Чужие, добро пожаловать!

Кто из нас хоть раз в жизни не смотрел на звезды, размышляя о том, что где-то там, в необъятных...
Ольга Масленникова
|
17 октября 2011
Кадр из фильма «Чужой»
Кадр из фильма «Чужой»
Фото: «Двадцатый век Фокс СНГ»

Кто из нас хоть раз в жизни не смотрел на звезды, размышляя о том, что где-то там, в необъятных глубинах космоса, живут наши братья по разуму? Одни мечтают о «пришествии» пришельцев, которые помогли бы нам сделать жизнь на Земле счастливой для всех. Для других же возможное вторжение инопланетян — их худший кошмар. А деятели киноиндустрии, снимая фильмы о пришельцах, стремятся учесть все настроения. Киношникам приходится быть гибкими — иначе денег не заработаешь!

«Внимание! Мы подверглись нападению инопланетян!» — взволнованный голос ведущей новостей итальянского телеканала TG3 Марии Куффаро вызвал среди жителей Апеннинского полуострова, просмотревших минувшим летом этот ролик на YouTube, настоящую панику. Толпы перепуганных итальянцев принялись сметать с полок супермаркетов все продукты питания, какие можно запасти впрок… Только несколько часов спустя в Сети появилось разъяснение: это был рекламный клип к новому фильму режиссера Джанни Пачинотти «Последний землянин», который вскоре выйдет на экраны! Но люди успокоились далеко не сразу. Не потому ли, что в глубине души большинство жителей нашей планеты все же верят в существование инопланетян, даже если в этом и не признаются?

Фильмы о пришельцах снимают почти так же давно, как существует само кино. Одна из первых кинокартин об инопланетянах — «Путешествие на Луну» — была снята в 1902 году! А после знаменитого «Розуэлльского инцидента» 1947 года, когда, как утверждают уфологи, в штате Нью-Мексико якобы потерпела аварию «летающая тарелка», фильмы о гостях из космоса стали множиться, как грибы после дождя. И вскоре выяснилось, что представления о том, как должны выглядеть инопланетяне, подвержены таким же капризам моды, как одежда.

В 50—60-х модным трендом считалось изображать пришельцев в стиле «розуэлльского инопланетянина» — с большой, лишенной волос головой и огромными немигающими глазами. Одним из последних отголосков этой моды стали инопланетяне в «оскароносном» фильме Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977).

Но уже Джордж Лукас в первом же фильме «Звездные войны», ставшем культовым и заработавшем почти 800 миллионов долларов, подарил миру невероятное разнообразие рас инопланетян. И многие из них уже ничем не напоминали человека. А вскоре Ридли Скотт снял «Чужого», навсегда изменившего отношение кинозрителей к киношным инопланетянам.

Чего больше всего боится человек? Психологи утверждают, что даже у вполне цивилизованного городского жителя в глубине сознания таится иррациональный страх быть сожранным хищником. А если хищник вдобавок еще и рептилия или, что намного хуже, гигантское насекомое… Так что творец «Чужого» Ридли Скотт действовал наверняка — он совместил в своем детище черты и тех, и других. Что позволило ему неплохо заработать — его кино собрало в мировом прокате чуть меньше 200 миллионов долларов при бюджете в 11 миллионов и привело к созданию еще трех сиквелов.

Глубокомысленное выражение лица для зеленого мудреца Йоды в своих «Звездных войнах» Лукас позаимствовал у Эйнштейна!
Глубокомысленное выражение лица для зеленого мудреца Йоды в своих «Звездных войнах» Лукас позаимствовал у Эйнштейна!
Фото: www.starwars.com

А его пожирающий людей инопланетный монстр произвел настолько сильное впечатление, что с тех пор в кино гораздо чаще можно увидеть инопланетное чудище, чем «брата по разуму». Прилетевший с далекой планеты охотник из «Хищника»; гигантские насекомые из «Звездного десанта»; похожие то ли на спрутов, то ли на медуз пришельцы из «Войны миров», «Дня Независимости» и фильма «Марс атакует»; чудовищный таракан из «Людей в черном»… Но фантазия современных фильммейкеров потихоньку иссякает — все труднее представлять себе нечто доселе никем не виданное. Неудивительно, что дизайнеры — создатели инопланетян в кино — начинают заимствовать образы друг у друга.

Зрители, к примеру, не зря задают себе вопрос, не сбежал ли монстр-инопланетянин в новом фильме, спродюсированном Спилбергом, «Супер 8» из вышедшего в прокат тремя годами раньше «Монстро»? А Джон Фавро, режиссер также недавнего экшен-триллера «Ковбои против пришельцев», дал художникам указание стилизовать своего пришельца под «Хищника» и немного под «Чужого».

Интересно, что в отличие от сценаристов творцы ино-планетян судятся между собой не часто. Быть может, потому, что уже и не разберешь, кто и что у кого украл. Ведь даже классики позволяли себе подобное. Обнаружив, например, что женщина-джедай Аайла Секура из «Звездных войн» («Месть ситхов» — 2005) подозрительно напоминает синекожую певицу Плавалагуну из его «Пятого элемента» (1997), Люк Бессон не стал подавать иск.

Наверное, из уважения к маэстро — ведь без первых трех ставших классикой «Звездных войн» скорее всего не было бы и «Пятого элемента». К тому же, создавая первые серии своих «Звездных войн», Лукас немало позаимствовал из первоисточника «Пятого элемента» — французского комикса «Империя тысячи планет», изданного еще в 1971-м!

Но сколько бы ни спорили фильммейкеры о том, как могут выглядеть «кинопришельцы», самое сложное не разработать, а перенести свой замысел на экран. Проще всего иметь дело с пришельцами-«невидимками», вселяющимися в тело человека. Тогда создание образа — лишь дело актерского мастерства. Именно так и снимали «Жену астронавта», «Планету Ка-Пэкс», «Пришельца», «Скрытых»…

Хотя женщина-джедай Аайла Секура из «Мести ситхов» (2005 год) оказалась подозрительно похожа на...
Хотя женщина-джедай Аайла Секура из «Мести ситхов» (2005 год) оказалась подозрительно похожа на...
Фото: «Гемини Киномир»

Тем же, кто берется снимать кино о «зримых» инопланетянах, приходится подумать о технических средствах. Самый продвинутый на сегодняшний день способ сотворить пришельца — использовать технику «motion capture» (захват движения), то есть нарисовать его на компьютере, используя датчики, установленные на живом актере. Именно так появились на свет люди-кошки из «Аватара» Джеймса Кэмерона. Благодаря «motion capture» Кэмерону удалось превратить четырехметровых синекожих гигантов, приснившихся некогда матери режиссера, в трехмерных жителей планеты Пандора. Этот способ, конечно, хорош, но пока по карману лишь немногим.

Есть более бюджетный путь — построение аниматронных инопланетян. Хотя создание радиоуправляемых роботов — тоже дело не дешевое, да и технически крайне сложное.

Поэтому-то Рик Бэйкер, мастер по спецэффектам, по праву гордился своим творением — огромным аниматронным тараканом, созданным им для съемок «Людей в черном». Увы, Бэйкера постигло разочарование: его детище (обошедшееся, кстати, в несколько сотен тысяч долларов) заменили в конечном счете на нарисованного на компьютере монстра — из-за необходимости эффектно взорвать «таракана» в финале. Режиссеру Барри Зонненфельду работа компьютерщиков обошлась в лишние 4,5 миллиона долларов — но стоит ли мелочиться, если твой фильм собирает в прокате больше 300 миллионов долларов? Зато никакие технические трудности не помешали голливудским инженерам создать аниматронных жуков-пришельцев для «Звездного десанта» Пауля Верхувена. Или построить почти двухметрового инопланетянина для фильма «Ковбои против пришельцев».

Не говоря уже об аниматронном шестиметровом монстре из «Чужого против хищника» — настоящем шедевре робототехники! Кстати, создатели первого «Чужого» решали не намного более простую задачу. Хотя внутри «тела» их монстра был спрятан человек (Боладжи Бадеджо — настоящий гигант, рост которого составлял 2 метра 18 сантиметров), голова чудовищного пришельца также была аниматронной и состояла из девяти сотен управляемых частей! Кстати, человек скрывался и внутри самого Хищника. Первоначально, по замыслу режиссера Джона Мактирнена, герой Шварценеггера должен был сражаться с Хищником — Жан-Клодом Ван Даммом. Увы, когда начались съемки, стало ясно, что Ван Дамм с его ростом 1 метр 75 сантиметров явно мелковат для этой роли. Тогда ему срочно пришлось найти замену в лице рослого Кевина Питера Холла, который оказался еще выше, чем Бадеджо, — два метра двадцать!

...певицу Плавалагуну из «Пятого элемента» (1997 год), Люк Бессон не стал подавать в суд на Лукаса из уважения к маэстро
...певицу Плавалагуну из «Пятого элемента» (1997 год), Люк Бессон не стал подавать в суд на Лукаса из уважения к маэстро
Фото: www.fifthelement.com

А после безвременной кончины (Питeр успел «сыграть» Хищника только в двух первых фильмах) его сменил другой чуть менее рослый (2,16 метра) актер — Иен Уайт. Завидным ростом отличался и Питер Мэйхью (2,18 метра) — человек внутри мохнатого костюма Чубакки в «Звездных войнах».

Впрочем, на съемочных площадках фильмов об инопланетянах карлики востребованы иногда не меньше, чем великаны. К примеру, как бы Джордж Лукас при работе над «Звездными войнами» и Барри Зонненфельд, снимая «Людей в черном», обошлись бы без помощи крохотных людей? Кто, кроме карликов, мог бы сыграть низкорослых «плюшевых» инопланетян со спутника планеты Эндор и прочих придуманных Лукасом миниатюрных созданий?

Да и Стивен Спилберг не смог бы снять своего знаменитого И.П. («Инопланетянин») без помощи двух актеров-карликов, прятавшихся по очереди внутри костюма самого обаятельного и трогательного из пришельцев. А вот когда Джордж Лукас задумал другого симпатягу инопланетянина — маленького зеленого мудреца Йоду, карлики оказались для него крупноваты. Так что режиссеру пришлось использовать куклу-марионетку, глубокомысленное выражение лица которой позаимствовали, между прочим, у самого Альберта Эйнштейна! Кстати, для тех, кому Йода, Оби-Ван Кеноби и королева Амидала нравятся больше, чем космические монстры, есть хорошая новость. Создатели фильма «Люди в черном 3», который выйдет в прокат в мае 2012-го, объявили, что в их новой работе снова увидим старых добрых инопланетян.

Так что все шире распространяющаяся мода на «все на свете в стиле ретро» еще может помочь изгнать с экранов инопланетных чудовищ.

События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая