«Старухи Малого театра чуть не сжили меня со свету!» — говорила Быстрицкая

Режиссер Андрей Житинкин вспоминает легендарных актеров и актрис — людей, с которыми сводила его профессия.
Записала Анжелика Пахомова
|
16 Марта 2017
Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая
Фото: РИА НОВОСТИ

«В кино мне очень мешала моя красота», — считала Быстрицкая. Рассказывала, называя известных режиссеров, как ей предлагали главные роли, как начинали снимать… Потом режиссер влюблялся и начинал ухаживать за Элиной Авраамовной. А она — женщина строгих нравов. Да и в Малом театре ей приходилось нелегко. Говорят, что Руфина Нифонтова публично подняла бокал на каком-то празднике: «Выпьем за провал Быстрицкой!» — вспоминает режиссер Андрей Житинкин.

Я работал во многих театрах с великими артистами и видел их разными: грустными, сердитыми, уставшими, смеющимися, влюбленными… Помню, как репетировал первый российский мюзикл «Бюро счастья» с Людмилой Гурченко и Николаем Фоменко. И в какой-то момент я понял: да Люся же в Колю влюблена! Она постоянно цитировала его и даже пыталась ему подражать. Между ними просто искры летали! Вроде бы всерьез, но на самом деле заигрывая, она ему говорила: «Коля, вы идиёт!» А он спокойно отвечал: «Я знаю, Людмила Марковна…» И видно было, как он ей при этом нравится. Думаю, Фоменко подкупил Люсю своим лихачеством. Коля же и на лонже поднимался в колосники, на высоту пятиэтажного дома, и перемахивал через оркестровую яму, и все сам, без дублеров. Людмила Марковна дала ему прозвище Везувий. А буквально через год, когда Рязанов снимал «Старые клячи», партнером Гурченко опять стал Фоменко, и у них там были очень откровенные сцены. Просто Люся — как огромный генератор. Если кого-то любила — тянула наверх…

Режиссер Андрей Житинкин с Верой Васильевой
Режиссер Андрей Житинкин с Верой Васильевой
Фото: Сергей Виноградов/ТАСС

Гурченко умела зажигать, увлекать. Мало кто знает, что это благодаря ей Михаил Козаков вернулся из эмиграции. Михаил Михайлович был организатором гастролей Театра сатиры в Израиле. Помню, как он встречал нас в аэропорту с широкой западной улыбкой и всячески демонстрировал, как он богат, успешен, как ему здесь хорошо… Потом к вечеру появилась водка, трубка с табаком, он читал нам Бродского и Пушкина и в результате начал жаловаться на тоску и ругать местные порядки. А потом нам пора было улетать, и Козаков провожал нас в аэропорт. Но тут случилось убийство их премьер-министра, аэропорт перекрыли, все вылеты были задержаны. Козаков застрял вместе с остальными, покинуть здание не мог и он. И вот участники спектакля: Ширвиндт, Державин, Гурченко — слонялись по аэропорту, и снова Михаил Михайлович читал нам Пушкина. Чтение это перемежалось крепкими высказываниями Люси, которой было не до стихов: она почем зря ругала заграницу. И именно эти ее восклицания в итоге растравили душу Козакова. Так что, когда рейс наконец-то объявили, он сказал: «Ну что же… Я, пожалуй, тоже буду делать отсюда ноги! А пошло оно все!..» На наших изумленных глазах быстро с кем-то договорился, взял билет и сел в самолет. Багажа при нем не было никакого, только папочка с каким-то литературным трудом. Из вещей — только то, что на нем. В Израиле у Козакова при этом остались жена и дети. А он просто сел в самолет и полетел на Родину. Когда я его спросил: «Как же? Вот так, вдруг…» — он ответил: «Да, ты знаешь, к эмиграции я готовился значительно дольше…»

Людмила Гурченко и Николай Фоменко
«Вроде бы всерьез, но на самом деле заигрывая, Гурченко говорила Фоменко: «Коля, вы идиёт!» А он спокойно отвечал: «Я знаю, Людмила Марковна…» «Старые клячи». 2000 г.
Фото: KINO-TEATR.RU

Козаков, кстати, был в шоке, когда узнал, что я собираюсь поставить «Пиковую даму» в Малом театре. Рассказал мне случай, когда сам пытался снять фильм по этой пьесе. Закончилось все тем, что с нервным срывом он попал в психиатрическую больницу — после того как выбежал с «Ленфильма» с криком: «Старуха! Она меня убьет!» Был грандиозный скандал. Потом эту картину пытались другим режиссерам отдать — никто не согласился. И тогда ее вообще закрыли. А Козаков с тех пор, говоря о Пушкине, боялся даже упоминать название «Пиковая дама». Только «эта повесть»! В общем, он утверждал, что и мне плохо будет, если я возьмусь за «Пиковую даму». И мне действительно пришлось непросто, потому что Элина Быстрицкая, игравшая Графиню, за полтора месяца до премьеры вдруг поняла, что физически не может работать. Спектакль был на грани срыва. И тогда Элина Авраамовна позвонила, наверное, единственной актрисе, к которой относилась с симпатией: Вере Васильевой. Когда-то они вместе на радио работали. И Вера Кузьминична просто чудом, за месяц с небольшим, ввелась на эту роль. Совершила подвиг. Правда, Элина Авраамовна не позволила отдать ей свои костюмы. А там было пять роскошных платьев от Славы Зайцева! Размер подходил. Но характер Быстрицкой все-таки проявился: «Нет! Пусть Васильевой сошьют новые. А мои пусть висят. Вдруг я захочу вернуться…» То есть Вера Кузьминична вводилась на роль, понимая, что в любой момент Элина Авраамовна может вернуться. Но до сих пор этого не произошло…

Людмила Гурченко
«Мало кто знает, что благодаря Гурченко Михаил Козаков вернулся из эмиграции» Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих». 1982 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Предсказанная Козаковым беда случилась, когда Васильева за кулисами запуталась в своем роскошном платье (это был костюм «игральной карты», пиковой дамы) и упала, вывихнув ключицу. Ей было адски больно, но она переоделась и вышла в следующей сцене. Я сидел в зале и увидел, что Вера Кузьминична даже не может поднять руку. Понял, что что-то случилось, побежал за кулисы. Конечно, я предложил ей больше не выходить на сцену, а немедленно вызвать врача… Но она стояла с абсолютно белым лицом и говорила очень жестко: «Вы что, хотите напугать зрителя? Что скажут? Куда делась Графиня? Я выйду…» Не знаю как, на какой силе воли, но Васильева вышла даже на поклоны, и только потом ее увезли. Вот тогда я и вспомнил слова Михаила Козакова, побежал в гримерку, схватил этот костюм и сказал: «Все! Я уничтожаю это платье, категорически!» Так что у Веры Васильевой стало на одно платье меньше. Но на одну роль больше, ибо как раз после этого случая я, поразившись ее стойкости, решил поставить с ней что-то еще. Сейчас в Театре сатиры идет «Роковое влечение», где она потрясающе играет голливудскую звезду.

Элина Быстрицкая с Любовью Орловой в фильме «Русский сувенир». 1960 г
«В кино Быстрицкой пришлось от некоторых главных ролей вообще отказаться. «Мне помешала сыграть многие роли моя проклятая красота», — говорила она». Элина Быстрицкая с Любовью Орловой в фильме «Русский сувенир». 1960 г
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Многие считают, что у Элины Авраамовны сложный характер. Но когда мы с ней поближе узнали друг друга, оказалось, что для этого есть причины. Она рассказала мне: «Андрей, это только со стороны все выглядит, что моя судьба в театре сложилась удачно. А вы знаете, сколько всего я НЕ сыграла? Думаете, у меня «характер тяжелый»? А какие характеры были у «старух» Малого театра!» Нелегко ей пришлось, Быстрицкая ведь была молодой, когда пришла в Малый. Там был уже сложившийся коллектив, еще выходили на сцену Пашенная, Гоголева, Фадеева (их-то и называли великими старухами). Конкуренция бешеная! Рассказывают, что главная соперница Элины Авраамовны Руфина Нифонтова публично подняла бокал на каком-то празднике: «Выпьем за провал Быстрицкой!» А в кино Элине Авраамовне пришлось от некоторых главных ролей вообще отказаться. «Мне помешала сыграть многие роли моя проклятая красота», — говорила Быстрицкая. Рассказывала, называя очень известных режиссеров, как ей предлагали главные роли, как начинали снимать… Потом режиссер влюб­лялся и начинал ухаживать за Быстрицкой. А она — женщина строгих нравов. Я сам на гастролях наблюдал, что она не позволяет мужчинам даже приближаться к себе, не то что брать за руку! Все эти передряги сформировали действительно очень непростой нрав. Актеры в Малом устроили настоящий тотализатор — выпустим мы спектакль по Сомерсету Моэму «Любовный круг», с Быстрицкой в главной роли, или нет. Люди деньги ставили! Но просчитались — наш спектакль все-таки вышел.

Главная конкурентка Быстрицкой в Малом театре Руфина Нифонтова в фильме «Хождение по мукам». 1957 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Ее красота даже в поздние годы потрясающая. И что бы сама Быстрицкая про свою красоту ни говорила, она ее бережет. Рассказывала мне, что на ночь обматывает эластичными бинтами щеки и подбородок для поддержания тонуса кожи. И был случай, когда она ехала на гастроли с одним актером в СВ. Актер заснул пораньше, а ночью проснулся. Включил свой маленький личный ночничок… и закричал в ужасе. Потому что Элину Авраамовну в этих «приспособлениях» спросонья не признал.

Михаил Козаков
Михаил Козаков в фильме «Покровские ворота». 1982 г.

У Быстрицкой привычки настоящей примадонны. Во время наших репетиций она могла взять за свой счет несколько дней и уехать в Германию. «Элина Авраамовна, зачем вам туда и почему всего на несколько дней?» — «Мне нужно выбрать шарфик, еще кое-что. Обновить гардероб...» В театр она приходила очень элегантно одетая, в брючном костюме, с какой-нибудь дорогущей камеей на жакете. Элина Авраамовна прекрасно разбирается в драгоценностях, у нее все подлинное, есть вещи XIX века… Впрочем, у Гурченко бывали безделушки и «постарше». Украсит свою чалму чем-то, подойдешь посмотреть и слышишь: «Осторожно! Этой камее триста лет!»

Волчек на репетиции запустила пепельницей

Когда-то я и сам собирался стать актером. Александр Анатольевич Ширвиндт в Щукинском училище ставил наш дипломный спектакль, поэтому я считаю его своим учителем. Позже он мне даже завидовал, что я актером не стал: «Тебе везет! Ты стал режиссером. А я буду клоуном до седых волос!» Благодарить же за несделанную ошибку я должен Евгения Симонова, который высмотрел меня в Вахтанговском театре, где я довольно скромно начинал. Я — в буквальном смысле — последний ученик Симонова, после меня он уже никого не успел взять. Процесс обучения был спонтанным: Евгений Рубенович музицировал на рояле, читал Пастернака или просто рассказывал, у кого на коленях сидел в детстве. А он у всех великих сидел, потому что в доме у его отца, Рубена Симонова, бывали все. Шаляпин, Уланова, Райкин — все это приятели его папы…

Симонов неизменно был в бабочке, белоснежной рубашке, брюках со стрелками. И мне казалось, что он просто не может быть другим, он безупречен по своей природе. Встретил его однажды, уже после того, как Евгения Рубеновича заставили уйти из театра… Симонов стоял на троллейбусной остановке под дождем. Когда я его обнял и расцеловал, понял, что у него одна щека выбрита, а другая — нет. И меня это просто потрясло. С уходом из Театра Вахтангова жизнь для Симонова кончилась…

Вера Васильева
«Предсказанная Козаковым беда случилась, когда Васильева за кулисами запуталась в своем роскошном платье и упала, вывихнув ключицу. Я сидел в зале и увидел, что Вера Кузьминична даже не может поднять руку…» Вера Васильева в спектакле Андрея Житинкина «Пиковая дама»
Фото: Из архива Малого театра

После учебы я пришел ставить дипломный спектакль в «Современник». И попал в совсем другую обстановку, не академическую. Там не говорили «плохой» или «хороший» спектакль, только «живой» или «неживой». Волчек утверждала: «Здоровья у режиссера, конечно, может и не быть... Но у него должна быть воля!» Она на репетициях так кричала! И даже один раз я видел, как она запустила в актера пепельницей… Я был потрясен…

Но в «Современнике» режиссеров было много, часто спектакли ставили сами актеры. Мне нужно было искать какой-то другой театр для постоянной работы. Вскоре я оказался в Театре имени Ермоловой, где мои успехи начались с того, что у меня прямо на премьере умер великий ермоловский старик, Всеволод Якут. Он пережил все и всех. Рассказывал, как в Крыму Берия засмотрелся на его жену и ее прямо на улице затащили в автомобиль, хотели украсть. Якут закричал: «Я лауреат Сталинской премии!» — и вытянул жену из машины обратно. И вот этот несгибаемый старик со словами «Не провожайте!» отошел в сторонку и, упав на подмостки, мгновенно умер. Оставаться после этого в театре мне не хотелось. И мои поиски продолжились…

Судьба забросила меня в Театр имени Моссовета, где, кстати, со мной начал работать никому еще не известный Саша Домогаров. Он до этого десять лет просидел в Театре Российской армии, исправно играя положительных, «фрачных» героев, и ему это осточертело. Поэтому, когда я начал предлагать Домогарову что-то необычное, «скандальное», он пришел в восторг. Сказал: «Господи! Как же я хочу выблевать из себя Героя!»

Александр Ширвиндт и Людмила Гурченко
«Его ирония, снисходительность, спокойствие — ведь без этого Ширвиндта люди себе и не представляют… А между тем это в общем-то маска, и я знаю другого Ширвиндта, у которого перед премьерой всякий раз состояние на грани нервного срыва, все рубашки мокрые!» Ширвиндт и Гурченко в спектакле Андрея Житинкина «Поле битвы после победы принадлежит мародерам». 2004 г.
Фото: Марк Штейнбок

В «Моссовете» я много слышал про Раневскую — о ней там легенды ходят. Например, о том, как Фаина Георгиевна вместе с Ростиславом Пляттом спасала Юрского от опалы со стороны начальства. Юрский в Ленинграде просто пропадал, нужно было перевозить его в Москву… И вот они пришли и убедили руководство своего театра, что надо срочно принять Юрского. Причем Плятт попросил Раневскую «не раскрывать рта». Потому что боялся, как бы она не начала материться или еще как-то грубить начальству. Она же вспыльчивая. «Просто стойте и внушайте фигурой!» — сказал Плятт. И Раневская, когда от нетерпения у нее уже начинало что-то прорываться, произносила только два слова: «Какой талант! Какой талант!» В общем, они все сделали правильно, и Юрского в труппу приняли.

Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
«До самых последних дней Плучек горевал из-за потери Папанова и Миронова, которых так никто в театре и не заменил» Андрей Миронов и Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.

Ну а что касается моего учителя, Александра Ширвиндта, с ним я тоже работал, когда ставил спектакль к его юбилею, для Театра сатиры. И он по-актерски подчинялся мне, режиссеру. Но предупредил: «Только учти! Я не хочу во время юбилея сидеть в кресле и принимать венки от Мантулинской фабрики. Чтобы этого не было!» Его ирония, снисходительность, спокойствие — ведь без этого Ширвиндта люди себе и не представляют… А между тем это в общем-то маска, и я знаю другого Ширвиндта, у которого перед премьерой всякий раз состояние на грани нервного срыва, все рубашки мокрые! Причем внешне это проявляется так, что он становится очень заторможенным, флегматичным, не отвечает на вопросы, ни на что не реагирует… Значит, все, он волнуется! Несмотря на свой профессионализм, серьезный стаж, возраст, славу и зрительскую любовь.

Иннокентий Смоктуновский и Валерий Золотухин
«Смоктуновский невероятно разбирался в моде. На гастролях за границей страшно экономил, а потом покупал одну хорошую вещь, от которой все падали» Иннокентий Смоктуновский и Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии». 1979 г.

В Театре сатиры мне довелось поработать с еще одним человеком-легендой, Валентином Плучеком. Я застал Валентина Николаевича уже совсем пожилым человеком, он был слаб здоровьем, часто вынужден был сидеть дома. И страдал от одиночества. Из его былых фаворитов вокруг него никого не осталось. Например, Татьяна Васильева, под ноги которой он «бросал» свой театр, стала много сниматься в кино и ушла из труппы. В этот непростой период к Валентину Николаевичу проявили участие те, от кого он, может быть, этого не ждал. Например, Вера Васильева с мужем, актером Владимиром Ушаковым, неизменно навещали его. По этому поводу супруга Плучека плакала: «Вот, Валя! Как несправедливо устроена судьба! Ты стольких актеров вывел в люди, сделал их гениями… А приходит к нам только Верочка Васильева…» Зина, как все за глаза звали жену худрука, десятилетиями задавала тон в театре, командовала всем и вся. И даже в поздние годы она не изменяла своему характеру. При очередном визите актеров Театра сатиры на нее очень сильное впечатление произвела норковая шуба Веры Васильевой. И выразила свои чувства Зинаида так: «Что это у тебя? Шуба? Нет, ты посмотри! Актеры нашего театра имеют такие шубы! А почему у меня такой нет?»

Фаина Раневская и Юрий Яковлев
Фаина Раневская и Юрий Яковлев в фильме «Легкая жизнь». 1964 г.

До самых последних дней Плучек горевал из-за потери Папанова и Миронова, которых так никто в театре и не заменил. Кстати, я сам был в Риге, когда после внезапной смерти Папанова везде на заменах играл Миронов. Стояла задача — не сорвать гастроли, люди уже раскупили билеты. Поэтому Миронов как бы встал на место умершего, и когда через девять дней у Андрея случился приступ, после которого он умер, Плучек говорил: «Это все из-за того, что мы вынесли гроб на сцену». В том сезоне для спектакля «Самоубийца» использовали настоящий гроб... Ну вот как тут не стать суеверным?

Ульянов уволил Яковлева за хулиганство

В конце 80-х судьба снова забросила меня в «альма-матер» — Театр Вахтангова, и я с радостью приступил к работе с Юрием Яковлевым. Он считал себя «последним настоящим вахтанговцем». Яковлев умел впадать в детство, а Рубен Симонов считал это критерием гениальности. Симонов ненавидел, когда актеры «бронзовели». Поэтому периодически давал народным артистам задания на уровне студенческих этюдов. Типа проскакать на лошадке. С Яковлевым «забронзовения» не произошло, его скорее можно назвать авантюристом. Была у него ужасная привычка — менять текст на ходу. Ну скучно ему было произносить одно и то же по многу раз! Иногда его так «заносило», что актеры, которые играли с ним, жаловались, что не узнают пьесу. Ульянов, который уже был худруком на тот момент, называл все это хулиганством. С некоторых пор между двумя великими артистами возникло противостояние. Яковлев остался ребенком, а Ульянов, который раньше с ним мог и загулять, и «пошалить», теперь, по мнению Яковлева, стал «человеком в костюме». Я знаю, что несколько раз Юрия Васильевича выгоняли из театра: за «хулиганство», недисциплинированность. Но через какое-то время Яковлев, конечно, снова возвращался…

В отличие от Яковлева и многих других «стариков», в 90-е вдруг потерявшихся, сникших, еще один актер, с которым я сдружился, — Иннокентий Смоктуновский — именно в эти годы вдруг оказался «на волне». Выяснилось, что он очень хорошо умеет считать деньги. В то время, когда многие советские актеры не хотели сниматься «в дерьме» и голодали вместе со своими близкими, Смоктуновский развернулся. Он любил цитировать Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Играл мафиози, бандитов… И не просто соглашался сниматься, а еще требовал с режиссеров двойную ставку. Говорил: «А чего мне стесняться? Я тяну на себе всю семью. Жену, дочь, сына…» Все они не работали. Более того, у близких были разные проблемы, и Иннокентию Михайловичу приходилось эти проблемы решать, все шли к нему за помощью. Он постоянно ощущал ответственность как кормилец семьи. Не рассчитал только одного — что надорвется, что сердце не выдержит…

Юрий Яковлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973 г.
«Яковлев умел впадать в детство, он никогда не «бронзовел». Была у него ужасная привычка — менять текст на ходу. Ну скучно ему было произносить одно и то же по многу раз! Иногда его так «заносило», что актеры, которые играли с ним, жаловались, что не узнают пьесу» Юрий Яковлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Был у Смоктуновского еще один прежде скрытый талант. Он невероятно хорошо разбирался в моде. Умел по-барски носить костюм, повязывать галстук, а то и шейный платок интересным узлом. Любил западные вещи хороших фирм. На гастролях страшно экономил, а потом покупал одну хорошую вещь, от которой все падали, когда он приезжал домой. О своей гениальности Смоктуновский говорил как о будничном факте. Мне рассказывали, что как-то министр культуры Фурцева пришла в театр и от избытка чувств стала восклицать: «Иннокентий Михайлович, ну вы такой артист! Мы прямо на вас молимся!» А Смоктуновский спокойно посмотрел на нее и с достоинством ответил: «И правильно делаете!»

Связала меня судьба и с Олегом Павловичем Табаковым. Помню, он как-то пришел на мою постановку «Мой бедный Марат» в Театр Моссовета. Причем с женой Мариной Зудиной, которая тогда была в положении. Я страшно переживал, потому что, хоть на сцене зима и блокадный Ленинград, в зале было где-то около плюс 35. Жара, лето… Но они мужественно досидели до конца. Правда, говорить со мной ни о чем не стали, после спектакля сразу ­уехали. А потом я был в Америке (время от времени езжу туда преподавать), и тут звонок из приемной Табакова: «Олег Павлович приглашает вас поставить спектакль, вам нужно срочно прилететь в Москву». — «Но у меня работа, а потом я еще собирался здесь отдохнуть, сейчас каникулы…» — «Вы должны начать репетировать в августе и выпустить спектакль к открытию сезона». Я сказал тогда: «Ну конечно! Уже бегу и лечу!» — посмеялся и забыл. Но потом я понял, кто такой Табаков. Это «мафиози» от театра! Его помощники сами поменяли билеты на другие даты и организовали мою доставку в Москву. К работе я приступил, когда хотел Табаков.

Много было в моей жизни прекрасных театров. И все же я не могу остановиться на каком-то одном. Вот уже много лет я странствую: то там поставлю спектакль, то здесь… Это мое хобби — встречаться с разными людьми, коллекционировать встречи. Да-да, я коллекционирую не подарки великих актеров — тех, кто теперь считается легендой, не какие-то их вещи, а их самих. Я коллекционирую людей, воспоминания о них. Потому что нет ничего дороже…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Китайский гороскоп с 19 марта по 4 апреля
«В китайской метафизике вторая часть марта 2024 года является очень противоречивым периодом, который «просит» нас быть тише, но «заставляет» быть громче. На самом деле это время большой проверочной работы над собой. Все обстоятельства заставляют нас проявлять грубую силу, а их большой замысел в том, чтобы открыть свое сердце и дать себе стать собой, при этом быть сильным, быть услышанным, быть заметным в легкости и простоте», — говорит практикующий астролог Ба-Цзы, создатель школы китайской астрологии, мастер фэншуй и тетапрактик Наталия Гурьянова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог