В моем последнем спектакле «Гарольд и Мод» на сцене Театра комедии я играла 80-летнюю даму по имени Мод. Я даже ей в некоторых местах завидовала. У меня там возникали монологи, которые я себе позволяла с ощущением, что эта старушка говорит с публикой от себя. Вдруг услышала звенящую мелодию, кажется, японскую. И у меня возникло ощущение галактики, и я запела: «Ах ты, степь широкая...» В зале стояла такая тишина! Это не режиссерский прием, это мне продиктовала моя героиня Мод, соавтор моей работы.
В лучшие моменты игры у меня начинают гореть ладони, я могу сделать паузу, могу шевельнуть мизинцем так, что это будет интересно зрителю. Все это рождается от острого моего эмоционального подъема, от всех моих возможностей — пластических, умственных, от смешения трагедии и комедии. Этот сгусток энергии я посылаю в зал, а зрители посылают импульс обратно. Но я-то посылаю одну единицу энергии, а мне из зала возвращается 500—600 единиц. Я становлюсь счастливой и сильной, и это самое острое наслаждение...
— У вас есть роли, о которых вы жалеете, что вам не довелось их сыграть?
— Я сыграла почти все, на что у меня «зачесались руки». Например, многих шекспировских героинь, правда, в других воплощениях. Я стараюсь по возможности во все свои роли включить то, что не доиграла в Шекспире, Чехове, Островском, Маркесе, Сологубе... Меня привлекают страсти шекспировского накала, но мне скучно, когда все ограничено одним жанром: только комедия или только трагедия. Я люблю смешивать эти жанры, как Чарли Чаплин. Когда-то я мечтала сыграть Паниковского. В нем такая трогательная смесь драмы и комедии!
И Любовь Андреевну Раневскую из «Вишневого сада» я сыграла, но в других пьесах. Не произнесла написанный Чеховым текст, но ее эмоции, переживания, ее отношение к жизни привнесла в других героинь. Считаю, что сыграла Раневскую в фильме Киры Муратовой «Астенический синдром». У моей героини тот же напор, та же высота горя, любви и страданий.
Я счастлива, что удалось поработать в кино с такими корифеями, как Петр Фоменко, Кира Муратова, Лев Кулиджанов, Александр Прошкин, Карен Шахназаров. Мне крупно в жизни повезло. И партнеры были очень хорошие.
Карен Шахназаров, по-моему, настоящий гипнотизер! Предложил сняться в своем фильме «Цареубийца» в роли супруги Николая II Александры Федоровны. Когда ехала на пробы, еще не знала, кто будет моим партнером, Накануне мне приснился сон, будто мы с Олегом Янковским поднимаемся по лестнице. И Олег несет мой велосипед, чтобы мне было не тяжело. А я, держась за заднее колесо, иду за ним. Я так удивилась утром, мне и в голову не приходило, что меня зовут с ним сниматься. Сон в руку! Оказывается, именно Олег Янковский, сыгравший в фильме Николая II, посоветовал пригласить меня: «Посмотрите «Астенический синдром». Очень интересная актриса».
Я сопротивлялась: Олег, в отличие от меня, высокий, а Александра Федоровна немного возвышалась над императором. Режиссер успокоил: «Я снимаю лица, глаза, меня не волнует, кто какого роста. Ваше лицо мне интересно. Надо сыграть так, чтобы смотреться выше Николая». Весь съемочный процесс я провела под спудом этого указания — «смотреться выше». Вдохновляли слова Шахназарова, что ему нравится мое лицо. Когда царская семья сидела за столом, мне подкладывали подушечку, чтобы я казалась выше Янковского. Олег был очень приятным партнером, с ним было легко работать, любую просьбу выполнял с огромной радостью. Помню, мы снимали сцену, когда царя и Александру Федоровну подняли с постели, чтобы вести в подвал.