молотова — Вяча. 

Но даже такие высокопоставленные друзья не спасли Аросева от ареста. И вот в один прекрасный момент, когда Оля была в пионерлагере, отец пропал. А их с сестрами объявили в школе «детьми врага народа». Ее старшую сестру, правда, приняли в комсомол, заставив публично отречься от отца — и она это сделала. А Оля предпочла в комсомол такой ценой не вступать. Она вообще сначала не очень-то верила в арест отца, думала, что он уехал куда-нибудь в командировку и скрывается. Первый год после его исчезновения Оля караулила отца у метро, у мест, где он бывал, ходила к Дому на набережной, откуда их выселили и куда ее мама (к которой Оля отправилась жить) даже боялась зайти за теплыми вещами. Оля сама разыскала дворника и попросила отдать ей ее велосипед, который все еще стоял в коридоре. Велосипед он отдал, но вытолкал ее поскорей и при этом смотрел на Олю, как на покойницу. Мама же ее была до такой степени запугана, что отвезла этот велосипед обратно.

А Оля все не сдавалась. Надеясь, что тут недоразумение, написала письмо Сталину, просила помочь. Закончила письмо так: «С пионерским приветом, Оля Аросева». Никакой помощи, естественно, не последовало, им лишь сообщили, что отцу дали 10 лет без права переписки. На самом деле это означало расстрел. Но Ольга ждала, надеялась, пока в 1948 году не получила известие, что отец якобы «умер в заключении».

Ольга Аросева
В фильме «Яблоко раздора». 1962 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Ну а потом, когда после ХХ съезда стало можно, тетка передала Ольге дневники отца — он вел их последние пять лет до ареста и, когда понял, что за ним вот-вот придут, передал сестре. Та их сунула на дно корзины с дровами, а корзина стояла в коридоре коммуналки. И так они уцелели. Оля говорила, что она чуть не ослепла от слез, читая эти дневники. Аросев там пишет, как перестал получать доступ к Сталину, как бывшие друзья бросали трубку, когда он звонил… Перед арестом он сделал все, чтоб устроить детей, он всех развез, Олю определил в пионерлагерь… Со временем, когда Аросева изучала архивы и стала выяснять подробности, она узнала и об обстоятельствах, сопровождавших сам арест. В тот день ее отец позвонил Молотову, спрашивал: «Что мне делать?» В ответ услышал: «Устраивай детей». Потом сам вызвал машину и поехал на Лубянку к руководителю НКВД Ежову, которого тоже очень хорошо знал. Может, он хотел что-то объяснить, как-то положение спасти… Но оттуда уже не вернулся. Как потом узнала Ольга, его расстреляли в 1938 году, вскоре после ареста. А она-то даже после войны, уже отучившись сначала два года в цирковом, а потом в театральном училище, все считала отца живым…»

Рыла окопы и дежурила на крышах

Ольга Аросева с Верой Васильевой в спектакле «Реквием по Радамесу». 2013 г.
«Ольгин образ актрисы-клоунессы в этом спектакле требовал большой нагрузки. И когда она шутила и танцевала на сцене, за кулисами иногда дежурила «скорая» С Верой Васильевой в спектакле «Реквием по Радамесу». 2013 г.
Фото: из архива театра Сатиры

«В 1943 году я поступила в Московское городское театральное училище и оказалась в одной группе с Олей Аро­севой, — рассказывает актриса Театра сатиры Вера Васильева. — Фашистов не так давно отогнали от Москвы, и жизнь в столице только налаживалась. Основные театральные вузы еще находились в эвакуации. А в этот, единственный, желающих поступить оказалось столько, что они буквально запрудили двор. Но Олю даже в такой толпе невозможно было не заметить. Она обращала на себя внимание живостью характера и особенной пластикой. Ну еще бы! Ведь она пришла не после школы, как мы, а из циркового училища. Мы сблизились с Олей, хотя были совсем разные по характеру. Помню, как я терпеливо выполняла этюды с воображаемым предметом. 

Придумала однажды штопать чулки. Руководителю училища, Владимиру Васильевичу Готовцеву, почему-то эта моя задумка очень нравилась, и он почти на каждом занятии просил: «Верочка, покажи-ка нам, как штопать чулки». И сразу громкий голос Оли: «Ой! Ну вот опять мне эти чулки смотреть!» Она картинно отворачивалась, и вся группа хохотала. Потом мы с ней эти чулки еще долго вспоминали, когда уже вместе работали в «Сатире», она меня поддразнивала: «Вера, покажи чулки!» И только мы с ней понимали, что это значит. Еще помню, как мы с Олей сдавали историю партии. Выучить ее было просто невозможно! Поэтому мы с трудом заучили лишь несколько основных тезисов. Помню, преподаватель Олю спросил: «Ну-ну, а подробнее вы можете что-то рассказать?» — и она не моргнув глазом ответила: «Тут все так правильно и точно изложено, что я не берусь пересказывать. Иначе можно исказить суть». Ну что тут можно ответить? Зачет!

В первое же лето наша группа студентов театрального поехала на торфоразработки. Тогда вышло постановление: использовать торф в качестве горючего. И на его добычу гнали всю молодежь. Нас повезли в Подмосковье, на болота, разместили в каких-то бараках. Мы, девушки, таскали огромные нарезанные квадратами куски спрессованного торфа. Грузили на носилки и несли вдвоем. Помню, тащим мы эти носилки с Олей, скрючившись в три погибели, а какая-то взрослая женщина, увидев нас, как закричит: «Девчата! Что вы делаете? Вам же рожать еще!» Но у нас же норма, надо выполнять! 

Ольга Аросева с Владимиром Высоцким в фильме «Интервенция». 1968 г.
«У Ольги все складывалось как в сказке: приемы со знаменитыми артистами, театры, настоящая культурная среда. Когда человек рос в такой атмосфере, потом из него нельзя вытравить все это» С Владимиром Высоцким в фильме «Интервенция». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Да и привычные мы были к любой работе. Еще до поступления в театральный институт мы были заняты на трудовом фронте. Я работала на заводе доводчицей врезов — готовила детали для фрезеровки. А Оля ездила в Подмосковье рыть противотанковые рвы — причем добровольно. Мужчины же ушли на фронт, окопы и рыли подростки с женщинами. Еще Оля не боялась дежурить на крышах, чтобы сбрасывать оттуда «зажигалки». Я тоже с подружками дежурила на крыше семиэтажного дома. Все это было страшно. Помню, как однажды я шла по Лубянской площади, и тут неподалеку упала бомба, меня взрывной волной отшвырнуло, протащило по углу дома... Но никто из нас тогда не считал, что мы совершаем какие-то подвиги, — все понимали, что на фронте люди каждый день встречаются с гораздо более страшными вещами.

Отношения с Плучеком испортились после «Кабачка «13 стульев»

Ольга Аросева с Евгением Евстигнеевым и Юрием Никулиным в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.
«Девочкой Ольга стояла на трибуне рядом со Сталиным, поскольку была дочерью высокопоставленного дипломата... Но после ареста отца началась совсем другая жизнь, в которой Аросева пробилась уже сама» С Евгением Евстигнеевым и Юрием Никулиным в фильме «Старики-разбойники». 1971 г.

Ну а потом меня в первый раз пригласили сниматься в кино, в картину Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Я отправилась на съемки в Прагу, а когда вернулась в училище, Ольга уже уехала в Ленин­град. В Москве давал гастроли Ленин­градский театр комедии под руководством Акимова и произвел на нее сильное впечатление. Так что Ольга, взяв документы сестры, поступила в этот театр. Только в 1950 году она вернулась в Москву и устроилась в Театр сатиры. Я работала там уже два года. Конечно, мы друг другу обрадовались! Молодежь в театре была дружная, и Оля как-то хорошо влилась в наш коллектив. И вот приходит в театр режиссер Валентин Плучек. И сразу же приступает к постановке китайской пьесы­ «Пролитая чаша», про китайскую Джульетту. Я играла эту Джульетту, принцессу, а Оля — мою служанку и наперсницу. Помню, Плучек, мужчина, сам показывал нам, «китаянкам», как изящно двигаться, как произносить текст… 

Потом он поставил «Клопа» по Маяковскому. В общем, началась другая жизнь в театре, некоторые актеры оказались «на обочине». Я чувствовала, что я — не актриса Плучека. Оля, наоборот, была его актрисой. И отношения у них в итоге сложились вполне хорошие. Осложнились они после того, как появился «Кабачок «13 стульев». Не нравилась Валентину Николаевичу эта передача. Плучек называл ее презрительно — «эстрада!». После появления «Кабачка...» Аросева стала очень популярна и узнаваема. Это даже не то слово! Перед спектаклем зрители, как правило, бегали по фойе, разыскивая портреты Пани Моники и других «пановей». Они воспринимали их как реальных людей. «Брежнев не пропускает ни одного выпуска «Кабачка...», — рассказывала как-то Ольга. — Когда я однажды заболела и два выпуска вышло без меня, Брежнев заволновался и поговорил с «хозяином» телевидения, Лапиным. Тот приехал ко мне и потребовал: «Скорее выздоравливайте! Вы знаете, КТО меня о вас спрашивал?» После этого я выздоровела мгновенно!»

Ольга Аросева с фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973
В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.

Когда и я, и Ольга уже стали счи­тать­ся «старейшими» актрисами, мы с ней вдруг получили роскошный подарок. Специально для нас на сцене Театра сатиры Роман Виктюк поставил пьесу «Реквием по Радамесу». Да еще пригласил туда третьей героиней саму Елену Образцову. Роли наши требовали большой нагрузки, особенно Ольгин образ актрисы-клоунессы. Когда она шутила и танцевала на сцене, за кулисами иногда дежурила «скорая». Если честно, я долго в серьезность Олиных болезней не верила. Я была уверена, что мы будем долго еще этот спектакль с ней играть. Но однажды мне позвонили и сказали, что Оли больше нет… В тот момент я испытала такое чувство, будто потеряла родную сестру... Думаю, что Аросева как актриса была самым ярким символом нашего театра — легкая, озорная. Такой мы ее всегда и будем помнить».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Прогноз на неделю 18 — 24 марта по дате рождения
«Энергия предстоящей недели считается довольно опасной и вызывает нежелательные последствия. По количеству неблагоприятных дней, которых на следующей неделе подавляющее большинство, можно предположить, что наступают непростые времена», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог