Никас Сафронов: «Сыну внушали, что отец — неудачник»

«Сыновей, как выяснилось, у меня четверо. Младший — Ландин. Ему 13 лет. Еще есть Лука. Ему сейчас 21...».
Подготовила Наталья Николайчик
|
11 Июля 2012
Ремонт в трехэтажной квартире художника в Брюсовом переулке длился одиннадцать лет. Антикварную мебель Никас привозил из Италии, Испании, Германии, Франции. Эта кровать XV века принадлежала в свое время французской королеве Марии Антуанетте
Ремонт в трехэтажной квартире художника в Брюсовом переулке длился одиннадцать лет. Антикварную мебель Никас привозил из Италии, Испании, Германии, Франции. Эта кровать XV века принадлежала в свое время французской королеве Марии Антуанетте
Фото: Марк Штейнбок

«Конфуций говорил, что ему не нужны новые женщины, а нужны новые впечатления. Таких впечатлений у меня немало. Я жил, страдал, любил, сходил с ума», — рассказывает художник Никас Сафронов.

– Мне семь лет. Иду мимо школы, вижу, в куче макулатуры лежит журнал, страницы которого треплет ветер. А на обложке портрет потрясающей красоты женщины. Отрываю страничку с ее изображением, несу домой в барак, где живу с родителями, четырьмя старшими братьями и сестрой. Вешаю над кроватью и молюсь ей каждый день.

«Все детство я провел на окраине Ульяновска в бараке. Мир вокруг меня выглядел убого, и я мечтал, что, когда вырасту, поселюсь в замке»
«Все детство я провел на окраине Ульяновска в бараке. Мир вокруг меня выглядел убого, и я мечтал, что, когда вырасту, поселюсь в замке»
Фото: Фото из семейного альбома

Моя мама была очень набожной, мы ходили с ней в церковь, я видел Бога и святых на иконах, написанных в манере Андрея Рублева и Феофана Грека. Они казались мне красивыми, но безжизненными. А на журнальной картинке была живая реальная женщина-Боженька. Мама заметила мой «иконостас» только через год и объяснила, что это итальянская актриса Софи Лорен, женщина из плоти и крови, и ничего неземного в ней нет. С тех пор я каждый день стал молиться о том, чтобы в жизни у Софи Лорен все было хорошо. По привычке молюсь и сейчас...

Я возненавидел и ее, и себя

Моя первая земная женщина не была так божественна, как Лорен. Я стал мужчиной весьма прозаично и даже некрасиво. Мне шестнадцать. Я учусь в Одесском мореходном училище и приезжаю на каникулы в родной Ульяновск.

Мой ближайший друг Саша Варламов, студент музыкального училища, хвастается, что уже стал мужчиной и знает, как в этом вопросе мне помочь. Девушка, с которой он потерял невинность, учится в его же училище на музыканта. У нее масса достоинств, и главное — она легко сходится с парнями и никому не отказывает. Мы с ней познакомились. Долго гуляли, потом я провожал ее домой. Она жила на окраине города, мы сошли на конечной станции, где трамвай делает круг. В центре этого круга была поросшая кустарником яма, по краям возвышались деревья — достаточно укромное место. Мы спустились туда. Что делать, я не знал, но желание было мощное, я стал ее обнимать, не встретил никакого сопротивления. Когда все произошло, это не было чем-то прекрасным, наоборот — стыдным, неприятным, даже отвратительным, меня накрыло огромное внутреннее разочарование.

Сафронов — телефонист в ракетной части
Сафронов — телефонист в ракетной части
Фото: Фото из семейного альбома

Ведь я был романтиком, представлял любовь, как в фильме Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», а все оказалось прозаичнее и пошлее. Меня даже вырвало. Я возненавидел себя, а еще больше — ее — пухлую, податливую… Я буквально сбежал оттуда. Стресс был настолько сильным, что целый год я не мог нормально общаться с противоположным полом.

Худая, некрасивая. и что я в ней нашел?

Через год я встретил настоящую женщину, которая открыла мне суть отношений между мужчиной и женщиной. К тому времени я бросил мореходку, поняв, что плавать всю жизнь в консервной банке — это не мое. Поступил в Ростовское художественное училище.

На кухне антикварная мебель, старинные столовые приборы и машинка для заточки ножей XIX века соседствуют с современной варочной панелью
На кухне антикварная мебель, старинные столовые приборы и машинка для заточки ножей XIX века соседствуют с современной варочной панелью
Фото: Марк Штейнбок

Кроме рисования у меня была страсть к мотоциклам. Все свободное время я проводил на гаревой дорожке мототрека: седлал железного коня и мчался кругами на большой скорости. Женщин в клубе не было — одни мужики. Но вдруг пришла одна — за тридцать и весьма специфической наружности: худая, некрасивая, волосы пегие, нос сливой, лицо обветренное. Через много лет я как-то наткнулся на ее фотографию и понял, что Рита была яркой, харизматичной казачкой. В свои семнадцать я этого не мог оценить, мне нравились большеглазые куколки со вздернутым носиком и пухлыми губками. Правда, должен признать, фигура Риты привлекала. Когда она садилась на свою «Яву» с грацией дикой кошки, я глаз от нее не мог оторвать. Рите я тоже приглянулся. Через неделю она подошла ко мне и попросила помочь донести домой какие-то детали для мотоцикла, пригласила зайти поужинать.

«Дом я строил для того, чтобы в нем могли остановиться мои друзья — звезды из-за рубежа и россияне — священники, врачи, однокашники. Пусть почувствуют себя историческими героями»
«Дом я строил для того, чтобы в нем могли остановиться мои друзья — звезды из-за рубежа и россияне — священники, врачи, однокашники. Пусть почувствуют себя историческими героями»
Фото: Марк Штейнбок

Я не отказался — был, как все студенты, вечно голодным. Рита пожарила картошку с лисичками, открыла шампанское. Я захмелел за пару секунд, и она показалась мне гораздо симпатичнее, чем прежде. Проснулись мы в одной постели и вскоре стали жить вместе... Она работала главным инженером на каком-то предприятии, получала хорошую зарплату, но не собиралась терпеть рядом с собой иждивенца. Поставила условие, что я должен приносить деньги в дом. И я из кожи вон лез — хватался за любую работу, был и сторожем, и грузчиком, и дворником. По сути, я был у нее под каблуком, но иногда проявлял характер и, хлопнув дверью, уходил к себе на квартиру. Она отпускала меня легко. Это убивало. Несмотря на то что вокруг вились толпы молоденьких девочек, я думал только о Рите. Перелом в наших отношениях случился, когда она мне открыто изменила.

В библиотеке Сафронова можно найти и древний манускрипт, и роскошный альбом современного художника. Здесь стоят старинные походные складные кресла для полководцев и английский стол XVIII века с тайниками
В библиотеке Сафронова можно найти и древний манускрипт, и роскошный альбом современного художника. Здесь стоят старинные походные складные кресла для полководцев и английский стол XVIII века с тайниками
Фото: Марк Штейнбок

Как-то мы пошли в ресторан поужинать, я предложил ей потанцевать, она отказалась. Тогда я попросил у нее разрешения пригласить другую девушку. Она была не против. Но потом Рите показалось, что во время танца я что-то той девушке нашептываю, договариваюсь о встрече. Мы поссорились, и Рита ушла. Я ждал ее возвращения всю ночь, она вернулась под утро. Зашла в дом, громко хлопнула дверью. Приблизилась ко мне и, глядя прямо в глаза, с презрительной улыбкой сняла свои трусики и бросила их мне в лицо: «Ты изменил мне вчера морально, а я тебе изменила физически!» Я рассвирепел. Тряс ее как грушу, колотил. Остановился, только когда она выкрикнула: «Пошел вон! Мы расстаемся навсегда! Я больше тебя видеть не хочу». Я впал в ступор, для меня это был удар. Выскочил за дверь, залез на чердак ее дома, нашел там какое-то битое оконное стекло и вскрыл вены.

«Я до сих пор не могу простить Франческе, что она украла у меня сына»
«Я до сих пор не могу простить Франческе, что она украла у меня сына»
Фото: Фото из семейного альбома

Чутье у Риты было как у кошки — она нашла меня на чердаке. Помню все как в тумане: Рита меня успокаивает, опускает мои руки в ледяную воду, перетягивает бинтом. Когда кровь остановилась, она запихнула меня в такси и отвезла в больницу... С тех пор наши отношения кардинально изменились. У меня появилось ощущение свободы, я стал изменять ей направо и налево. Но все равно Рита оставалась самой желанной. Я не мог понять, в чем ее секрет, ее манкость. Разобрался только спустя годы. Она жила для мужчины, полностью растворялась в нем. Готовила для меня, шила, умела слушать и сама потрясающе интересно рассказывала истории о том, как ходила в походы по горам... Когда мы расстались окончательно и бесповоротно, я узнал, что у нее было много интересных мужчин.

«Свой зимний сад с фонтаном я обожаю. Часть цветов и растений здесь пока искусственные. Я много разъезжаю по миру — за живыми просто некому ухаживать»
«Свой зимний сад с фонтаном я обожаю. Часть цветов и растений здесь пока искусственные. Я много разъезжаю по миру — за живыми просто некому ухаживать»
Фото: Марк Штейнбок

Нескольких я даже видел: один бравый милиционер, другой — священник армянской церкви, красавец. И все ее бывшие хотели вернуться к ней. Думаю, наши отношения с Ритой не заканчивались бы еще долго, но меня призвали в армию.

Джульетта чуть за пятьдесят

Я служил в Эстонии в ракетных войсках телефонистом. Без любовной истории не обошлось и там. Когда вспоминаю, начинаю хохотать, но тогда мне было не до смеха. Как-то в часть позвонила жена майора и попросила позвать мужа. Я его разыскал, она поблагодарила. Потом звонила еще и еще. Голос у нее был приятный. Мы начали разговаривать на разные темы: о книгах, живописи, кино, жизни. До конца службы оставалось три месяца, а я влюбился в прелестный голос. Не мог ни есть, ни спать, фантазировал о том, какая же у майора красивая жена.

Однажды придумал, как ее увидеть, — обманул начальство, сказав, что невыносимо болят зубы. Мне дали увольнительную и отправили на машине в город к стоматологу. Об этом я сообщил своей таинственной возлюбленной. Условились встретиться в городском парке. Пришел — никого. Только женщина с ребенком и какая-то бабушка. Я жду. Вдруг слышу, кто-то кричит: «Ник!» Оборачиваюсь, та же картина: бабушка и женщина с ребенком. Вдруг замечаю некоторую странность: бабушка то спрячется за деревом, то выглянет из-за него. Подхожу к ней, и вдруг бабуля — такой колобок килограммов на сто двадцать — сообщает: «Это я! Я выпила для храбрости». От нее действительно крепко пахло коньяком. Сейчас я думаю, что она была не бабушкой — чуть за пятьдесят. Но когда тебе нет двадцати, это катастрофа. Она взяла меня под руку и куда-то потащила.

Потолок кабинета украшен цеховыми гербами лучших ремесленников, которые работали в Средние века во Франции
Потолок кабинета украшен цеховыми гербами лучших ремесленников, которые работали в Средние века во Франции
Фото: Марк Штейнбок

Будучи человеком воспитанным, я не сильно сопротивлялся. Не мог же я драться с женщиной? Мы зашли в какой-то сад, там росли яблони и вишни, но почему-то пахло коровьим навозом. Я решил ее обмануть: мол, времени нет, нужно срочно в часть, а увидимся мы в следующий раз. Она всплеснула коротенькими ручками, отчаянно затараторила: «Ну, у нас еще есть пять минут» — и стала лихорадочно расстегивать кофточку. Она открывает грудь, я закрываю, она поднимает юбку, я одергиваю. До этого я два года страстно желал любую женщину, а тут такая история... Кое-как уговорил ее встретиться в более подходящей обстановке, и она, мечтательно закатив глаза, пообещала: «Ник, я сниму гостиницу, и мы станем близки». Я понесся к автомобилю, который ждал меня в условленном месте. Вдруг слышу протяжное: «Ник! Ник!» Оборачиваюсь — моя Джульетта бежит ко мне вразвалочку, простирая руки.

Фото: Марк Штейнбок

У меня в голове вертелась одна мысль: выдержу ли я ее вес? И вот она кидается мне на шею, шея моя прогибается, но я стою и думаю: «Все-таки я крепкий парень...» В часть я вернулся совершенно излечившимся от этой слепой любви. Когда демобилизовался, жена майора караулила меня у КПП. Купила дефицитные финские туфли, какие-то модные куртки и хотела все это мне подарить. Я пробрался через другой выход, уехал на вокзал. Майорша искала меня и по вагонам, а я прятался. Так и отправился домой в военной форме.

«Моим первым мужчиной будет мой муж»

Во время моей службы умерла мама. Я был раздавлен горем и решил получше узнать ее родину — Литву.

«Я перестал быть неистовым в любви, зато стал неистовым в работе»
«Я перестал быть неистовым в любви, зато стал неистовым в работе»
Фото: Марк Штейнбок
«Вот моя женщина — импульсивная, чувственная, сексуальная, талантливая». С Татьяной Васильевой
«Вот моя женщина — импульсивная, чувственная, сексуальная, талантливая». С Татьяной Васильевой
Фото: Марк Штейнбок

Поехал в Паневежис, где она родилась, устроился в драматический театр художником. Позже поступил в художественный институт в Вильнюсе. Писал картины — этим зарабатывал на хлеб. Жил на съемной квартире. Это было ужасно: приходишь, пьяный хозяин валяется на полу, ты его тихонько выпроваживаешь, потому что, если погонишь пинком под зад, он протрезвеет и вышвырнет тебя из дешевого жилья. С каждым днем я все сильнее мечтал о своем угле, где бы я мог спокойно работать. На четвертом курсе меня осенило: надо взять академический отпуск и заняться фарцовкой. У меня накопились кое-какие деньги от продажи картин, я все их вложил в покупку товара в Польше. Приобретенные там подделки — «итальянские» и «американские» джинсы, куртки, сапоги, платья — я продавал в Москве и Ульяновске. У меня как-то все хорошо шло.

За восемь месяцев заработал на квартиру, мотоцикл и несколько кожаных курток. Но материальные приобретения были не главными. У меня появился отличный друг — югослав по имени Тончи. Он был мне как брат, когда я нуждался, легко одалживал деньги. Мы не потерялись с ним, даже когда я вышел из бизнеса, вернулся к живописи и переехал из Вильнюса в Москву. Однажды Тончи позвонил и сказал, что в Москву едет его жена, которая передаст мне подарок. Она не говорила по-русски и взяла с собой в качестве переводчика подругу по имени Драгана, которая училась в Сорбонне на филологическом факультете и русский знала практически в совершенстве. Я жил тогда в коммуналке в Теплом Стане. Они ко мне приехали, мы попили чаю, время было позднее, и я предложил переночевать у меня. Жена друга пошла спать, а мы с Драганой устроились на кухне и долго разговаривали.

В ванной — современная сантехника, но отделка в готическом стиле
В ванной — современная сантехника, но отделка в готическом стиле
Фото: Марк Штейнбок

Она была очень красивая женщина, и я, конечно, пытался ее соблазнить. Ответ был жестким: «Нет, моим первым мужчиной будет мой муж». Я ляпнул: «Тогда давай поженимся». На эту уловку она не клюнула, но я ей понравился. Время от времени она стала приезжать в Москву с группами туристов из Франции, подрабатывала гидом и переводчиком. Ее отец был богатейшим человеком, но на Западе так принято — дети должны быть самостоятельными. Каждый раз, когда Драгана прилетала в Москву, она звонила мне, и мы встречались, гуляли по городу, ходили в кафе, на выставки. Мои знакомые, которые видели нас вместе, говорили: «Какая красивая девушка! Срочно женись!» Я огрызался: «Отстаньте!» — «Женись, дурак, она же из Парижа, мир увидишь!» И я как-то поддался на эти уговоры и снова сделал Драгане предложение.

На тысяче квадратных метров нашлось место для самых разных стилей — от готики и барокко до хай-тек. Никас планирует, что когда-нибудь эта квартира станет его музеем, и хочет оставить ее не наследникам, а городу. На верхнем этаже квартиры
На тысяче квадратных метров нашлось место для самых разных стилей — от готики и барокко до хай-тек. Никас планирует, что когда-нибудь эта квартира станет его музеем, и хочет оставить ее не наследникам, а городу. На верхнем этаже квартиры
Фото: Марк Штейнбок

Должен признаться, меня подстегивал азарт: она ведь хранила девственность, и я хотел стать ее первым мужчиной. Правда, особого сексуального желания к Драгане я не испытывал, она была не в моем вкусе. Моя женщина, чувствовал я, должна быть брюнеткой, немного итальянкой, с библейским лицом, горячей, чтобы в глазах огонь. А у Драганы были глаза как глаза — голубые, спокойные, волосы — белые, сама без особых страстей. Но я поставил себе цель и все-таки на ней женился. Расписались мы в Грибоедовском загсе, где заключают браки большинство иностранцев. Вторая свадьба была в Париже для ее иностранных родственников. И вот долгожданная первая брачная ночь... Через неделю я ее совершенно не хотел. Чувствовал себя импотентом. В общем, кошмар. Из Парижа мы, заехав ненадолго в Москву, отправились в Югославию, где у ее родителей тоже была вилла.

«Все эти годы моему сыну внушали, что его отец — неудачник»
«Все эти годы моему сыну внушали, что его отец — неудачник»
Фото: Фото из семейного альбома
«В моей жизни все взаимосвязано — любовь и работа. Если бы я не был художником и если бы не любил, я бы застрелился»
«В моей жизни все взаимосвязано — любовь и работа. Если бы я не был художником и если бы не любил, я бы застрелился»
Фото: Марк Штейнбок

Я планировал провести там лето, но выдержал только двадцать дней. Измучился ужасно и в конце концов сбежал.

В Москве меня ждала Ира из Кузьминок. Простая парикмахерша со вздорным характером, которую я бесконечно желал. Ира была похожа на Софи Лорен, но только пониже и покруглей — с большой грудью и бедрами, но тонкой талией. Я познакомился с ней в метро между поездками во Францию и Югославию. Уже уезжая в Югославию, я все время думал о моей парикмахерше. Накупил для нее кучу подарков, обманув жену, что это все для сестры. Подарки произвели на Иру большое впечатление. Мы стали близки. Страсть была просто сумасшедшая — мы занимались любовью по двадцать раз за ночь.

«Я наивно думал: «поматрошу» дня три-четыре и брошу»
«Я наивно думал: «поматрошу» дня три-четыре и брошу»
Фото: Фото из семейного альбома
Фото: Марк Штейнбок

Это было страшное чувство, на грани безумия и физического истощения. Я понял, что еще чуть-чуть — деградирую или сойду с ума. Через два года я с ней расстался. Мне нужна была страстная, но нормальная женщина. И я нашел такую.

Я изменял шотландке с американкой

В 85-м году в Москве я познакомился с Анджелой, высокой, стройной, умной и сексуальной шотландкой. Я ею увлекся не на шутку, смотрел на нее влюбленными глазами, а она постоянно говорила о своем бойфренде, который остался в Англии и по которому она страшно скучает. Слышать эти рассказы было невыносимо. Я влюблялся в нее все сильнее и понимал, что надо предпринимать решительные действия. Однажды пошел на крайность — пригласил к себе в мастерскую, напоил, разорвал одежду и грубо взял.

Фото: Марк Штейнбок
Фото: Марк Штейнбок

Это был отчаянный, сумасшедший, опасный шаг, на который сегодня я бы не решился ни при каких обстоятельствах. Женщины — загадочные натуры. Оказывается, именно такого напора ждала моя иностранка. Анджела влюбилась в меня как кошка. Я был счастлив — она подходила мне и в постели, и интеллектуально. Но я был молодым горячим дураком. Мне бы держаться за Анджелу, а я стал ей изменять с американкой — маленькой вертлявой пигалицей. Та оказалась коварной: нашла письма Анджелы и написала ей, что якобы ждет от меня ребенка, хотя это было враньем. Анджела примчалась выяснять отношения, чуть не наложила на себя руки... Когда она меня покинула, я страдал, пытался помириться, но назад дороги не было. Анджела закрылась от меня настоящей броней. Спустя много лет вспоминаю о ней как о самой большой потерянной любви.

«Сын не хочет тебя видеть»

Мой единственный законный, рожденный в браке, сын Стефано появился в любви.

Фото: Марк Штейнбок
Фото: Марк Штейнбок

С его мамой мы познакомились в 1990 году. Я был в Лондоне по делам, провел там три месяца. Чтобы как-то заглушить тоску по родине, отправился на выставку русского искусства конца XIX — начала XX века. И у картины Борисова-Мусатова увидел женщину, как будто сошедшую с его полотен, — большеглазую нимфу. Пытался общаться с ней на ломаном английском. А она вдруг ответила на хорошем русском, почти без акцента. Оказалось, зовут ее Франческа, она итальянка, но уже давно интересуется Россией, изучает русский язык и рада познакомиться с русским мужчиной. Я влюбился в нее сразу.

Пригласил в Москву, и Франческа через месяц приехала. Наши отношения были страстными, она очень быстро забеременела и восприняла это как дар небес. Я тоже был рад. Мы венчались в церкви. Она приняла православие, ее крестным стал мой друг актер Михаил Кононов. Рожать ребенка она уехала в Италию, я за ней. Назвали сына в честь моего отца, но на итальянский манер Стефано — папу звали Степан. С малышом и молодой женой мы поселились на загородной вилле моего друга, коллекционера Джанлуиджи Черази, вблизи Милана. Я наслаждался жизнью: писал картины, любил жену, ухаживал за младенцем. Во мне вдруг проснулась любовь к детям, которой я прежде в себе не обнаруживал. Я обожал моего мальчика, укачивал, вставал по ночам. Впервые я почувствовал, что такое быть отцом. Когда Стефано исполнилось четыре месяца, мне нужно было возвращаться в Россию — продлевать визу.

Фото: Марк Штейнбок
Фото: Марк Штейнбок

Франческа не хотела меня отпускать, закатывала истерики, орала, что я бросаю ее в трудное время, ребенок ведь совсем крошечный. Она отказывалась понимать, что виза — дело серьезное, я же не мог оставаться в Италии нелегально. Разобравшись в Москве с документами, я вернулся, но Франческа меня отвергла. После бурных объяснений она переехала к родителям в Венецию, а потом в Лондон. Заявила, что у нас нет совместного будущего. Официально мы не разводились, договорились, что, если кто-то из нас встретит любовь всей его жизни, развод тут же состоится. К тому же я обещал содержать ее и сына. И это обещание строго выполнял — ни Франческа, ни Стефано ни в чем не нуждались. Так продолжалось тринадцать лет, пока жена не узнала, что я совсем не бедный художник. У нее сразу появились советчики, которые рекомендовали со мной развестись, а все мое движимое, недвижимое имущество и деньги разделить.

Фото: Марк Штейнбок
Фото: Марк Штейнбок

У Франчески взыграла западная жадность, она засуетилась. Я предлагал развестись в Москве, где был заключен брак, но она решила провести эту процедуру в Лондоне: законы Великобритании при разводе всегда на стороне женщины, которой при расставании обычно достается значительная часть имущества, муженек же остается «без штанов». Но я не собирался с этим мириться, нанял хорошего адвоката, который объяснил Франческе: она нарушала закон — деньги я ей давал большие, а она не платила с них налоги и еще, переехав из Италии в Англию, представилась в социальной службе матерью-одиночкой и получала помощь от государства. В Великобритании это серьезное преступление. Испугавшись, Франческа дала мне развод в Москве.

Фото: Марк Штейнбок
Фото: Марк Штейнбок

Но я был ужасно на нее обижен. И не из-за денег, я бы и так ей все отдал. Долгое время она мешала мне видеться с сыном. Допустим, я к ним приезжаю в условленное время, а она говорит: только что отправила мальчика в Италию к бабушке с дедушкой, или он на учебе, или простыл. Но самое ужасное было, когда однажды, не пустив меня на порог, она заявила: «Сын сказал, что не хочет тебя видеть». Я думал, ничего страшнее быть не может, но она пошла дальше. Однажды я получил письмо от девятилетнего Стефано. В нем он под мамину диктовку писал о том, что не хочет никогда со мной общаться, потому что я отвратительный, никчемный тип, неудачник из варварской страны. Мать настраивала сына против меня, и результат дал себя знать. Я любил его на расстоянии, часто думал о нем, о его будущем, не жалел денег на его образование.

Когда Стефано обнаружил художественные способности, определил его в Королевскую академию искусств. Я мечтал передать ему свое мастерство, но по этой линии сын не пошел. Сейчас он изучает политику и экономику. Мы встретились после долгих лет разлуки. Ему было семнадцать. В Лондоне тогда открывалась моя персональная выставка, после которой был прием в российском посольстве. Я позвонил ему и пригласил прийти. Он пришел в школьной форме после занятий и очень смущался, когда я представлял его всем присутствовавшим: принцу Чарльзу, послам России, Великобритании, США, другим известным людям. Все говорили хорошие слова обо мне, моем мастерстве, и сын был поражен. Все эти годы ему внушали, что его отец — неудачник. А оказывается, его знают в мире и ценят. Потом я пригласил Стефано в Россию.

Фото: Марк Штейнбок
Фото: Марк Штейнбок

Он был на моих выставках, мы много общались, и сын вернулся ко мне. К счастью, несмотря на долгие годы разлуки, мы ощущаем себя родными людьми, друзьями. Но я до сих пор не могу простить Франческе, что она украла у нас возможность общаться, когда Стефано был мальчиком и нуждался во мне, так же как и я в нем. Это моя боль, которая мешает ощущать себя счастливым в полной мере.

«Сделай мне ребенка, умоляю!»

Сыновей, как выяснилось, у меня четверо. Самый младший — Ландин. Ему 13 лет. Со своей мамой немкой Катрин он живет в Австралии. Еще есть Лука. Ему сейчас двадцать один. Его родила москвичка Инна за полтора года до Стефано. Это была случайная связь, и пока ему не исполнилось четыре года, я о нем ничего не знал. А три года назад мне свалился как снег на голову Саша из Вильнюса.

Фото: Марк Штейнбок

Приехал взрослый парень, совершенно на меня не похожий, заявил: «Ты мой отец», рассказал о своей матери. Ее звали Надей. Я никогда ее не любил, но она была увлечена мной всерьез и при каждой встрече умоляла: «Сделай мне ребенка, от тебя мне больше ничего не нужно, я буду его любить, нянчить, воспитывать». Однажды Надя сообщила: «Я беременна». И пропала… И вот через много лет возникает мой великовозрастный ребенок: семь классов образования, без работы, без интересов. Оказывается, Надя сильно пила, продала квартиру, в которой они с сыном жили, деньги потратила. Когда осталась у разбитого корыта, рассказала сыну о его ставшем к тому времени очень известным отце, добавив: «Поезжай к нему, он поможет». Общаясь с Сашей, я не ощутил никаких родственных чувств. Но помочь согласился.

Фото: Марк Штейнбок

С меня, как говорится, не убудет. Я помогаю совершенно чужим людям: дому слепых, нескольким общеобразовательным школам, талантливым детям, которым нужна поддержка. Почему бы не помочь и этому юноше? И я сказал: «Саша, тебе обязательно нужно учиться, я дам денег на образование». Он согласился. И я стал ему помогать. Вначале дал 5 тысяч долларов, потом 25, потом 40. Он окончил школу и сообщил, что хочет заниматься бизнесом. Все деньги вложил куда-то, но дело не пошло. Когда он в очередной раз приехал ко мне за деньгами, я сказал: «Я дам тебе еще, но знай — это в последний раз!» Он даже растерялся... Саша молодой здоровый мужчина, ему уже 27 лет, и сейчас у него есть прекрасный шанс чего-то добиться в жизни самому. В этом возрасте у меня была заработанная собственным трудом квартира и я знал, чего хочу.

Фото: Марк Штейнбок

Я не ставлю себя в пример — у каждого свой путь. Но человек не может постоянно говорить: «Дай! Содержи меня весь остаток жизни!» Это тупик.

Нам было хорошо с Таней, но это не было любовью

В Москве есть несколько очень известных, блистательных, великолепных, красивых, талантливых женщин, с которыми у меня были близкие отношения. Не хочу называть имена, это их личная жизнь. А писать, как Кончаловский, «Низкие истины» не намерен, пусть все останется только в моей памяти. Расскажу лишь о тех дамах, которые сами не скрывают связи со мной. Самым долгим был роман с Таней Васильевой. Я увидел ее в 80-х годах на экране и ощутил: вот моя женщина — импульсивная, чувственная, сексуальная, талантливая... Хотя талант меня мало волновал, прежде всего притягивал темперамент.

Фото: Марк Штейнбок

Мне казалось, это женщина моей мечты. Я стал наводить о ней справки. Она тогда была замужем за артистом Георгием Мартиросяном. Я тихо ему завидовал, понимая, что от таких красавцев, как он, не уходят, да и таких, как она, тоже не бросают. Это было ясно, она ведь Богиня. Шло время. В 92-м или 93-м году на какой-то киношной или театральной вечеринке я познакомился с Таней. Для меня она была по-прежнему яркой, притягательной, желанной. Я подошел к ней и стал объясняться: «Танечка, вы мне очень нравитесь. Я художник, меня зовут Никас Сафронов». — «Да-да, очень приятно, спасибо. Но, извините, я сейчас не могу с вами разговаривать». Она подошла к своей подруге-американке и говорит: «Какой-то странный тип со странным именем Никас липнет». Та переспросила: «Никас Сафронов?!» — «По-моему, да, Сафронов». — «Таня, срочно идем к нему!

Я в Америке о нем много слышала! Это гений!» Таня подошла ко мне и говорит: «Познакомьтесь с моей подругой...» — и так с интересом уже меня рассматривает. Ее отношения с мужем в ту пору разладились. Они еще не развелись, но расстались, так что перед ним я не грешен. Я обхаживал Таню неделю: водил в рестораны, в кино, покупал цветы. А потом отважился пригласить к себе в мастерскую на Малую Грузинскую. Там все и произошло. Первое, что она спросила после близости: «А зачем ты ждал целую неделю?» Я говорю: «Как? Я не мог сразу — ты же Богиня для меня, свет очей моих. Я хотел, чтобы все было торжественно и красиво». Наши отношения развивались бурно. По темпераменту мы совпадали, но жизненные приоритеты оказались разными. Она вся принадлежала детям, была озабочена их здоровьем, благополучием.

Мы могли улететь на неделю в Испанию, а возвращались через пару дней, потому что что-то непредвиденное происходило с Филиппом или Лизой. Я ее понимал и не обижался. Разошлись мы постепенно, не ругаясь. Виделись все реже и реже. Допустим, приезжаем из совместной заграничной поездки, договариваясь созвониться завтра, но ни на следующий день, ни через неделю никто не звонит. Таня набирает мой номер через месяц: «Никас, ты чем сейчас занимаешься?» — «С тобой встречаюсь», — шучу я. «Тогда давай поужинаем». Ужинаем. «А ты не хочешь полететь со мной в Карловы Вары?» — «Почему бы не полететь? Полетели». Мы летим. Отдыхаем, любим друг друга. Возвращаемся: «Завтра созвонимся?» — «Созвонимся». Звоню через полгода: «Тань, я лечу в Венгрию. Может, ты со мной?» — «Полетели».

Нам было вместе хорошо и интересно. Я по-прежнему восхищаюсь ею как женщиной и как актрисой. Думаю, если я сейчас позвоню и договорюсь с ней о встрече, она скажет: «Почему нет?»…

Отношения, хотя и гораздо более легкие и краткие, связывали меня и с Леной Кореневой. Впервые я увидел ее в начале 80-х в Пицунде. По набережной шла фифочка на каблучках, и все вокруг шептались: «Коренева!» Она была миниатюрная, точеная — конфетка. Потом Лена улетела в Америку, долго жила там, но вернулась. Такая же привлекательная и необычная. Познакомились у общих приятелей. Попросил телефон, стал названивать. Во время одного из разговоров выяснилось, что живем мы совсем рядом. И она сказала: «Ну, приходите ко мне». Я зашел к ней, потом пригласил ее к себе. Так завязались наши близкие отношения.

Фото: Марк Штейнбок

Лена вернулась из Америки немножко растерянная, плохо ориентировалась, что к чему, но при этом страстно хотела работать и была увлечена идеей сыграть в спектакле «Лолита» по Набокову. Советовалась со мной, как его можно оформить. И у меня появилась идея: сняться в моей студии на фоне черного бархата абсолютно голыми, а потом во время спектакля через проектор показывать эти фото на театральном заднике. Я предложил это Лене. Она с легкостью согласилась и с такой же легкостью позировала нашему общему другу-фотографу. Спектакль не состоялся, фотографии лежали без дела и потом попали в один журнал… Это была бомба, сенсация. Наши отношения только ленивый не обсуждал. А в них не было никакого скандала. Лена очень интеллигентная, милая, глубокая и мудрая женщина — хороший, редкий человек. Да, бывает так, вспыхивает страсть, но никакой гарантии, что она продлится долго…

А вот привычка может жить годами…

«В гостиницу не пойду, а в Москву поеду»

Сегодня рядом со мной совершенно обыкновенная девушка Маша. Мы вместе уже больше восьми лет. Как-то зимой меня пригласили провести в Пензенском художественном училище мастер-класс. Когда он закончился, я вышел на улицу и увидел девушку в дубленке, которая была ей явно мала. Мне понравилось ее личико, вздернутый носик, и я пригласил ее в гостиницу. Она ответила резко и прямо: «Вы не на ту напали. Мы, пензючки, не такие». Я спросил: «А ты была в Москве когда-нибудь?» Она говорит: «В детстве с родителями». — «Ну, поехали сейчас». И она с радостью согласилась. Я наивно думал: «поматрошу» дня три- четыре и брошу.

Но как-то прикипел. Сначала это было желание, потом я влюбился. Мне нравилось в ней все. Как она говорит, ходит, спит, пахнет. Время шло, я думал: все равно ведь брошу, и чтобы Маша пережила это проще, нужно ее обеспечить. Я купил ей квартиру, сначала одну, потом другую, попросторней, помог получить высшее образование. И хотя мы живем вместе, у Маши есть своя территория, у меня своя — трехуровневая квартира в Брюсовом переулке, ремонтом которой я занимался долгие годы. Сам удивляюсь, но мы по-прежнему вместе. Маше сейчас 31 год. Она поправилась, собой не занимается, все работает, работает. Но я в ней нуждаюсь не меньше, а может быть, даже больше, чем прежде. Она как будто вошла в мою кровь, в мозг, стала моей привычкой. Выходит, что привычка гораздо сильнее любви. Раньше я этого не понимал, желал бури эмоций, сумасшедшего секса, сегодня же покой — это мое нормальное состояние.

Маша не мешает мне работать. Я не мешаю ей заниматься своими любимыми делами, общаться с подругами. Я перестал быть неистовым в любви, зато стал неистовым в работе. Сублимация. И я вовсе не страдаю от отсутствия страстей, а вот если бы потерял Машу, страдал бы наверняка...

В одну из поездок на Афон я разговаривал со старцем Ефремом, и он сказал: «Ты хочешь во всем быть первым. Ты больше всего любишь женщину и работу. Даже не знаю, что сильнее». А я, кажется, знаю. Я люблю женщин, получаю в любви вдохновение, потом пишу картины. Все взаимосвязано — любовь и работа. Если бы я не был художником и если бы не любил, моя жизнь была бы бессмысленной. Я бы просто застрелился!




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая